Таможенники находят новые методы борьбы с жульничеством при импорте и экспорте

В ноябре Австралийская таможенная служба собирается ввести в действие рентгеновскую систему, которая должна коренным образом изменить положение дел в борьбе с мошенничеством при импорте и экспорте грузов.

Кроме обнаружения нелегальных грузов, содержащих наркотики и оружие, таможня нашла для новой техники и другое применение. Таможенники рассчитывают также, что новые системы помогут в обнаружении «неправильно заявленных партий товара, утаивания доходов, контрабанды и крупномасштабных мошеннических сделок» при совершении экспортных и импортных операций.

Впервые новая технология сканирования, разработанная компанией NuTech, была заявлена правительством в рамках проводившейся в 1999-2000 годах кампании по ужесточению борьбы с наркотиками Tough on Drugs, цель которой состояла в выработке комплексного интегрированного подхода к проверке грузов в крупнейших австралийских портах — Сиднее и Мельбурне. В этом году правительство расширило свою программу, включив в нее еще два порта — Фримантл и Брисбен. Все это вписывается в программу защиты границ Protecting Our Borders.

Особый интерес к новой технологии проявляет Австралийская налоговая служба, изыскивающая способы борьбы с мошенничеством в сфере ИТ. Недавно налоговая служба организовала встречу с ведущими поставщиками и владельцами каналов связи, выказав озабоченность уклонением от налогов на товары и услуги в информационной отрасли. Одной из самых серьезных проблем они считают крупномасштабное жульничество при импорте и экспорте.

Что касается экспорта, то в Австралийской налоговой службе видят проблемы в завышении цен и последующем раздувании налоговых льгот, а также в фиктивном экспорте товаров. Кроме того, налоговиков беспокоят двойные счета, оформляемые на товары зарубежными поставщиками, а также ложные характеристики товаров и занижение цен на них при импорте.

Налоговики рассчитывают, что новая рентгеновская технология позволит ловить нечестных импортеров с поличным, или же по меньшей мере удержать компании от попыток мошенничества.

Технология предполагает крупномасштабное сканирование примерно 5% от общего количества контейнеров с грузом. В среднем таможенники рассчитывают проверять по 100 контейнеров в день, что выливается в 26 тыс. проверок за год в каждом порту. Каждый выбранный для проверки контейнер будет загружаться на товарную платформу и завозиться для сканирования в специально сконструированное сооружение большой вместимости.

Контейнеры для проверки будут выбираться не случайным образом. У таможенников существует специальная служба по идентификации рисков, которая и будет отбирать контейнеры, руководствуясь своими данными. Первоначально основное назначение технологии состояло в выявлении контрабандных товаров, однако, по словам представителя таможенной службы, она дает настолько отчетливое изображение, что по нему можно довольно легко обнаруживать и некорректно декларированные товары. Недобросовестным импортерам и экспортерам станет намного труднее проворачивать аферы с представлением дешевых товаров как дорогих и наоборот.

Первая из рентгеновских систем должна быть сдана в эксплуатацию в Мельбурне в ноябре. От первоначального плана таможня отстает на несколько месяцев. Системы в Сиднее и Брисбене, запланированные к сдаче на конец 2002 года, по словам представителей таможенной службы, будут запущены, скорее всего, в начале следующего года.