Под влиянием конкуренции компания «Форвард Технологии» вышла из информационной тени

Компания «Форвард Технологии», созданная в 1995 году, до недавнего времени была незаметна на российском рынке. Однако усиление конкуренции в серверном сегменте, по-видимому, все же заставило руководство компании пересмотреть свое отношение к вопросу популяризации собственной торговой марки. В сентябре состоялась первая в истории компании пресс-конференция, на которой был представлен новый модельный ряд серверов.

Взлеты и падения

Оценивая пройденный компанией путь, ее генеральный директор Ренат Юсупов отметил три обстоятельства, сыгравших ключевую роль. Первым из них стало начавшееся в 1996 году сотрудничество с компанией «Вист», для которой «Форвард» выпускала серверы (под совместной маркой Vist-Forward), распространявшиеся затем через дилерскую сеть «Виста». По словам Юсупова, это сотрудничество может служить первым в практике российского рынка примером производственного аутсорсинга. Оно продолжалось вплоть до кризиса 1998 года; в тот период доля выпускавшихся компанией «Форвард» серверов (в основном под торговой маркой Vist-Forward) достигала 10% общего объема серверного рынка, оценивавшегося приблизительно в 30 тыс. устройств. В результате кризиса, ставшего еще одним ключевым событием в истории «Форварда», объем производства компании упал в два с половиной раза. Так, если в 1997 году она продала более 2 тыс. серверов, то за два последующих года — менее тысячи устройств.

В качестве третьего ключевого аспекта Юсупов назвал сотрудничество с Intel, развивавшееся поступательно и в годы успеха, и в периоды неудач. В 1999 году компания стала одним из первых участников программы Intel Premier Provider и в том же году получила у Intel статус Server Country Leader. Последним свидетельством признания успехов компании стало членство в организованном Intel клубе «Серверный лидер 1000+» (полученное «Форвардом» вслед за компаниями «Аквариус» и Kraftway).

Знание — сила

Решение о фокусировке «Форварда» на производстве серверов было принято в 1996 году, и с тех пор было произведено более 9 тыс. серверов. В нынешнем году компания, вероятно, преодолеет 10-тысячный рубеж (в первой половине текущего года она поставила 923 сервера). В настоящее время компания специализируется исключительно на производстве серверов и смежной продукции (графических рабочих станций Forward Power Station, внешних дисковых подсистем Forward StorAge). Помимо собственно сборки серверов и рабочих станций компания занимается и собственными разработками, в частности создает отказоустойчивые кластерные системы в рамках технологии сетей хранения.

«Число российских компаний, умеющих правильно работать с серверными технологиями, не так уж велико», — полагает генеральный директор «Форварда». Между тем, по его мнению, для того, чтобы собрать исправно работающий сервер, необходимы в первую очередь знания и опыт. «Форварду» близка модель бизнеса, которой придерживаются в Dell: каждый сервер производится для конкретного заказчика.

«Фактически каждый сервер, выпущенный нашей компанией, — штучный товар, поскольку он сконфигурирован и настроен в зависимости от конкретных задач пользователя, — подчеркнул Юсупов. — Поэтому у нас «стапельное», а не конвейерное производство серверов».

Выработанная к нынешнему году техническая стратегия «Форварда» предусматривает, в частности, отказ от производства младших (однопроцессорных) моделей серверов и взаимодействие с очень ограниченным числом поставщиков комплектующих (жестких дисков, модулей памяти и пр.). Большое внимание уделяется обеспечению надежности серверов.

Впереди — Itanium

На пресс-конференции был представлен новый модельный ряд серверов, состоящий из трех серий двух- и четырехпроцессорных устройств: для малого бизнеса (Forward CH2 и HH2), подразделений (Forward eHH2) и предприятий (Forward eSC4). Кроме того, в составе модельного ряда имеются специализированные серверы для Internet-приложений (Forward iWS2 и iWC2), а также используемые в составе кластеров серверы для критических приложений (Forward iSC4). С новыми серверами руководство «Форварда» надеется увеличить свою долю в серверном сегменте (в настоящее время, по собственным оценкам компании, она составляет от 4 до 5%), в том числе и за счет структурных перемен на компьютерном рынке.

Середина года стала своеобразным «водоразделом»: из ассортимента «Форварда» исчезли серверы, выполненные на базе «обычных» (предназначенных для установки в ПК) процессоров; остались только модели на базе серверных процессоров Xeon и Xeon MP. В целом, по словам Юсупова, смена поколений выпускаемых компанией серверов повторяет историю развития серверных технологий Intel, правда, за единственным исключением: «Форвард» еще не готов выпускать серверы на Itanium, но со временем они появятся в модельном ряду компании.

Портрет заказчика

До сих пор основная доля продаж серверов «Форварда» приходится на регионы, куда продукция поступает через сохранившуюся часть дилерской сети компании «Вист». При этом потребителями устройств являются главным образом промышленные предприятия. Отечественная промышленность, по словам Юсупова, более лояльна к российским сборщикам. Компания заключила несколько генеральных соглашений с крупными промышленными предприятиями, в соответствии с которыми компания поставляет им не только серверы, но и широкий спектр другого оборудования, вплоть до калькуляторов.

Тем не менее Юсупов считает, что наибольший потенциал с точки зрения роста потребления серверов имеет сегмент малого и среднего бизнеса. На него в компании долгое время не обращали внимания, но теперь доля в обороте компании постоянно растет.

Что касается рынка госзаказов, то компания практически не работает на нем, предпочитая, например, участвовать в тендерах через партнеров. Говоря о перспективах, Юсупов сообщил, что в скором времени компания, вероятнее всего, начнет подготовку к сертификации на соответствие стандарту группы ISO 9000.


Структура российских потребителей серверов

По оценке «Форвард Технологии», объем российского серверного рынка составляет от 40 до 42 тыс. устройств. Начиная с 1999 года он ежегодно растет в среднем на 25%. Как считает Юсупов, в ближайшее время более выраженной станет специализация компаний-сборщиков: часть из них уйдет из серверного сегмента и сконцентрируется на сборке ПК. В то же время будут, очевидно, и примеры отказа компаний от сборки ПК в пользу серверов.

Источник: «Форвард Технологии»

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями