Крамник против Deep Fritz 7 — ничья 4:4

Чемпион мира по шахматам Владимир Крамник и представители группы разработчиков шахматного компьютера Deep Fritz 7 после завершения матча в Бахрейне с ничейным счетом 4:4 выступили с заявлением, в котором говорится, что обе стороны с удовольствием примут участие в новом соревновании человека и машины.

На счете 3:3 в матче после того, как Deep Fritz одержал две победы подряд, был небольшой перерыв. После перерыва были сыграны еще две игры, отличающиеся своей стремительностью: 28 ходов в предпоследней и всего 21 — в последней (в этой игре Крамник играл белыми). «Наша программа может играть с шахматистом любой силы, всегда и в любое время, — утверждают представители компании Chessbase из Германии, разработавшей шахматную программу. — Этот матч также многому научил нас, и мы можем добиться еще лучших результатов».

«Стало очевидным, что лучшая шахматная программа и чемпион мира практически равны по силам», — признал Крамник. Гонорар Крамника за участие в матче составил 800 тыс. долл.

Долгие годы ученые и философы скрещивали копья в споре о том, является ли способность компьютера играть в шахматы признаком искусственного интеллекта или достигается за счет невероятной процессорной мощи.

Профессору лингвистики Массачусетского технологического института Ноаму Хомскому приписывают слова, что компьютерная программа, способная победить гроссмейстера, не более интересна, чем гидравлический подъемник, бьющий мировой рекорд в тяжелой атлетике.

Идея проведения чемпионатов по шахматам между человеком и машиной родилась в 1945 году, когда американский математик Алан Тьюринг в статье A Proposed Electronic Calculator написал, что машину возможно научить весьма искусно играть в шахматы.

В 1997 году в аналогичном состязании Гарри Каспаров проиграл системе IBM Deep Blue. По словам самого Крамника, Deep Fritz 7 — «очень серьезный противник, более мощный, чем Deep Blue». Между тем, Deep Fritz 7 работает на компьютере на Intel-платформе. Система перебирает около 3 млн. позиций в секунду, тогда как Deep Blue перебирал 100 млн. позиций. Однако, как отмечают в компании ChessBase, Deep Blue расходовал немало мощности впустую, множество раз перебирая одни и те же варианты.