Новая система будет развиваться в направлении оддержки принятия управленческих решений
Дмитрий Шалюхин: «Стоимость внедренческого проекта должна быть такой, чтобы руководитель был заинтересован в эффективной работе системы»

Компания «Клиент-Серверные-Технологии» (КСТ) представила созданную недавно систему управления предприятием М-3 и рассказала о планах ее развития. Как пояснил генеральный директор компании Дмитрий Шалюхин, от своей предшественницы — системы M-2 (ее развитие будет приостановлено) — новая система отличается технологической основой: она реализована на базе инструментария Delphi 5. В КСТ полагают, что этот переход упростит разработчикам дальнейшее развитие системы, а пользователям облегчит ее эксплуатацию.

Архитектура системы осталась прежней, двухзвенной клиент-серверной, да и платформа СУБД не изменилась — все та же Oracle 8i. Другим стал механизм связи с базами данных: теперь работа с ними осуществляется напрямую, минуя Borland Database Engine, как это было раньше. В результате разработчикам удалось увеличить быстродействие, «облегчить» клиентские программные компоненты и в перспективе получить возможность полнее задействовать потенциал Oracle 8i.

Функциональность системы пока не претерпела существенных изменений. Однако в ближайшие месяцы компания рассчитывает ввести ряд новых модулей. В их числе — контроллинг, управление ремонтами, производственными проектами и ряд других, в том числе уникальный, по оценке Шалюхина, модуль «М-3 Эксперт». Реализованный на основе отечественных математических моделей, он вполне успешно моделирует процесс принятия решений по распределению производственных заказов по рабочим центрам.

Одна из задач ближайшей перспективы — попробовать выделить математический «мозг» модуля в отдельный программный компонент, который мог бы интегрироваться как с системой М-3, так и с приложениями других компаний. В стадии разработки находятся также Web-компоненты системы.

На более дальнюю перспективу поставлена задача переноса акцентов разработки с совершенствования учетных функций на поддержку принятия управленческих решений — в соответствии с краеугольной идеей концепции системы, согласно которой лицами, наиболее заинтересованными в использовании системы, должны быть топ-менеджеры. По оценке Шалюхина, чтобы в полной мере реализовать начальную идею системы, потребуется еще около пяти лет.

Продолжится и развитие отраслевых версий системы. В настоящее время у КСТ накоплен опыт ведения проектов в пяти отраслях: металлургии, машиностроении, авиастроении, приборостроении и химико-фармацевтической промышленности. В результате были созданы две основные версии системы, предназначенные для предприятий с серийным и с непрерывным типами производства. По словам руководства компании, КСТ берется разработать и версии для других отраслей, если найдется заказчик, готовый финансировать соответствующую разработку.

К осени компания планирует осуществить дифференциацию своих продуктов и услуг на пять основных групп: условно «коробочные» решения (их можно будет продавать через партнеров); тиражируемые решения, внедряемые поэтапно («классический» вариант систем управления предприятием); эти же решения, но установленные с учетом текущих доработок программных продуктов; решения, выполненные на основе базовых версий путем их индивидуальной доработки согласно нуждам заказчика; и наконец, спецверсии, или заказные разработки. Осознавая, что совместить все пять направлений будет не так просто, руководство КСТ вынашивает планы выделения направления, связанного с реализацией спецверсий, в отдельный бизнес.

Свой взгляд у КСТ и на процесс выполнения внедренческих проектов. В частности, в КСТ практикуется дистанционное управление внедрением системы на предприятиях: сотрудники, назначенные своим руководством в рабочие группы проектов, проходят курс обучения, после чего они сами обеспечивают внедрение системы на своих предприятиях, получая от КСТ помощь по телефону и через Internet. Этот способ уже прошел испытания на ряде предприятий.

Одним из направлений развития компании в скором времени, возможно, станет бизнес в странах Европы. По словам Шалюхина, компания сейчас ищет пути для начала такого бизнеса, пытаясь наладить сотрудничество с консультантами, которые ведут проекты на западных предприятиях.