Ветеран Rational Software в Москве
Оливье Рубин: «В целом мы думаем, что ключевыми технологиями в мире в ближайшем будущем будут .NET и J2EE»

Оливье Рубин, менеджер по странам Восточной Европы компании Rational Software, приехал в Москву на семинар, который проводила для партнеров «АйТи» — ныне единственный дистрибьютор Rational в России. Однако обидно было бы ограничиваться в разговоре с таким гостем стратегиями продаж: ведь Оливье Рубин хорошо известен в индустрии, достаточно сказать, что он участвовал в разработке языка Ада. С Оливье встретился редактор еженедельника Computerworld Россия Игорь Левшин.

Расскажите, пожалуйста, о стратегии Rational Software в России.

Это часть общей стратегии компании. В странах, где у нас нет представительства, мы работаем с ограниченным числом партнеров. Причина в том, что продукты непростые, и для их дистрибуции нужна очень высокая квалификация. Обычно наша конечная цель — открытие в стране представительства. Но перед тем как его открывать, мы тщательно изучаем тенденции местного рынка. В России особая ситуация. На наш взгляд, открывать представительство только в Москве было бы неразумно, нужно практически одновременно быть представленными и в Петербурге, и еще в одном-двух городах. Для этого требуются большие инвестиции. Чтобы их оправдать, нужны продажи существенно большие, чем, скажем, в Испании, где одного представительства вполне достаточно. Но это вряд ли возможно, продажи в России растут, но не настолько быстро. Поэтому в ближайшее время представительство скорее всего не откроется, а дальше все будет зависеть даже не столько от российского рынка, сколько от мировой ситуации.

Как повлиял кризис на бизнес Rational Software? Продукты у вас не дешевые, а в условиях рецессии компании стремятся всеми способами сокращать расходы.

Стремятся. Но это не вопрос цены, о ней имело бы смысл говорить разве что в отношении массовых продуктов. Для компаний сейчас чрезвычайно важно именно инвестировать в средства, которые поднимут эффективность работы. Обычная стратегия сокращения расходов — избавиться от лишнего персонала, и если в поле зрения менеджмента появляются инструменты для этого, они относятся к ним с большим интересом. Главные черты кризиса — сокращение доходов телекоммуникационных компаний и падение «доткомов». Последнее привело к тому, что компании, перестав чувствовать на себе давление «доткомов», сократили инвестиции в Internet-проекты и электронную торговлю. Это несколько замедлило наше развитие, но все равно кривая роста идет вверх, хоть и не так круто, как бы нам хотелось.

В вашем новом продукте, XDE, поддерживаются платформы .NET и Java. Выбор Rational — лакмусовая бумажка в мире корпоративных разработок. Такое решение — отражение вашего прогноза развития рынка программного обеспечения? И почему вы выбрали технологии IBM для Java?

В целом мы действительно думаем, что ключевыми технологиями в мире в ближайшем будущем будут .NET и J2EE. И та и другая помогают предприятиям эффективно строить большие и сложные информационные системы. Видимо, эти две технологии будут сосуществовать достаточно долго. .NET не вытеснит Java, но и разговорам о неудаче .NET мы не верим.

Что касается IBM, то мы не IBM выбрали, а технологию Eclipse, позволяющую сделать продукт с той глубиной интеграции, которая нас устраивает. Интеграция с Visual Studio .NET возможна только при теснейшем сотрудничестве с Microsoft: мы должны быть уверены, что правильно понимаем суть ключевых технологий .NET. Microsoft дала нам возможность такой тесной работы. Visual WebSphere Studio базируется на архитектуре Eclipse, которая доступна для свободного изучения. IBM стоит совершенно особняком от других производителей средств разработки для Java прежде всего благодаря Eclipse. Ясно, что у нее есть будущее, и она будет широко распространена. Кроме того, Rational Software участвует в Eclipse Consortium. Более того в Eclipse есть немало кода, который пришел из Rational. Поэтому нам удобно осуществлять интеграцию с WebSphere Studio, и мы выбрали ее в качестве первой полностью интегрированной среды из-за удобства, а не потому, что мы меньше ценим Borland или кого-то еще. Наш продукт XDE имеет модульную архитектуру, и если рынок будет заинтересован, мы с удовольствием и без особых сложностей поддержим и других производителей. Мы выбрали не IBM, а взгляд IBM на развитие средств разработки.

Как вам кажется, изменилась ли культура проектирования больших сложных систем со времен вашей работы в проекте «Ада»?

У этого вопроса две стороны. Кстати, хотя я рад, что мне довелось работать в таком интересном проекте, но Rational Software определял стиль проектирования этой эпохи в не меньшей степени. Лет 20 назад в Rational решили, что рынку нужны совершенно новые среды разработки, позволяющие эффективно строить надежные сложные системы. И что они знают, как такую среду построить. Причем язык Ада, во многом благодаря его модульной архитектуре, рассматривался как наиболее подходящий для воплощения этих новых идей. Общие принципы, которые были в то время выработаны при создании среды для языка Ада в Rational, актуальны до сих пор и не сильно изменились за 20 лет. Другое дело, что круг интересов Rational значительно расширился: теперь это и пакеты для тестирования, управления проектами, методологии. Тогда об этом и речи не было.

Во времена создания Ады нам казалось, что язык — это все. Если честно, то теперь я считаю: язык — ничто! Надо использовать то, что удобно для конкретной цели, скажем, VB для клиентских приложений, Java для серверных. Будет ли это, например, C# вместо Java — не важно. Есть единый язык моделирования, а код пишется на том языке, который наиболее адекватен конкретной задаче. Все больше и больше людей следуют этому принципу.

Вы говорите, что язык не важен, нужно лишь выбирать подходящий. Но, похоже, происходит противоположное: много интереснейших языков вымирает, возьмите хотя бы LISP или Smalltalk.

Языки умирают, но дух их живет. Smalltalk, конечно, оказал огромное влияние на все объектно-ориентированные языки, в том числе на Java. Надо отметить, LISP был языком для очень замкнутого круга разработчиков, в основном для тех, кто работал над концепциями языков. Но InterLISP — это была высокоэффективная среда. Там можно было уже тогда остановить программу, изменить код, вновь запустить программу — это все было подхвачено в более поздних средствах разработки, в большой степени они построены на принципах, воплощенных в InterLISP. Там и своя методология, и поддержка больших проектов. Я думаю, что когда основатели Rational вырабатывали свое видение того, что должна представлять собой высокоэффективная среда разработки, впечатления от знакомства с InterLISP сыграли не последнюю роль.

Во времена Internet-угара огромные массы кода были написаны на языках Perl или, позже, PHP. Возможно ли использование этих блоков в проектах, поддерживаемых Rational?

Это зависит от того, как вы использовали Perl. По-моему, Perl — типичный пример языка, который может быть использован единственным человеком — создателем. Но если мы говорим о больших системах, то я вполне допускаю, что какие-то составные части могут и сейчас быть написаны на этом языке. Думаю, что в конце концов он все-таки умрет, потому что поддерживать написанный на нем код очень сложно, а программистов, понимающих его, становится все меньше. Хотя мне жаль его — похоже, что это единственный язык, на котором я еще способен написать что-то собственными руками.