Новое исследование перспектив экспорта программного обеспечения из России

Компания Market-Visio/EDC провела исследование «Экспорт ПО из России: продукты и услуги по разработке» по заказу Ассоциации разработчиков программного обеспечения и компаний «АйТи» и Spirit. Основные результаты были обнародованы в рамках круглого стола, прошедшего 6 марта.

Это исследование — продолжение «сериала», начатого в прошлом году. Заказчиками предыдущего исследования были компании «АйТи», Luxoft и «Оптима». С точки зрения Luxoft, первый блин вышел комом.

«Помимо цифровых показателей, — полагает генеральный директор Luxoft Дмитрий Лощинин, — оценка эта должна включать в себя еще и такие факторы, как степень конкуренции между компаниями или же наличие у каждой из них собственной ниши, спектр услуг и продуктов, предлагаемых участниками, причем не в виде констатации фактов, длинных списков и перечислений, а как законченный аналитический вывод, показывающий определенные тенденции.

Возможно, сам рынок еще не был готов к тому, чтобы его исследовали, — все-таки он еще довольно молод».

Есть и более мягкие суждения. Глава Spirit Андрей Свириденко сам не лишен исследовательской жилки: когда-то он представлял общественности собственные данные о рынке аутсорсинга в России.

Теперь, по словам менеджера компании по связям с общественностью Валентины Букиной, отдел маркетинга сосредоточился на исследованиях рынка DSP, играющей в бизнесе Spirit ключевую роль, отдав менее специализированные исследования на откуп Market-Visio/EDC.

Выбор АРПО логичен: отчет должен стать ее официальным документом, который будет демонстрироваться на форумах и встречах, а Market-Visio/EDC, партнер GartnerGroup, для западных собеседников «звучит гордо».

Собравшиеся за круглым столом проявляли интерес к результатам, к деталям, к методике, иногда выражали скепсис, но в итоге остались довольны. Виктор Вайнштейн, представлявший «АйТи», даже считает, что цифры отчета если и расходятся с реальностью, то на единицы процентов. Если более осторожно подходить к оценкам, то, наверное, следует сформулировать так: цифры соответствуют реальности для компаний, относящихся к большим и средним, работающих на открытом рынке, преимущественно в сфере информационных систем.

Очевидно, эта сфера прежде всего и интересовала заказчиков и большинство присутствовавших.

Виктор Вайнштейн считает, что цифры отчета если и расходятся с реальностью, то на единицы процентов

Результаты исследования не были сенсационными, они не слишком сильно расходятся с цифрами и прогнозами предыдущего исследования. Методика тоже радикально не менялась: характеристики рынка в основном определяются исходя из усредненных оценок экспертов, некоторые срезы основываются на непосредственных результатах анкетирования компаний. Участвовали в опросах около 70 компаний, что значительно больше, чем в прошлый раз. Общий объем рынка офшорного программирования в 2001 году — 154 млн. долл., прогноз на 2030-й — 348 млн. долл. По типам компаний рынок распределился так: мелкие компании и группы программистов — 30,4%, центры разработки зарубежных компаний в России — 24,6%, компании, работающие на открытом рынке, — 41,8%, остальные — 3,2%. Интересный срез получился по величине компаний: выходит, что в Новосибирске компаний с объемом свыше 3 млн. долл. больше, чем в Петербурге, но меньше, чем в Москве, то есть «столиц программирования» у нас уже три. По реальным и потенциальным заказчикам сюрпризов нет — это США и, с изрядным отставанием, Центральная Европа. Самый распространенный тип представительства в стране заказчика — партнер.

Разумеется, всех интересовал уровень зарплат в отрасли. Для управленческого и производственного персонала это (в долларах) 500-800/1800-2700 (Москва), 400-550/1300-2300 (Петербург) и 300-500/850-1150 (регионы). Основной вывод достаточно позитивный: рынок офшорного программирования в России вырос за год приблизительно на 50%. Особенно приятно было слышать такой вывод во времена, когда ключевой — американский — рынок заказчиков сжимается, а часть наших чисто офшорных компаний уже поворачиваются если не лицом, то боком к внутреннему рынку. Непримиримого противоречия здесь нет: если вдруг американский рынок усохнет в 100 раз, он и тогда в состоянии будет прокормить российских программистов, конечно, при условии, что они окажутся в 100 раз расторопнее своих индийских или китайских коллег.