ИТ-инвестиции в российские железные дороги составят в 2002 году миллиард долларов
Александр Мишарин: «Единая СПД необходима для столь масштабной распределенной корпоративной сети федерального железнодорожного транспорта»

Инвестиции в информационные технологии во всех структурах Министерства путей сообщения РФ достигнут в течение ближайших пяти лет 125 млрд. руб., более 32 млрд. из которых должны быть направлены на финансирование проектов 2002 года. Об этом сообщил первый заместитель министра Александр Мишарин во время проходившей в середине октября шестой ежегодной конференции «Инфотранс 2001». Цифры весьма внушительные. Тем более что, по данным IDC Russia, объем нынешнего российского ИТ-рынка составляет 3,33 млрд. долл., или приблизительно 98 млрд. руб. Иными словами, годовые ИТ-затраты МПС соответствуют трети объема всего рынка информационных технологий нашей страны.

Куда идут деньги?

Чтобы обеспечить современный уровень качества обслуживания, необходимо, по данным независимых экспертов, в ближайшие пять лет инвестировать в российский железнодорожный транспорт около 760 млрд. руб. К оптимальным методам изыскания требуемых для этого средств относятся, по мнению Мишарина, эффективное использование существующих ресурсов и сокращение издержек, что невозможно без применения современных технологий управления и внедрения передовых бизнес-процессов.

Формирование единой информационной среды отрасли призвано обеспечить интеграцию информационных ресурсов всего транспортного комплекса страны и предоставить возможность взаимодействия с ИТ-системами железных дорог других государств. В состав приложений, автоматизирующих различные компоненты процесса управления перевозками, входят такие программные и программно-аппаратные комплексы, как ПО учета вагонного и локомотивного парков «Диспарк» и «Дистпс», АСУ управления сортировочными станциями, системы автоматической идентификации подвижного состава «Пальма» и обработки перевозочных документов «Этран». Третья версия хорошо известного «Экспресса» позволяет не только резервировать и продавать билеты, но и «контролировать все технологические процессы, начиная от составления плана формирования поездов и управления парком пассажирских вагонов и заканчивая экономическим анализом перевозок». Создается электронная торговая площадка для предоставления транспортных услуг.

В центральном аппарате и на всех 17 дорогах России внедряются приложения на базе SAP R/3, разработан и совершенствуется созданный на основе программных продуктов SAS комплекс мониторинга и прогнозирования экономического состояния отрасли.

В проекте информатизации российских железных дорог предусмотрена интеграция существующих приложений в рамках единой инфраструктуры, которая, как утверждается, позволит перейти «к новой вертикально-интегрированной модели централизованного управления отраслью». Решение всех этих задач требует увеличения почти вдвое суммарной производительности вычислительных средств МПС.

Одним из центральных событий конференции стало объявление об окончании второго этапа строительства единой магистральной цифровой сети связи (EМЦСС), создаваемой «ТрансТелеКомом», и о завершении перехода этой организации от строительной к операторской деятельности.

EМЦСС — волоконно-оптическая сеть протяженностью более 45 тыс. км (кабели для сети производились на собственном заводе «ТрансВОК»), соответствующая топологии железных дорог, которая проходит от западных границ страны до Сахалина и соединяет 71 из 89 российских регионов. В цифровой сети «ТрансТелеКома» используются SDH-мультиплексоры, поддерживающие передачу стандартных сигналов PDH и SDH на уровнях STM-1, STM-4, STM-16. Предусмотрено резервирование волоконно-оптических линий связи и их прокладка (или подвеска на опорах контактной сети) по территориально разнесенным маршрутам, используются дублирующие спутниковые каналы. Обладая почти тысячью точек доступа, среди которых потенциальные узлы взаимодействия с операторами стран CНГ, Балтии, Финляндии, Китая, Кореи, цифровая сеть связи сопоставима по своим масштабам с сетями крупнейших операторов страны.

Введение EМЦСС в коммерческую эксплуатацию сулит немалые потенциальные доходы, поскольку она не только проходит через те российские регионы, которые до сих пор обслуживаются аналоговыми или спутниковыми каналами связи, но и позволяет сократить задержку передачи информации между Европой и Азией с 500 до 50 мс за счет «обхода» США. По мнению главы «ТрансТелеКома» Владимира Ратникова, в перспективе можно рассчитывать на передачу от 10 до 15% международного трансконтинентального трафика; уже имеются подключения в Европе и Азии, ведутся переговоры с американскими компаниями.

Коммерциализацией EМЦСС займутся 17 региональных операторов связи. «ТрансТелеКом», по словам Ратникова, не собирается конкурировать с внутренними операторами, так как одна из главных задач — выход на международный рынок, оккупированный «подводными» консорциумами. Тем не менее глава «ТрансТелеКома» пригласил всех к сотрудничеству в качестве партнеров и клиентов.

Сеть передачи данных

Представление EМЦСС сопровождалось эффектной телеконференцией, охватившей практически всю территорию России. При ее проведении использовалась базирующаяся на протоколах TCP/IP сеть передачи данных МПС, созданная компанией «Микротест».

«Единая СПД необходима для столь масштабной распределенной корпоративной сети федерального железнодорожного транспорта. В новом году будут организованы виртуальные частные сети, завершено создание корпоративной почтовой системы, а также систем видеоконференц-связи, дистанционного обучения, телемедицины, IP-телефонии», — утверждает Мишарин.

Алексей Логинов, начальник отдела системно-технического проектирования компании «Микротест», поясняет, что первоначально сеть передачи данных, в магистральной части которой использовались маршрутизаторы Cisco 7200, предназначалась главным образом для обмена информацией между расположенными в вычислительных центрах дорог и в министерстве мэйнфреймов. Некоторые из этих устройств применялись также и для формирования локальных сетей.

В настоящее время формируется выделенный магистральный сегмент сети, в узлах которого до конца года планируется установить более 20 маршрутизаторов Cisco 7500 Series. Эти устройства, поддерживающие технологию MPLS, значительно повышают магистральную пропускную способность, обеспечивая безопасное разделение различных видов трафика.

Решения на базе MPLS используются также в сети «ТрансТелеКома», где передача голосового и видеотрафика должна осуществляться на основе заключенных с клиентами соглашений о предоставлении услуг определенного уровня качества. Впоследствии планируется объединение MPLS-структур МПС и «ТрансТелеКома» и выделение СПД в отдельную виртуальную сеть с собственным центром управления.

Дороги, которые выбирает МПС

Большие масштабы приводят к большим проблемам и, как правило, чреваты «зоопарком» продуктов и решений. Так, при обсуждении на конференции вопросов корпоративной телефонии наряду с УАТС Definity и Meridian были названы несколько отечественных типов станций, «разработчики которых постоянно вносят изменения в свои изделия». В МПС еще не приняты корпоративные стандарты, и это повышает вероятность возникновения дополнительных трудностей при проведении структурных реформ, так как подобная ситуация вполне способна привести к распылению или неэффективному использованию финансовых средств.

Начальник Главного вычислительного центра МПС Валерий Вишняков полагает, что вопрос введения корпоративных стандартов весьма актуален и что большое значение для правильного использования ИТ-инвестиций имеет оптимизация типов вычислительных платформ в соответствии с решаемыми задачами.

Говоря о финансовых возможностях МПС, руководитель департамента экономики Борис Лапидус утверждает, что «сегодняшние объемы перевозок позволяют сформировать серьезные инвестиционные ресурсы внутри самой отрасли».

Главное, чтобы в процессе реструктуризации их направленность не претерпела изменений.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями