Юбилей компании «Коминфо Консалтинг»

Темой пресс-конференции, приуроченной компанией «Коминфо Консалтинг» к своему десятилетнему юбилею, стал «Практический консалтинг на рынке телекоммуникаций». По мнению главы компании Александра Савчука, преобладание стратегического консалтинга формирует не слишком положительное отношение к консультантам.

Поскольку при попытке использовать результаты крупномасштабных исследований на практике клиент остается один на один со своими проблемами.

«Большинство клиентов ценят комплексный подход к решению их задач, когда консультант способен предложить пакет услуг, начиная от разработки стратегии вывода на рынок продукта/услуги, маркетинга, бизнес-планирования и организационного консультирования и заканчивая юридическим сопровождением, анализом ИТ-инфраструктуры, внедрением ИТ, Internet-технологий, систем информационной безопасности», — заявил Савчук.

«Коминфо» начала работать в 1991 году, когда рынка телекоммуникаций как такового еще не существовало. На сегодняшний день в списке работ компании маркетинговые исследования, выполненные по заказу МГТС, «Ростелекома» и других операторов связи, результаты которых легли в основу их тарифной политики; выигрыш тендера на разработку маркетинговой стратегии для межрегиональных компаний «Связьинвест»; разработка модельного ряда телефонных аппаратов стандарта DECT, производимых сегодня в России компанией «Гудвин Европа», и многое другое.

Деятельность агентства призвана дать возможность руководителям среднего и высшего звена взглянуть на рынок более широко.

Этому способствуют, в частности, периодические обзоры телекоммуникационного рынка, последний из которых был представлен на пресс-конференции. Из него явствовало, что, несмотря на высокие темпы роста, рынок телекоммуникаций пока не достиг докризисного уровня, так же как и объем инвестиций в него. Наблюдается тенденция укрупнения и объединения операторских компаний (таких как «Система Телеком», «Голден Телеком» и «ТелекомВест»). Впервые совокупные доходы альтернативных и ведомственных операторов превысили половину доходов отрасли. По данным Минсвязи, в 2000 году доходы всех организаций, предоставляющих информационные и почтовые услуги, а также услуги электросвязи, составили 140,7 млрд. руб. По оценкам «Коминфо Консалтинг«, учитывающим стремление операторов занижать получаемые доходы, этот показатель выше — 166,6 млрд. руб. Главная роль в формировании этих доходов принадлежит мобильной связи — 34%.

Самым крупным участником телекоммуникационного рынка остается «Связьинвест» с его 28,8 млн. номеров и доходами 2,1 млрд. долл. Однако альтернативные операторы, благодаря доминированию в наиболее доходных его сегментах (в мобильной связи — 99%, в документальной — 72%), получают 59,6% всех доходов — 3,5 млрд. долл. Лидируют «Комстар», «Совинтел», «Глобал Один», «Комбеллга», «Телмос» и «МТУ-Информ». Количество абонентов сотовой связи за год удвоилось, доходы операторов растут несколько медленнее — примерно на 70%.

По оценке «Коминфо Консалтинг», объем отечественных инвестиций в развитие телекоммуникационной инфраструктуры составил в 2000 году 835 млн. долл., а иностранные вливания в российскую отрасль связи — 927 млн., из них 40% составляют прямые инвестиции. Приоритетными объектами инвестирования являются междугородные, городские и сельские телефонные станции, при этом введено в действие основных фондов на 30% меньше, чем в 1999 году, — 553 млн., в том числе 9,5 тыс. международных каналов и 20 тыс. каналов АМТС. Ведомственные операторы завершают широкомасштабные проекты по созданию магистральных сетей: «Транстелеком» по строительству 35 тыс. км линий, РАО «ЕЭС» — 5 тыс. км, РАО «Газпром» — 2 тыс. км. В целом ведомственные операторы с их 3,5 млн. номеров и разветвленной инфраструктурой уже составляют конкуренцию «Ростелекому» в области транзита трафика.

Представление о конкуренции в телекоммуникациях, по мнению Бориса Ластовича — статс-секретаря «Центр-Телекома», сильно искажено, в частности из-за опоры на западные источники информации. Например, в местной связи отсутствует конкуренция традиционных операторов с альтернативными, поскольку, во-первых, у потребителя чаще всего нет выбора, а во-вторых, тарифы удерживаются государством на уровне ниже себестоимости.

В связи с расширением сферы своей деятельности «Коминфо Консалтинг» впервые попробовала оценить рынок ИТ, под которым понимается рынок компьютерного и сетевого оборудования, программного обеспечения и консалтинга. Результаты получились интересными: если весь телекоммуникационный рынок оценивался в 6 млрд. долл., то ИТ-рынок уже вполне сопоставим с ним по масштабам: 2,5 млрд. долл. и перспектива 20-процентного роста в будущем году.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями