Какую пользу принесет заказчикам Microsoft и ее партнерам стратегия компании на создание архитектуры, которая обеспечит динамическую интеграцию данных и приложений.

Стив Балмер: «Основное направление деятельности нашей компании — программное обеспечение. Реализация последних инициатив предполагает, в частности, создание надежных партнерских связей между нами и телекоммуникационными компаниями»

Поставив перед собой весьма амбициозную цель — создание архитектуры, которая обеспечит динамическую интеграцию данных и приложений, корпорация Microsoft развивает инициативу .NET. В интервью главному редактору еженедельника InfoWorld Майклу Визарду генеральный директор корпорации Стив Балмер рассказал о том, какую пользу эта стратегия должна принести заказчикам Microsoft и ее партнерам.

Почему сейчас корпорация столь большое внимание уделяет Microsoft.NET?

В любой организации существуют большие объемы информации, которые сейчас, по существу, «заперты» в ее внутренних системах. Мы хотим помочь объединить эту информацию с новыми приложениями, открыть доступ к ней. И сделать это путем наложения на них структуры XML с последующим созданием нового поколения приложений, позволяющих все объединить с помощью XML-инфраструктуры XML. Речь идет об интеграции приложений предприятия. О взаимодействиях между компаниями. О разблокировании знаний и переносе их из систем заднего плана (back-office) на передний план (front-office).

Какова основная бизнес-модель, на которой базируется .NET?

Мы планируем создавать операционные системы, серверы и инструментарий, которые имеют встроенные возможности, ориентированные на.NET и XML, и намерены продавать их так же, как сейчас продаем программное обеспечение. Кроме того, хотим создать службы, которые ориентированы на заказчика, а не на разработчика. Они предназначены для потребителей и для экспертов, которые используют хранилища данных на базе XML, куда пользователь имеет возможность обращаться по Internet. Это могут быть службы, на которые он подпишется в рамках подписки на Windows, в дополнение к подписке на Windows, на Office и т.д. Мы также планируем взимать с разработчиков некую фиксированную плату за использование наших служб, поскольку несем определенные расходы на обслуживание разработчика. Но речь тут не идет о модели, предусматривающей оплату за транзакции или иные подобные вещи.

Первой итерацией новой бизнес-модели должен был стать HailStorm. Планируете ли вы предложить что-то особенное для различных групп заказчиков?

HailStorm, как и предполагалось, ориентирован именно на конечного пользователя. Возможно, со временем мы представим и схему, нацеленную на другую аудиторию, появится набор схем, которые будут рассчитаны, к примеру, на небольшие компании. Пока я все это говорю на уровне предположений, но, безусловно, поскольку речь идет о тех, кто заинтересован в построении взаимодействий категории business-to-business, необходима некая схема, способная помочь конечным пользователям объединить стандартизованный мир и мир, в котором царит хаос.

Кто будет предлагать такие службы? Microsoft, системные интеграторы или провайдеры услуг связи?

Основное направление деятельности нашей компании — программное обеспечение. Реализация последних инициатив предполагает, в частности, создание надежных партнерских связей между нами и телекоммуникационными компаниями. Все они понимают, что IP будет играть важную роль в организации доставки наших служб. Мы осознаем, что от взаимодействия с такими компаниями напрямую зависит успех наших инициатив, наши бизнес-интересы совпадают, поэтому мы тратим все больше и больше сил на работу с ними. Не следует думать, что мы намерены конкурировать с ними. Но представьте, насколько разумнее сотрудничать, если в конечном итоге потребители получают богатейший набор определенного рода IP-служб передачи данных и телекоммуникационных услуг.

Если этот сценарий удастся воплотить в жизнь, то как он повлияет на работу ИТ-специалистов? Придется ли им стать генеральными подрядчиками, которые интегрируют разнообразные наборы служб в Internet?

Лет через десять лет, безусловно, да. В ближайшие годы — нет. Большинство ИТ-отделов предприятий уже в недалеком будущем смогут использовать более качественные средства разработки, серверы и все остальное, получат возможность создавать приложения, которые легко интегрируются с другими приложениями. Я не думаю, что базовая модель буквально за три года очень сильно все изменит. За это время изменятся люди, которые будут создавать и развертывать приложения, способные намного проще интегрироваться друг с другом за счет использования в качестве посредника .NET и XML.

Учитывая роль Java для разработчиков и корпоративных заказчиков, что именно послужит стимулом к тому, чтобы они предпочли ваш подход?

Это классический вопрос. Люди, которые могут быстрее всех перейти на новую технологию, далеко не всегда те же, кто больше всех средств вложил в существующий подход. У Microsoft нет выбора: нам приходится делать ставку на будущее, поскольку мы выпускаем платформу. Мы не можем, создавая платформу, не предусмотреть ее взаимодействия с основными приложениями пользователей. Но многие из первых пользователей новых технологий — это, как правило, небольшие компании, новые предприятия, которые стремятся как можно быстрее встать на ноги. Я думаю, что Java бесперспективен. В конечном итоге все эти фирмы будут использовать XML. Подход Java не адекватен; путь, по которому пойдет развитие приложений — это путь обмена XML-сообщениями, а не Java-программами. Приложения будут создаваться таким образом, чтобы они были не жестко (как того требует существующая модель программирования на Java), а слабо связаны. Современная же модель XML ориентирована на использование Internet, это в основе своей модель слабо связанных приложений. Сказанное вовсе не означает, что разработчики не смогут использовать в мире XML язык программирования Java или навыки работы с Java. Но платформа Java 2 Enterprise Edition, операционная система на базе Java особой ценности представлять не будут. Люди склонны двигаться более эволюционным путем.

Чем отличается ваша точка зрения на роль XML от точки зрения Sun?

XML — это формат сообщений, но он также предполагает использование модели программирования, наделенной определенными чертами. Я не посылаю вам программу на Java, чтобы вы ее запустили. Я посылаю вам XML-сообщение, а вы присылаете XML-сообщение мне. Да, это формат обмена данными, но еще и своего рода магистраль, на базе которой создаются слабо связанные приложения, взаимодействующие друг с другом, дополняющие друг друга и работающие вместе. Откровенно говоря, я не думаю, что Sun этого добивается. Или, возможно, они стремятся к этому, но выбрали стратегически неверное решение для достижения данной цели.

Какова ваша позиция в конфликте между Oracle и IBM по поводу баз данных?

Если не говорить о весьма специализированном рынке баз данных для мэйнфреймов, то мы занимаем второе место в мире на рынке баз данных. Оборот нашего бизнеса, связанного с базами данных, превышает миллиард долларов. Да, в этой гонке лидирует Oracle. Но мир движется в сторону серверов на базе ПК. На самом деле конкуренция и борьба здесь разворачиваются между Microsoft и Oracle. Имеются данные, подтверждающие, что мы опередили их — на платформе Windows. В перспективе XML станет частью стратегии хранения информации и стратегии программирования. Вы имеете возможность писать .NET-программы и использовать их, либо вне базы данных, либо внутри нее. Выбор за вами.

Относительно недавно Microsoft приобрела компанию NСompass, выпускавшую программные инструменты для управления информационным наполнением. Какую роль будет играть эта технология?

Если вы посмотрите, какого рода приложения пытаются создавать наши корпоративные заказчики, вы поймете, что им нужна помощь не только в создании кода, но и в создании информационного наполнения, равно как и в управлении им. После того как мы тщательно проанализировали положение дел и поняли необходимость создания инструментария для обслуживания такого рода задач, мы приобрели NCompass.

Microsoft потратила немало времени и энергии, сражаясь в войне браузеров. Но учитывая весьма ограниченный пользовательский интерфейс браузера, стоило ли добиваться этой победы?

Мы не стали объединять лучшие качества локального исполнения приложений с возможностями браузера. Мы пошли дальше. Сейчас вы выбираете либо достаточно ограниченный графический пользовательский интерфейс, либо пользовательский интерфейс браузера. Мы решили покончить с таким разделением. Если вы посмотрите, как работают Windows XP или Office XP, вы увидите или браузер, встроенный в приложение, или приложение, встроенное в браузер. Мы хотим объединить их до такого уровня, чтобы нельзя было сказать, где начинается и заканчивается противостояние локального кода и браузера. Через несколько лет, когда мы предложим действительно полную реализацию, вы не сможете сказать, что такое различие существует.

Зачем так много «сцепок» между Office XP и MSN?

Это увеличивает их ценность. Вы называете место и ищете способ туда попасть. Иными словами, вам нужна карта, и мы предлагаем замечательную карту. Но любую из меток можно заменить. Если кто-то хочет установить метку, которая бы вела в его любимое место, он может это сделать. Система не запрещает делать то, что хочется. Неудивительно, что мы ссылаемся на то, что уже содержится в MSN. Мы приводим вас к источникам данных, которые поддерживаем сами и которые приносят нам некоторый доход, что не мешает другим настраивать эти данные и эти маршруты по своему усмотрению.

Какие еще области требуют доработки?

Тут долго можно перечислять. Мы достаточно серьезно переработали модель серверного программного обеспечения. Определенная работа ведется и в отношении модели программирования на стороне клиента. Файловой системе должно быть известно о XML-документах. Smart Tag — это всего лишь начало работы, которую мы ведем, чтобы адаптировать пользовательский интерфейс к восприятию XML-информации. Предстоит еще многое сделать во всех частях системы. Кэширование, именование, прокси... Системная инфраструктура на наших глазах выстраивается заново.

Изменились ли требования корпоративных заказчиков за последние пять лет?

Раньше это была совсем другая эпоха. Я думаю, мы получили немало уроков. Заказчики не раз пытались убедить нас, что вся наша работа — это лишь подготовительный этап, а мы не понимали. Сейчас, как мне кажется, мы хорошо себе представляем важность решения вопросов интероперабельности. В своей стратегии мы постоянно решаем вопросы, касающиеся обеспечения интероперабельности с другими системами. XML — это стандарт. Он не находится под контролем какой-то одной компании, будь то Microsoft или кто-то еще. Мы продолжаем совершенствовать свои продукты. Нам удалось обеспечить приемлемый уровень безопасности, решить проблему масштабирования. У нас большой опыт решения вопросов, волнующих корпоративных заказчиков. Сделали ли мы все необходимое для будущего? Нет. Но вовсе не потому, что сейчас у нас отсутствует фундаментальное представление о том, какими должны быть решения корпоративного уровня.

Почему Microsoft содержит в своем портфеле так много различных продуктов? Разве заказчикам было бы не проще анализировать и разбираться с меньшим количеством решений?

Тогда оказались бы незадействованными интересные возможности, заложенные в ряде продуктов. Заказчики не узнали об этих возможностях, а менеджеры по продажам не стали бы ими эти возможности предлагать. Вообразите, что вы сделали нечто замечательное; представить это было бы лучше в виде отдельного продукта. Поэтому мы отказались от модели, которая состоит в попытке «упаковать» все в небольшое количество коробок, в пользу модели, предусматривающей использование большего числа коробок. Но вполне возможно, что в будущем мы станем предлагать меньше продуктов, в которых лучше интегрируются некоторые из развиваемых нами концепций. Думаю, что со временем появится нечто подобное.

Что вся эта интеграция продуктов будет значить для компаний, которые сейчас занимаются интеграцией приложений?

Поставщики услуг будут все больше и больше сосредоточивать свои силы и энергию на решениях, которые действительно содержат дополнительную стоимость. Это означает, что деньги, которые вкладываются в такого рода интеграцию, не будут исчезать бесследно и эти средства можно будет потратить на реальную интеграцию приложений предприятия или на новые приложения. Потребность в лучших решениях не исчезает. Вы же не хотите, чтобы люди занимались низкоуровневым конфигурированием систем и сетей, которое способны выполнить программы.

Насколько уязвимы Web-службы с точки зрения организации защиты?

Я считаю, что в этой области необходимо сделать еще очень много. Если вы хотите, чтобы мир строился вокруг XML-документов, то действительно необходим стандартный способ шифрования XML-данных. Мы работаем с консорциумом W3C и рядом других организаций над созданием стандартов, касающихся шифрования XML-информации. Эта работа, безусловно, должна быть сделана таким образом, чтобы Web-службы были надежно защищены, как на то рассчитывают пользователи.


IBM принимает вызов .NET

Корпорация IBM намерена представить серьезную альтернативу проекту Microsoft в сфере создания Web-служб.

Подразделение IBM Global Services готово помочь корпоративным пользователям в создании собственных приложений, реализующих Web-службы. Голубой гигант намерен обеспечить всеобъемлющую поддержку открытых стандартов в обновленных версиях своих основных программных продуктов промежуточного слоя.

Сервер приложений WebSphere, флагманская СУБД корпорации IBM DB2, инструментарий управления распределенными средами, разработанная компанией Tivoli Systems, а также программное обеспечение Domino, предлагаемое компанией Lotus Development, поддерживают все ключевые стандарты современной Сети, включая протокол SOAP и UDDI. Кроме того, в сервере WebSphere обеспечивается поддержка спецификаций Java 2 Enterprise Edition (J2EE) и WSDL (Web Services Description Language). (В числе разработчиков, поддерживающих J2EE, можно выделить компании Sun Microsystems/iPlanet E-Commerce Solutions, BEA Systems, Hewlett-Packard и Oracle.)

Аналитики полагают, что претворение в жизнь столь широкомасштабных планов позволяет IBM соперничать с корпорацией Microsoft и представить достойную альтернативу инициативе .NET и Web-службам HailStorm.

Специалисты отмечают, что корпоративные пользователи обычно выбирают между платформами .NET и J2EE. На первом месте стоит выбор платформы и лишь на втором — производителя. С этой точки зрения стратегия IBM представляет собой нечто большее, чем просто обновление продуктов.

«Если вести речь о платформе для разработки и развертывания Web-служб, то IBM предлагает .NET прямую альтернативу, — заметил аналитик компании Summit Strategies Дуайт Дэвис. — Функциональные рамки продуктов, в основу дальнейшего развития которых положена стратегия Web-служб IBM Global Services, заметно расширяются.

По мнению Дэвиса, у корпорации имеются средства обеспечения безопасности и аутентификации, но отсутствует набор служб, сравнимый с ориентированным на конечного потребителя набором HailStorm.

Эд Скэннел, Том Салливан