ИТ помогают в воздухе и на земле

Как считает Пол Чоп, будущее авиатранспорта связано с объединением информационных систем наземных служб и авиакомпаний

Как любая сложная и ресурсоемкая отрасль промышленности, авиатранспорт требует применения информационных систем для более быстрого и эффективного решения многих проблем, возникающих при эксплуатации самолетов и аэропортов. Первые подобные системы появились около 30 лет назад и базировались на мэйнфреймах. Постепенно объем и интенсивность грузоперевозок и пассажиропоток возрастали, и старые системы не справлялись с возросшими требованиями.

Не столько в силу недостатка вычислительных мощностей, сколько из-за отсутствия поддержки новых технологий, в частности Internet и беспроводных решений на основе карманных компьютеров.

Работы по созданию информационных систем для аэропортов и авиакомпаний Hewlett-Packard начала более десяти лет назад, и последние годы сотрудничество с гражданской авиацией является одним из приоритетных направлений ее работы. В настоящее время в активе компании несколько успешно реализованных проектов по автоматизации работы ряда крупных аэропортов и ведущих авиакомпаний. На базе этих проектов создано несколько типовых решений, которые, после соответствующей адаптации, можно с успехом применять для создания законченной информационной системы большинства современных структур авиатранспортных компаний. Для знакомства потенциальных российских заказчиков с разработками НР в этой области на Международном авиакосмическом салоне 17 августа с докладом выступил Пол Чоп, менеджер по развитию бизнеса Hewlett-Packard в области авиатранспорта.

Созданием таких специфических решений в НР занимается подразделение Aviation Solution Center, имеющее три отделения — в Америке, регионе ЕМЕА и странах Юго-Западной Азии и Океании. Каждое подразделение занимается внедрением ИТ-систем в своем регионе. Если провести условное деление решений НР для авиапредприятий, то одни позволяют организовать техническое обслуживание самолетов в аэропорту, другие же предназначены для повышения эффективности обслуживания пассажиров.

Ярким представителем систем, предназначенных для поддержания полнофункциональной работы аэропорта, является Wireless Ramphanding. Она обеспечивает в реальном времени мониторинг и беспроводное управление ресурсами аэропорта и обслуживающим персоналом, оснащенным карманными компьютерами. Благодаря постоянному контролю за процессом выполнения работ инженерный состав своевременно осуществляет проведение профилактических мероприятий, заправку топлива и т.д. Имея обратную связь с техниками, инженер всегда знает, чем заняты его подчиненные, и может отдавать им детальные команды или направлять свободный персонал на те объекты, где требуются дополнительные рабочие руки. Применение такого решения способствует кардинальному повышению производительности труда и качества выполняемых работ. Решение Connected Crew служит для оперативной связи с экипажами и является частью системы управления всеми ресурсами аэропорта. Например, экипаж может быть вызван ранее запланированного времени или до его членов может доводиться изменение планов полетов. Система Integrated MRO ориентирована на обслуживание самолетов в аэропорту и консолидирует сведения о состоянии складов запчастей и плановых работах на прибывающих самолетах, что позволяет вовремя заказать необходимое оборудование и детали.

На обслуживание пассажиров ориентированы системы Hurdle Free Airport, Always on Travel и e-CRM. Первая из них помогает пассажиру сэкономить время при прохождении контроля, получении данных о расписании рейсов. Опаздывающий пассажир может с мобильного телефона при помощи своего PDA зарегистрироваться на рейс, еще находясь в такси по пути в аэропорт. Комплект решений Always on Travel предназначен для не столь форс-мажорных ситуаций. Он позволяет любому человеку иметь доступ к информации, которая поможет наиболее оптимально спланировать сложный маршрут с несколькими пересадками, забронировать билеты на необходимых рейсах, а, находясь в кресле самолета, заказать в пункте прибытия такси или взять машину в аренду, забронировать гостиничный номер. Система e-CRM тоже предназначена для повышения уровня обслуживания часто летающих пассажиров, но работает несколько иначе своих аналогов. Собирая данные о пассажире на протяжении нескольких рейсов, она фиксирует информацию о его традиционных маршрутах, предпочтениях при размещении в салоне самолета, пище и алкогольных напитках, которые он заказывает в полете. В итоге при регистрации пассажир может просто сказать: «Все как обычно», вместо того чтобы перечислять: «Место в салоне для некурящих, у прохода, цыпленок, джин-тоник».

Большинство из перечисленных систем еще не скоро появятся в российских авиакомпаниях. Но, по словам Чопа, уже сейчас с «Аэрофлотом» ведутся переговоры о реализации системы e-CRM для его информационной системы.