На встрече в Генуе решено предложить ИТ-стратегии для стран третьего мира

На экономическом саммите стран «большой восьмерки» в Генуе (Италия), где встречались руководители семи развитых стран мира и России, был подписан план действий, призванный ликвидировать так называемое «цифровое неравенство», которое становится все более очевидным как на национальном, так и на международном уровне.

Главы государств поддержали отчет, подготовленный группой Digital Opportunity Task Force (dot.force), которая была создана в прошлом году после экономического саммита на Окинаве (Япония) и в которую входят представители правительств стран «большой восьмерки», международных организаций и некоммерческих объединений. Также участники нынешнего саммита одобрили решение о создании международной группы экспертов, которые будут давать консультации по вопросам стратегии и тактики развития ИТ в развивающихся странах.

В отчете подчеркивается важная роль информационных и коммуникационных технологий в экономическом росте развивающихся стран. В этом документе описываются дальнейшие шаги, которые будут предприняты под эгидой стран «большой восьмерки» с целью помочь развивающимся государствам использовать преимущества ИТ.

«Информационные и коммуникационные технологии обладают огромным потенциалом в том, что касается увеличения темпов развития различных стран, повышения уровня жизни и достижения других приоритетных целей, стоящих перед развивающимися странами», — говорится в коммюнике, подписанном по итогам саммита.

План предусматривает создание национальных стратегий в области ИТ для стран третьего мира. Эти «электронные стратегии» станут основой глобальной политики, направленной на развитие ИТ в каждой стране, в том числе правительственных инициатив в области электронных систем и средств связи, и повышение конкурентоспособности. Хотя в каждой из стран предусматривается создание специальных групп, которые будут заниматься решением подобных вопросов, международное сообщество намерено организовать экспертный совет, который в случае необходимости будет давать консультации.

Эксперты станут частью «международной сети ресурсов электронного развития», которую предполагается сформировать к январю 2002 года. Согласно плану действий, в состав совета войдут представители общественных, частных и некоммерческих организаций.

В отчете говорится о важности использования альтернативных технологий доступа и принятия таких мер, как развертывание общественных пунктов Internet-доступа в почтовых отделениях и в библиотеках. Также подчеркивается необходимость внедрения ИТ в сельских районах, дабы одновременно с устранением цифрового неравенства между странами решить эту проблему и внутри каждого государства.

Признано необходимым обучение граждан навыкам использования новых технологий за счет создания обучающих программ и внедрения компьютеров и Internet в школе. Утвержденный план также предусматривает поддержку в развивающихся странах международных стандартов и организаций, определяющих стратегию в области ИТ, а также использование высоких технологий в борьбе против СПИДа и других инфекционных заболеваний.

Кроме того, предполагается уделять больше внимания вопросам, связанным с ИТ, в инициативах «большой восьмерки» и других официальных проектах по оказанию помощи развивающимся государствам. Руководители восьми государств рассматривают проблему использования ИТ как «стратегический, международный вопрос в рамках программ развития».

Участники генуэзской встречи заявили о своей поддержке предложенной инициативы, однако подчеркнули, что проект не ставит каких-то конкретных задач.

«Мы будем по-прежнему поддерживать этот процесс и вовлекать все заинтересованные стороны, использовать все имеющиеся ресурсы и знания и на их основе добиваться успешного сотрудничества. Мы намерены рассмотреть вопрос о реализации Генуэзского плана действий на следующем саммите, — говорится в коммюнике. — Мы также поддерживаем разработку плана содействия «электронным правительствам» в деле укрепления демократии и законности за счет предоставления более широких возможностей гражданам и увеличения эффективности использования ключевых государственных служб».