Представители отрасли сотовой связи пытались отклонить иск на том основании, что конгресс поручил Комиссии по пищевым продуктам и лекарствам (Food and Drug Administration — FDA) осуществлять надзор над вопросами безопасности сотовых телефонов. Они утверждали, что любые попытки других официальных органов, в том числе судов, заниматься регулированием в этой отрасли, выходят за рамки их полномочий. Однако этот аргумент не сработал.

«На мой взгляд, это позволит изучить те вопросы, подступиться к которым нам ранее могли не позволить», — считает выдвинувший иск прокурор Нового Орлеана Майкл Алвайс.

В иске Алвайса не утверждается, что сотовый телефон вызвал у его клиента какие-то определенные проблемы со здоровьем. Вместо этого в иске говорится, что сотовые телефоны при продаже должны быть укомплектованы наушниками, чтобы снизить влияние радиоизлучения на их обладателей (в особенности на головной мозг) и избежать реального риска заболевания. Истец требует выплаты компенсации всем владельцам сотовых телефонов, которые уже купили наушники. Если же они этого еще не сделали, иск требует, чтобы производители бесплатно предоставили наушники как нынешним, так и будущим владельцам сотовых телефонов. Истец также настаивает на последующем медицинском контроле и на возмещении морального ущерба, размер которого пока не указывается. Если иск будет удовлетворен в полном объеме, он будет распространяться на всех владельцев сотовых телефонов в США, которых, по некоторым оценкам, насчитывается около 110 млн.

Это те обвинения, которые выдвигаются в иске. Однако судья Иван Лемель отмечает важную проблему, связанную с судопроизводством. 16 ответчиков по этому делу, среди которых такие лидеры отрасли, как Nokia и Motorola, утверждают, что конгресс поручил FDA надзор за безопасностью сотовых телефонов и поэтом, другие инстанции не могут устанавливать свои собственные стандарты. Это было бы сплошным кошмаром как для пользователей, так и для отрасли сотовой связи. Однако проблема судопроизводства, которая на официальном языке называется «преимущественным правом», штука довольно хитрая. Обычно в вопросах, подобных данному, штатам предоставляется свобода действий до тех пор, пока они не устанавливают стандарты, которые противоречат федеральным.

В данном случае подвох вот в чем: действительно ли FDA утверждала какие-либо стандарты? Она выпускала отчеты, касающиеся сотовых телефонов, но главное, что она сделала, это изучила документы и пришла к выводу, что нет достаточных доказательств влияния сотовых телефонов на здоровье. Существуют стандарты на излучение для микроволновых печей, но не для сотовых телефонов.

Конгресс утверждает, что преимущественное право вступает в силу только в том случае, когда назначенное им агентство (в рассматриваемом случае FDA) делало какие-либо конкретные указания. А в данном вопросе их нет. Фактически, утверждает Лемель, FDA увиливала от прямого ответа, говоря, что нет достаточных оснований, чтобы принимать решения по безопасности сотовых телефонов, что людям, которые обеспокоены этой проблемой, возможно, следует использовать наушники, и что для выяснения этого вопроса должна быть проделана дополнительная работа.

Алвайс говорит, что он лишь добивается возможности привести в суд сотовые компании и показать, какими знаниями относительно опасности сотовых телефонов и как долго они обладали. Кроме всего прочего, в иске говорится, что компании «давно располагают информацией, которая показывает, что владельцы сотовых телефонов подвергают опасности свое здоровье и потенциально могут быть подвержены серьезным заболеваниям».

«Думаю, что сотовая отрасль действительно уязвима», — говорит Алвайс.

Несколько раз судья произнес слово, которое представителям сотовой отрасли явно было неприятно слышать, — «табак». Дело против табачных компаний всплыло, когда Лемель вспомнил о правовых прецедентах, и хотя он не сказал, что имеются какие-то реальные параллели, адвокаты, собранные для защиты сотовой индустрии, должны были бы вздрогнуть. Вспоминая первые слушания по искам против табачных компаний, Лемель заметил, что многие действия были основаны на искажении фактов. (По итогам длительного судебного разбирательства табачные компании Соединенных Штатов были вынуждены заплатить 4 млрд. долл. — Прим. ред.)

«Какие у вас есть доказательства?» — обратился он к Алвайсу.

«Об этом в следующий раз, — ответил Алвайс. — Одно дело, что я могу получить, а другое — что мне будет дозволено получить».

Теперь он, по крайней мере, может попытаться.


Правила гигиены

Соблюдение следующих правил поможет ограничить воздействие электромагнитного излучения от мобильных телефонов.

  • Держите телефон подальше от головы
  • Используйте защищающий наушник или головной телефон
  • Старайтесь ограничить продолжительность разговора по сотовому
  • Прекращайте разговор в случае плохого соединения
  • Постарайтесь не разрешать детям пользоваться мобильным телефоном
  • В автомобиле используйте сотовый телефон с внешней антенной
  • Если вы по-прежнему нервничаете, то следите за своим давлением и используйте обычные телефоны

А что у нас...

Исход исков к американским субъектам рынка мобильной связи может оказать большое влияние на развитие этой индустрии. Мы поставили своей задачей выяснить, что думают об этом представители производителей коммуникационного оборудования и операторов российских сотовых сетей, и задали им следующие вопросы.

Насколько серьезными и обоснованными вы считаете выдвигаемые обвинения?

Каковы могут быть последствия данного судебного разбирательства; как отразится его исход на мировой индустрии сотовой связи? Как это может повлиять на рынок сотовой связи России?

Возможна ли подача аналогичных исков в России; каковы перспективы подобных дел и почему?

Александр Николаев, PR-менеджер представительства Ericsson, считает преждевременным комментировать ситуацию, поскольку иски еще только готовятся, однако не видит каких-либо убедительных доказательств того, что использование сотового телефона может ухудшать здоровье человека.

Василий Торопин, начальник отдела системного проектирования компании «Би Лайн», утверждает, что телефоны, ввозимые в Россию, удовлетворяют и отечественным, и западным санитарным стандартам.

Официальная позиция сотовой сети «Сонет», высказанная Евгением Муратовым, заместителем технического директора по радиочастотным вопросам компании «Персональные коммуникации», сводится к тому, что применение мобильных телефонов все же представляет угрозу для здоровья: медицинские исследования подтвердили увеличение риска опасных заболеваний мозга при использовании сотовых телефонов с повышенной мощностью излучения. В то же время, как утверждает Муратов, реальная мощность излучения абонентского терминала технологии CDMA (которую в России продвигает как раз «Сонет») находится в безопасном для здоровья человека диапазоне, и всем пользователям следует переходить на экологически чистые абонентские терминалы.

Мнение юриста: Александр Глушенков («Адвокатское бюро Александра Глушенкова») предположил, что результатом этого судебного процесса может стать массовый выпуск новых, якобы «безопасных для здоровья» моделей телефонов. Однако Глушенков сомневается, что это обстоятельство может всерьез повлиять на отечественный рынок сотовой связи.

Ольга Улич