Современная индустрия биллинга перешагнула изначально отведенную область ей специализации. Вбирая в себя все новые функции, она вторгается на «чужую территорию».

Дескать, есть где-то в машинном зале одинокий компьютер, который обслуживают пара-тройка людей в белых халатах, поднося ему магнитную ленту и собирая распечатки счетов. Но грянула революция технологий, появились Internet, сотовая телефония, и про биллинг вспомнили. Вспомнили и решили, что нужно что-то менять или строить заново, поскольку компьютер с магнитной лентой устарел и уже не может обсчитывать будущие доходы от услуг со скоростью их продаж. Спрос родил предложение, и предложение неузнаваемо изменило привычный облик биллинга. Теперь он не только считает звонки и байты информации, но и может, как говорят, «начислять зарплату дворникам, работающим в штате оператора». Есть свои биллинговые системы в некоторых коммунальных службах, никоим образом не связанных с телекомом. Перебор? Возможно, но на каждую тенденцию всегда есть свои причины.

Что лучше — выбрать биллинговую систему из немалого перечня присутствующих на рынке тиражируемых продуктов или создать «с нуля» собственную? С такой дилеммой сталкиваются все операторы. Причем иногда — многократно в течение своей деятельности. Происходит это оттого, что биллинг отражает в себе уровень зрелости его бизнеса. Мерой зрелости могут выступать как количество абонентов и формируемый ими платный трафик, так и инновационность предлагаемых услуг и качество работы с клиентами.

Операторский бизнес — отрасль очень динамичная. Новые услуги, особенно в области Internet, электронной и мобильной коммерции, стремительно завоевывают рынки, перераспределяя доходы операторов. Продажа новых услуг почти всегда сопряжена с пересмотром политики бизнеса, изменением организационной и информационной структуры компании, внедрением новых бизнес-моделей и разработкой соответствующих приложений.

Вместе с тем ядро информационной бизнес-системы обязано оставаться неизменным, поскольку на него завязаны остальные компоненты управления телекоммуникационным предприятием, такие как модули управления сетевым оборудованием и серверами услуг, бухгалтерия и учет, бизнес-аналитика и маркетинг, взаимоотношения с заказчиками и партнерами-поставщиками. Если эти компоненты являются разрозненными островками автоматизации в пределах отдельных подразделений, то замена биллинговой платформы вряд ли серьезно повлияет на работоспособность всего предприятия. Она сохранится на прежней отметке, эффективность операторского бизнеса останется низкой, и речь о значительном расширении деятельности и росте клиентской базы, очевидно, будет вести бесполезно.

Биллинг «базовый» и биллинг «большой»

Для продуктов базового уровня характерно отсутствие таких черт, как широкая адаптивность, масштабируемость и интегрируемость. Было бы некорректно отказать в праве на существование системам подобного класса. Они занимают определенную нишу там, где спрос на сложные телекоммуникационные услуги только начинает развиваться. В нашей стране много регионов, где действуют местные сотовые компании, операторы телефонной связи и провайдеры Internet. Рынок различных услуг связи там существует, но сколько-нибудь заметных скачков спроса не ожидают в силу глубинных причин социально-экономического характера. Осознавая этот факт, некоторые разработчики тиражируемых АСР изначально сориентировались на региональные рынки, будучи уверенными в том, что их недорогие и простые во внедрении и эксплуатации продукты будут востребованы заказчиками. Плюс ко всему разработчики не выпускают из виду потребности заказчиков в корпоративном биллинге, характеризующемся малыми нагрузками на сервер, но достаточно широким диапазоном тарифицируемых услуг. Типичными представителями этого класса систем можно назвать, например, продукты Tizona, T-Bil и «Барсум».

Предметом настоящего обзора будет область так называемых больших биллинговых систем, применяемых крупными операторами, сосредоточенными преимущественно в Москве и некоторых региональных центрах. На фоне жесткой конкуренции между провайдерами услуг здесь наблюдается стремительный рост клиентского спроса. Наиболее заметным это явление стало на сотовом рынке Москвы (до 100 тыс. новых подписчиков ежемесячно), но имеет место и в секторе провайдеров Internet, абонентская база которых порой уже превышает 100 тыс. пользователей. Как отмечает директор центра разработок компании «Форс-Холдинг» Виталий Ляшков, в настоящее время ситуация в секторе АСР напоминает состояние дел в банковском секторе несколько лет назад, когда системы базового уровня не смогли помочь в решении новых проблем, вставших перед крупными банками.

Стараясь адекватно оценить потребности и возможности наших операторов, разработчики тиражируемых систем пытаются предложить решения, максимально масштабируемые в ценовом и функциональном отношении. Модульный принцип архитектуры АСР, нормативно закрепленный в Общих технических требованиях к АСР, как раз и подходит для этой цели. Ряд компаний-разработчиков, в частности, Protek, «Софт-Про» и «Петер-Сервис», стремятся выпускать не только биллинговую систему в классическом смысле, но и полный комплект прикладных программ для поддержки всех аспектов деятельности крупного оператора. Грамотный и настойчивый маркетинг постепенно делает свое дело, и, как утверждают производители, крупные операторы все больше склоняются к тиражируемым решениям. Эта тенденция особенно проявляется на зарубежных рынках, куда устремились российские компании, предлагающие решения, поддерживающие различные языки, национальные валюты и действующие налоговые законодательства, отвечающие рекомендациям МСЭ и других международных организаций, стандартизирующих компоненты архитектуры операторских сетей.

Разумеется, продукты такого класса умеют обсчитывать и телефонные вызовы, и Internet-соединения, и интеллектуальные услуги с добавленной стоимостью. Однако конечная сумма затрат при их инсталляции может достигать сотен тысяч долларов. И это неудивительно, так как подобные решения относятся скорее к категории ERP-систем. Насущная задача разработчиков биллинга — доказать операторам, что качественные характеристики тиражируемых продуктов будут ничуть не хуже их собственных разработок, а внешняя техническая поддержка обойдется дешевле, чем содержание штата программистов.

Важнейшие критерии «большого биллинга»

С точки зрения независимых производителей, два важнейших критерия, на которые должны обращать внимание операторы при выборе АСР, это масштабируемость по нагрузке и надежность. Программная часть комплекса АСР при увеличении нагрузки не должна требовать переделок и доработок. Увеличение вычислительных мощностей может достигаться через соответствующую модернизацию аппаратной части, например, добавлением задействованных процессоров на сервере или расширением дискового пространства.

Общая функциональная схема биллинговой системы

Масштабируемость и надежность на самом деле являются ключевыми параметрами больших биллинговых систем, которые предназначены для массового обслуживания клиентов в режиме «горячего биллинга». Все транзакции с базой данных, содержащей учетные записи клиентов, должны производиться в оперативном режиме, учитывающем периоды резкого всплеска активности в часы пик и эволюционное увеличение трафика.

В силу этого внедрение новой биллинговой системы крупного оператора предполагает решение нескольких задач, в том числе проведение нагрузочного тестирования аппаратно-программного комплекса, функционального тестирования биллинга, прозрачную миграцию данных и обучение персонала. Нагрузочное тестирование может выполняться в несколько этапов, по результатам каждого из которых формируются новые требования к АСР. Примером методики внедрения новой платформы может служить столичный сотовый оператор «Вымпелком», осуществляющий в настоящее время переход на АСР Flagship компании Protek.

Аппаратной платформой, на базе которой в «Вымпелкоме» разворачивается эта система, является сервер масштаба предприятия Sun UltraEnterprise 10000. Заказчик воспользовался инициативой Sun Microsystems, суть которой в постепенном наращивании вычислительной мощности сервера путем активации дополнительных процессоров, заранее включенных в конфигурацию системы. При этом оплачивается только задействованная часть аппаратных ресурсов. Таким образом, вопрос масштабируемой нагрузки на биллинговую систему здесь решается и на программном, и на аппаратном уровне. Как утверждают исполнители проекта, возможности создаваемого комплекса таковы, что он вполне способен стать основой для построения центра данных «Вымпелкома», информационная инфраструктура которого включает более 50 приложений, работающих на разных платформах.

Не менее существенным фактором выбора биллинговой системы является ее гибкость. Обеспечить гибкость можно за счет таких качеств системы, как настраиваемость, модульность и открытость. И если модульность и настраиваемость относятся к видимым признакам системы и потому оцениваются довольно однозначно, то открытость часто истолковывается по-разному.

Производители «больших» АСР внушают потенциальным заказчикам, что обращать внимание следует не столько на заявленную функциональность, сколько на технологии, применяемые при разработке. В «Форс-Холдинг» полагают, что открытость системы определяется использованием на стадии разработки стандартных CASE-средств, позволяющих строить модель системы и автоматически выполнять документирование проекта. В этом случае модель системы и документация будут носить согласованный характер. Открытость в таком понимании подразумевает также передачу разработчиком модели системы и ее исходного кода специалистам оператора, а также ознакомление этих специалистов со структурой базы данных и устройством системы.

В компании «Сервокомп», разработавшей биллинговую систему «Абсолют», под открытостью понимают универсальность подхода к обработке потоков данных разнородного трафика и универсальность протоколов взаимодействия между программными модулями системы.

«Ядро биллинга должно работать одинаково вне зависимости от того, какие параметры подлежат учету и тарификации», — подчеркнула руководитель проекта «Абсолют» Ирина Ченцова. Более того, необходимо, чтобы все компоненты биллинга строились на базе индустриальных стандартов.

Но в любом случае, какие бы технические критерии ни использовались, открытость решения подразумевает гарантию сохранности инвестиций заказчика при дальнейшей модернизации информационной системы предприятия. В отношении биллинга эта аксиома трансформируется следующим образом: устанавливаемая система помогает решать перспективные бизнес-задачи оператора, которые могут быть еще неясны к настоящему времени.

Биллинг как основа CRM оператора связи

Во многом совпадают представления разработчиков и пользователей относительно того, в каком направлении должна расширяться функциональность АСР. Во-первых, это поддержка работы с клиентами. Каждая биллинговая система имеет центральным элементом некую многомерную базу данных, где хранятся записи, отражающие всю историю взаимоотношений оператора с клиентами. Сюда входят почтовые и банковские реквизиты, условия договоров на оказание услуг, используемые услуги и тарифные планы, платежи и кредитная история клиентов.

Обладание столь исчерпывающей информацией по каждому абоненту фактически приводит к формированию такой новой роли биллинга, как автоматизированная система учета абонентов, являющаяся мощным инструментом в руках отдела маркетинга и продаж. Некоторая доработка способна превратить биллинговую систему в решение класса CRM. А это уже позволит поставщику услуг связи оперировать информацией не только о реальных, но и о потенциальных клиентах компании, их требованиях и запросах. Бизнес-результат внедрения системы CRM телекоммуникационного оператора очевиден: возрастает эффективность работы с клиентами, снижается стоимость привлечения новых подписчиков услуг, растут доходы компании. Тенденция движения биллинга в сторону CRM настолько актуальна, что проблемой вплотную занялись многие. Например, доработка модуля, отвечающего за работу с клиентами, до функциональности CRM значится сегодня первоочередным направлением развития АСР «Шерп-Система», созданной в компании «Телмос».

Некоторые АСР, исторически развивающиеся встречным курсом, от систем комплексной автоматизации телекоммуникационного предприятия, располагают средствами работы с заказчиками как чем-то само собой разумеющимся. В качестве примера можно указать систему Fastcom, которая изначально была ориентирована на традиционные телефонные компании. В современной ее версии реализованы прием, регистрация и сортировка заявок клиентов (подсистема «Заявки»), контроль их исполнения, различные схемы обслуживания очередников и льготников. Подсистема «Бюро ремонта» выполняет прием и обработку заявлений о повреждениях, передачу заявок на исполнение в соответствующие технические службы, распечатку и контроль исполнения нарядов, хранение заявок, нарядов, отчетов и счетов в базах данных.

«Отношения с клиентами являются точкой, на которой фокусируются все возможности, заложенные в биллинговую систему, — считает консультант компании «Петер-Сервис» Лев Дич. — Персонализация отношений операторов с потребителями услуг приводит к тому, что клиентам предоставляются определенные инструменты для управления услугами. В рамках системы биллинга «Петер-Сервис» такая возможность реализована при помощи так называемого сервера интерфейсов абонентов, пользуясь которым абонент может самостоятельно активировать или деактивировать свои услуги. Получить доступ к своим (и только к своим!) услугам клиент может либо через Web-интерфейс с любого компьютера, либо через WAP-интерфейс с мобильного терминала».

Для поставщиков современных биллинговых систем для нужд Internet-провайдеров решение проблемы интерактивного управления услугами с помощью Web-интерфейса пользователя является едва ли не стандартным. Так, биллинговая система компании «Зенон Н.С.П.» (сертифицированная, кстати, в качестве тиражируемого решения) поддерживает такие сервисные функции пользователя, как публичная регистрация клиентов через Web-интерфейс, просмотр, регистрация и отказ от услуг, изменение параметров услуги, пополнение счета через Internet-карту и выписывание счетов на оплату. Web-интерфейс интерактивного доступа абонентов к информации и услугам предусмотрен также в других универсальных АСР, широко представленных на российском рынке, в частности Flagship, «Абсолют» и CBOSS.

Internet-система обслуживания абонентов (CBOSSics) эксплуатируется в компании «Мобильные ТелеСистемы». Вероятно, не все возможности интерактивного диалога с абонентами, заложенные в CBOSSics, доступны клиентам МТС, но на сегодня это одно из самых передовых решений в своей области. Отличительными чертами этой пользовательской системы, помимо уже описанного набора функций, можно назвать регистрацию обещанного платежа, индивидуально настраиваемую страницу информационной поддержки и регистрацию жалоб и предложений абонентов с передачей их в базу данных CBOSS. Интерфейсные модули типа CBOSSics или аналогичного ему Flagship E-Care Web Portal при необходимой донастройке могут стать прототипом системы CRM телекоммуникационного оператора.

От биллинга — к межсистемной интеграции

Еще одной точкой соприкосновения позиций операторов и профессиональных разработчиков биллинга можно считать проблематику информационной интеграции с дилерами и партнерами по бизнесу, включая операторов партнерских сетей. Коль скоро учетными единицами в этих взаимоотношениях являются те же материальные ресурсы, которыми оперирует биллинг, а именно входящий и исходящий трафик, телефоны и телефонные номера, SIM-карты и карты предоплаченных услуг (prepaid-card) и финансовые потоки, было бы логично увязать этот оборот с базой данных биллинговой системы, написав соответствующие функциональные модули. Здесь вполне уместно провести аналогию с существующими тенденциями интеграции в классическом бизнесе. Компании, имеющие развитую информационную инфраструктуру предприятия, легко переносят в Internet различные процессы, создавая электронные сообщества бизнес-партнеров, торговые площадки и системы автоматизированного снабжения E-Procurement.

Состояние дел с внутренней автоматизацией бизнес-процессов в телекоммуникационной индустрии значительно лучше, чем в других отраслях. Но это отнюдь не означает, что переход к новым моделям отношений с партнерами по бизнесу происходит плавно и безболезненно.

Назовем хотя бы проблему финансовых потерь, связанную со злоупотреблениями в дилерской сети операторов сотовой связи. Схема злоупотреблений базировалась на отсутствии шлюза между информационными системами оператора и дилера, в результате чего информация о подключенных пользователях передавалась в биллинговую систему с недопустимыми задержками (вплоть до нескольких дней). Услуги пользователям предоставлялись сразу после подключения, но биллинговая система была не в состоянии тарифицировать их и отслеживать порог отключения, так как не имела исходных данных. В короткий срок мошенники не только «уничтожали» первоначальный авансовый взнос, но и становились «невозвратными» должниками оператора. Дилер оставался формально чист, и за долги абонентов перед оператором не отвечал.

Когда такая ситуация стала повторяться с завидной регулярностью, операторы прибегли к жестким санкциям по отношению к дилерам, уличенным в злоупотреблениях, вплоть до расторжения дилерских соглашений и финансовых взысканий. Разумеется, эти коллизии не способствовали развитию бизнеса, а первопричина была чрезвычайно проста — несовершенство используемых информационных технологий, не отвечающих требованиям существующего бизнес-процесса.

Ряд разработчиков АСР возложили задачу взаимодействия оператора и дилерской сети на выпускаемые биллинговые решения. Модульность архитектуры биллинговых платформ позволяла устранить проблему путем интеграции в систему дополнительного модуля, отвечающего за работу с дилерами. Основная функция этого модуля — автоматическое внесение новой учетной записи в базу данных оператора при подключении абонента с соответствующими атрибутами договора и реквизитами, и поддержка единого складского учета телефонных аппаратов, номеров и SIM-карт.

К примеру, в биллинговой системе «Петер-Сервис» реализована возможность как автоматического формирования записи о новом клиенте, так и ручного ввода информации, в зависимости от условий дилерского соглашения. Учитывая, что на проведение всех банковских операций до момента поступления средств на счет оператора может потребоваться несколько дней, в системе предусмотрены механизмы работы с «условными платежами» и «условным балансом» клиента. В АСР «Абсолют» вопрос технической поддержки дилерской сети решается еще проще — посредством использования защищенного Web-интерфейса дилера, связанного через сервер приложений с базой данных биллинга.

Разработчики Flagship называют свой продукт «выдающимся решением» для поддержки деятельности оператора на вертикальноинтегрированных рынках. Не готов судить, насколько справедлива эта характеристика, но из документации следует, что взаимодействующие между собой приложения биллинга, управления бизнес-политикой, поддержки потребителей услуг и модули Mediation, управляющие сетевыми службами, служат для полнофункционального обеспечения продаж, дилерского учета, межоператорских расчетов и даже управления ценными бумагами. Более того, это решение предполагает использование всех доступных электронных каналов связи — фиксированного и мобильного Internet, сотового телефона и сервера голосового обслуживания.

Что касается таких качеств биллинга, как управление счетами и взаимодействие с банковскими информационными системами, то эти элементы еще больше сближают биллинговые системы и продукты класса ERP. Причем тенденции таковы, что обработка поступающих платежей, трансляция данных в бухгалтерские программы и генерация платежных документов в соответствии с утвержденным планом счетов предприятия все чаще происходят в реальном времени. Иными словами, в архитектуре информационной системы оператора уменьшается количество возможных промежуточных звеньев хранения информации. После ввода и представления исходных данных в формате базы данных они становятся доступны всем структурным подразделениям компании. Аналитики подсчитали, что от 2 по 5% всех доходов от платных услуг связи теряется из-за невыставления счетов или ошибок биллинга, связанных с информационной интеграцией внутренних бизнес-процессов. На пути своего формирования доходный поток денежных средств пересекает границы многих подразделений операторских служб, и потеря доходов может возникнуть на любом этапе, от внедрения новых тарифов до операций с посредниками. Чем больше подразделений будет участвовать в формировании финансовых данных, тем больше вероятность ошибок.

Процесс внедрения биллинговой системы оператора почти всегда сопровождается выполнением глобального проекта по созданию или реинжинирингу информационной системы управления предприятием. Современные решения биллинга, вероятно, учли многотрудный опыт внедрения биллинговых систем «с нуля». Поэтому сейчас в них закладывается необходимая функциональность для обеспечения технологических процессов производственной деятельности телекоммуникационной фирмы. Как отметили в компании «Открытые технологии», осуществившей поставку суперсервера Sun «Вымпелкому» под нужды биллинга, «заказчики рассчитывают на то, что их бизнес-процессы будут поддерживаться минимальным числом прикладных систем, поэтому в реальности биллинговая система выходит за рамки автоматизации определенных бухгалтерских задач и становится своеобразной АСУ ТП оператора». Дополнительные функциональные модули, в сущности, оптимизируют биллинговую платформу под ту или иную деятельность оператора.

Отдельной сферой межоператорских расчетов является роуминг абонентов в сотовых сетях. Однако в этом случае задействуются специфические механизмы, основанные на формировании, передаче и обработке файлов данных стандартного типа (TAP-файлы). Этот механизм регламентируется технологическими стандартами.

Разумность границ

Как бы ни смещался акцент современного биллинга в сторону комплексных продуктов учета и управления хозяйственной деятельностью операторов связи, существует некий разумный предел «конвергенции» этих информационных технологий. Все же основной предмет биллинга — это учет продаж телекоммуникационных услуг и сопутствующих материальных ресурсов, а системы уровня ERP управляют всеми материальными, финансовыми, людскими и интеллектуальными потоками на предприятии. В отличие от классического бизнеса, основанного на любой из известных моделей продаж, операторский бизнес базируется на миллионах транзакций с клиентом, требующих персонального учета параметров. Ни одна классическая бухгалтерская система не в состоянии переварить такой поток расчетных операций.

Общая функциональная схема биллинговой системы

«На наш взгляд, искусство разработки состоит и в том, чтобы правильно определить границы системы, — подчеркивает Дич. — Чересчур громоздкая система может рухнуть и похоронить разработчика под своими обломками».

Его мысль поддерживает Александр Цыганков из МКС, внедрившей собственную систему биллинга. По его словам, «основное предназначение биллинговой системы — расчет и управленческий анализ. Изобретать велосипед для финансового учета и прогнозирования доходов не нужно, так как эта задача решается стандартными средствами ERP-систем».

Значит, где-то должна проходить граница между ERP-системами и биллингом, и в идеале эти два важнейших механизма обеспечения жизнедеятельности предприятия должны быть связаны стандартными программными шлюзами. В действительности это пока не так. Общие подходы к интеграции биллинговых и ERP-систем, как считают специалисты, сейчас отсутствуют. И, к сожалению, решение проблемы лежит не только в плоскости использования индустриальных стандартов при разработке ПО.

Значительная часть информационных систем в телекоммуникациях базируется на технологиях 70-80-х, которые были созданы для регулируемого, жестко структурированного и стабильного рынка. Замкнутые унаследованные системы в традиционной телефонии обычно плохо взаимодействуют друг с другом. Одно из главных препятствий на пути к автоматизированным системам нового типа состоит в необходимости интегрировать в информационный комплекс унаследованные системы, ориентированные на определенного поставщика, с решениями, ориентированными на потребителя и использующими открытые стандарты и архитектуры.

Биллинг как грань между старым и новым

Проблема интеграции внедряемых АСР с наследуемыми информационными системами столь многогранна, что заслуживает отдельного исследования. Судя по всему, решение для нее не найдено даже в мировых масштабах. Так, компания Vodaphone Air Touch, один из крупнейших сотовых операторов мира, запускает новую биллинговую систему Unibill. По заявлению руководства компании, отказ от объединения и последующей «доводки» двух существующих на сегодняшний день систем (Vodabill для аналоговой и Eurobill для цифровой сети) в пользу разработки системы «с нуля» объясняется принципиально новыми требованиями к качеству платежных систем нового поколения. Место «малоуправляемой паутины взаимосвязанных приложений» заняла единая масштабируемая система, полностью удовлетворяющая растущим потребностям бизнеса.

По масштабам работ задача интеграции АСР с унаследованным ПО приравнивается к самостоятельному проекту. Итоговая стоимость внедрения биллинговой системы, как правило, складывается из цены на лицензию на АСР, расходов на техническое задание заказчика и доработку системы под данный проект и стоимости внедренческих работ. В результате и без того немалые затраты на приобретение системы возрастают порой в несколько раз. Возможно, именно поэтому огромный пласт потенциальных заказчиков биллинга в нашей стране пытается выкрутиться из затруднительного положения своими силами.

Пример компании «МТУ-Информ», ведущего коммерческого оператора связи в России, совершившего выбор в пользу построения собственной уникальной биллинговой платформы, выглядит весьма убедительно. Дело в том, что, казалось бы, чем крупнее оператор и сложнее информационная структура поддерживаемых бизнес-процессов, тем больше вероятность того, что компания обратится за помощью к профессиональным разработчикам, имеющим разносторонний внедренческий опыт и знающим толк в интеграции. Об этом говорит десятилетняя история автоматизации российского бизнеса. Наивно предполагать, что отрасль телекоммуникаций отстала от жизни. Выходит, свою роль здесь играет здравый прагматизм в оценке ситуации и умение выбирать из двух зол меньшее.

Конвергентный биллинг

Профессиональные разработчики утверждают, что ситуация с биллингом радикально изменится в связи с освоением операторами конвергентных технологий в проводной и мобильной связи. Дескать, сложность создания биллинга для конвергентных сетей другого порядка, чем для традиционных систем. Некоторые из известных производителей АСР подхватили идею конвергентного биллинга и намерены сделать из нее «священную корову», до которой невозможно коснуться непосвященному человеку. Тем временем прагматики из операторского бизнеса пытаются понять, что же существенно нового кроется за понятием «конвергентный биллинг».

Урм заявляет: «Если под термином ?конвергентная биллинговая система? понимать возможность интеграции данных от фронтальных биллингов, управляющих доступом к различным авансовым услугам, то — да, наша биллинговая система именно такая. Если вы спросите, может ли наша система выпускать единый счет за все множество услуг, оказываемых компанией, — то снова да. Функционирующая у нас биллинговая система может протарифицировать услугу независимо от того, что является единицей измерения услуги — минуты, пакеты или байты».

Примерно так же понимают «конвергентный биллинг» и в «Международной компании связи». Разработчик Игорь Киреев утверждает, что биллинговая система «Мир-АСР» позволяет тарифицировать все услуги, связанные с учетом временного параметра, включая телефонные соединения, передачу данных и IP-телефонию. Биллинговая система «Мир-АСР» предоставляет полную информацию о каждом звонке, сделанном клиентом МКС: время вызова, продолжительность соединения, номер телефона, номер канала, тип звонка, код номера, название региона, стоимость соединения, плата за аренду канала. Так что формирование единого счета за услуги, особенно при кредитной схеме расчета, для существующей системы — не проблема.

Понятие «конвергентного биллинга» наиболее близко к приложениям мобильного Internet, который предположительно будет являться базовой услугой сотовых сетей третьего поколения. Некоторые зарубежные производители биллинговых систем уже приступили к выпуску тиражируемых версий биллинга для сотовых сетей третьего поколения. В частности, система Geneva 3G производства компании Geneva Technology позволит провайдерам услуг учитывать трафик и выставлять счета в зависимости от таких параметров, как продолжительность связи, объем передаваемых данных и ценность контента. Ее дополнительный модуль Resource Management System сможет работать с SIM-картой или с идентификационным номером абонента MSISDN с целью предоставления персонализированных услуг. Кроме того, на основе новой программы может быть организован биллинг в системах мобильной коммерции с несколькими участниками.

Персонификация сервисов и интеллектуальные возможности управления доступом абонентов к услугам, похоже, становятся основным лейтмотивом биллинговых технологий переходного периода. Последняя версия АСР Flagship содержит модули, обеспечивающие, как сказано в документации, полную функциональность электронной и мобильной коммерции, которая позволит генерировать счета на Internet-услуги с добавленной стоимостью. Неудивительно, что, говоря о возможностях WAP для развития бизнеса, представители «Вымпелкома», инсталлирующего у себя АСР Flagship, уже упомянули модель дифференцированного подхода к тарификации доступа, то есть тарификации различных разделов внутри WAP-сайта различными способами, в зависимости от предлагаемого содержания.

Однако позиция независимых экспертов насчет перспектив этого направления более пессимистична.

«Самым странным моментом, касающимся появления мобильного доступа к Internet, является то, что операторы пока не знают, как им делать деньги в этом бизнесе, — поясняет Юрий Горностаев из Международного центра научной и технической информации. — Операторы, изготовители и разработчики безрассудно инвестируют большие средства в приближающуюся революцию повсеместного внедрения мобильного Internet, но на этом бизнесе пока делают деньги только поставщики оборудования. Как сбор платежей, так и соотнесение их с определенным контентом связаны с определенными проблемами».

Кто прав, пессимисты или оптимисты, как известно, покажет время. Но в отношении развития технологий биллинга есть вещи, которые не требуют доказательств. Будущее телекоммуникационной индустрии, разумеется, за персонификацией доступа, услугами с добавочной стоимостью и электронными финансовыми транзакциями. Вероятно, какую бы модель предоставления дополнительных услуг ни выбрали сегодняшние операторы связи, их биллинговые системы будут вынуждены функционально сближаться и с внутренними бухгалтерскими и складскими, и с внешними платежными системами, и вдобавок все больше впитывать идеологию CRM. Выходит, правильным путем идем, товарищи.

...И опыт, сын ошибок трудных

Из 60 сертифицированных в России биллинговых систем большинство относятся к категории так называемых АСР единичного исполнения, то есть создаваемых оператором для удовлетворения собственных нужд. Как уже отмечалось, этот путь решения проблемы биллинга имеет и положительные, и отрицательные стороны. И несмотря на критику со стороны профессиональных производителей, имеет право на существование. Есть еще одно интересное наблюдение: при ближайшем рассмотрении оказывается, что многие АСР единичного исполнения вовсе не уступают тиражируемым продуктам по функциональной полноте, а по адаптивности к конкретному виду операторской деятельности даже превосходят их.

Для формирования объективного мнения прежде всего важен состоявшийся опыт. Знание, в силу каких причин, зачем и как пришли операторы к несвойственной им деятельности — написанию программ. А также как они сами оценивают этот опыт. Хочется надеяться, что приведенные выше примеры помогут колеблющимся операторам правильно соотнести свои потребности и возможности.


Биллинговые системы: взгляд из Министерства связи

Биллинг в телекоммуникациях — это процесс, связанный с большой ответственностью операторов перед многомиллионной армией абонентов. Ряд услуг, таких как местная телефонная связь, социально значимы и, естественно, привлекают к себе повышенное внимание со стороны регулирующих и контролирующих органов. Неудивительно, что биллинговые системы, которыми могут пользоваться как телефонные операторы, так и провайдеры Internet и услуг передачи данных, подчиняются строгому регламенту.

Согласно руководящим документам Минсвязи РФ, биллинговые системы, или так называемые автоматизированные системы расчетов (АСР), отнесены к сложному оборудованию электросвязи и подлежат обязательной сертификации. (Под сложным оборудованием электросвязи понимаются такие системы, функциональные возможности которых реализуются на программном уровне и программное обеспечение которых оставляет значительную часть стоимости в целом. — И. Е.)

Но как следует из тех же документов, наличие сертификата соответствия не гарантирует практического применения сложного оборудования на взаимоувязанной сети связи России. Более того, нормативные акты Минсвязи прямо не рекомендуют «применение автоматизированных систем расчетов с пользователями за услуги электросвязи с прикладным программным обеспечением зарубежной разработки». Вероятно, поэтому среди 60 сертифицированных систем не найдется ни одной зарубежной или разработанной вне пределов страны.

Документ «Общие технические требования к автоматизированным системам расчета пользователей за услуги электросвязи» (ОТТ), утвержденный 16 июня 1998 года, призван подвести черту под долгими дебатами о том, что такое биллинговая система связи и какие задачи она призвана выполнять. В документе содержится определение АСР, которое мы приведем в виде полной цитаты.

«Автоматизированная система расчетов — это программно-аппаратный комплекс, предназначенный для:

  • регистрации и учета абонентов сетей электросвязи, имеющих договоры в любой законной форме с операторами связи об оказании услуг электросвязи;
  • учета объема и номенклатуры предоставленных услуг электросвязи и расчета их стоимости;
  • учета сумм платежей за оказанные услуги электросвязи;
  • контроля за оплатой оказанных услуг электросвязи;
  • справочно-информационного обслуживания абонентов и пользователей системы по вопросам объема и номенклатуры оказанных услуг электросвязи и их оплаты;
  • формирования информации, используемой для выставления счетов на оплату оказанных услуг электросвязи;
  • формирования статистической отчетности и аналитической информации по оказанным услугам электросвязи, произведенной по ним оплате, финансовому состоянию лицевых счетов абонентов для оперативного и обоснованного принятия решений в части, касающейся управления организацией связи».

Процитированный документ также определяет основные принципы архитектуры биллинговых систем и некоторые требования к алгоритмам работы и интерфейсам с внешними системами. В частности, указывается:

  • В АСР должна быть предусмотрена возможность достоверной идентификации абонентов не менее чем по десяти характеризующим его признакам, определяемым в соответствии с технологией оператора связи;
  • АСР должна обеспечивать автоматизацию процесса проведения расчетов с абонентами за все виды предоставляемых оператором связи платных услуг и контроль поступивших оплат;
  • стык АСР с техническими средствами регистрации услуг о состоявшихся соединениях должен осуществляться с помощью некоммутируемых или коммутируемых линий связи с использованием стандартных сетевых протоколов и открытых интерфейсов.

Здесь же производится классификация АСР по функциональному уровню, номенклатуре поддерживаемых услуг и серийности производства. «Вершиной» можно считать тиражируемые универсальные АСР, допускающие возможность ее интеграции с другими технологическими подсистемами и унаследованным ПО.

Как следует из определения АСР, главное предназначение биллинговых систем — считать услуги, корректно выставлять счета и подготавливать данные для статистических отчетов. Непосредственно к биллингу не отнесены процессы формирования исходных данных о регистрируемых услугах («предбиллинг»), управления доступом к сетевому оборудованию и серверам услуг, контроля передаваемого трафика и загруженности каналов, учета материальных ресурсов оператора и автоматизации взаимоотношений с заказчиками. Также не указывается минимальное количество поддерживаемых тарифных планов и перечень возможных параметров индивидуальной настройки системы под конкретного абонента.

Игорь Елисеев

Пример 1. Биллинг «с нуля» и дальнейшая интеграция

Около двух лет назад в «Международной компании связи» (межрегиональный оператор, входящий в группу компаний «Миртелеком») возникла потребность во внедрении биллинговой системы, максимально отвечающей характеру основной деятельности. В то время МКС являлась коммутационным центром «Миртелекома», и значительную часть ее трафика составляли транзитные телефонные вызовы. Компания была поставлена перед выбором: писать систему своими силами или покупать готовое решение. Оценив состояние рынка биллинговых систем на том этапе, в МКС решили создавать собственное решение «с нуля». Главным минусом внедрения тиражируемой системы, по мнению руководителя группы разработки Игоря Киреева, была незрелость отечественного рынка предложений и дороговизна зарубежных систем наряду с их закрытостью и функциональной ограниченностью. В любом случае процесс внедрения готовой системы или создания собственной занял бы больше года, но в последнем варианте пользователь получал в руки достаточно универсальный, адаптивный инструмент поддержки операторского бизнеса, легко приспосабливаемый к изменяющемуся рынку. Характерными особенностями разработанной системы «Мир-АСР» явилась ее способность одновременно обрабатывать трафик от нескольких коммутаторов и вести двустороннюю тарификацию транзитного трафика. Кроме того, МКС имела некоторое количество конечных клиентов, корпоративных пользователей, и каждый из них обслуживался по индивидуальному тарифному плану. Таким образом, АСР не должна была иметь ограничений по количеству используемых тарифов. Вдобавок функциональность АСР включала в себя таблицу мультивалютного расчета и возможность выставления счетов и подведения баланса клиентов на любую дату по требованию.

Качество обслуживания клиентов было продекларировано базисом корпоративной политики МКС. Исходя из этого идеология системы массового обслуживания, каковой является биллинг, была адаптирована к индивидуальному подходу для каждого клиента. И несмотря на кажущуюся несовместимость этих понятий, предложенная концепция биллинга эффективно заработала. Сейчас «Мир-АСР» обладает рядом уникальных функций, которые технологически реализовывают заявленную политику качества обслуживания. Речь идет, в частности, о расширенном перечне объектов баз данных, однозначно идентифицирующих учетную запись клиента и функции резервного копирования исходных данных с коммутатора, позволяющих в случае необходимости мгновенно повторить расчет или произвести перерасчет оплаты за услуги индивидуально для каждого клиента.

Главным достоинством «Мир-АСР» и предметом гордости ее создателей является то, что система прошла аудит всемирно известной аудиторско-консалтинговой фирмы Ernst&Young. По словам финансового директора МКС Александра Цыганкова, «представители Ernst&Young были приглашены, чтобы подтвердить, что все исходные данные о минутах и тарифах правильно превращаются в деньги компании». Помимо проверки корректности написания программного кода, приглашенные аудиторы сертифицировали процедуры работ пользователя с биллинговой системой «Мир-АСР». Это означает, что при соблюдении регламента эксплуатации аудиторы гарантируют защищенность системы от несанкционированного изменения биллинговой информации. К слову, Ernst&Young является главным аудитором американской корпорации Andrew, которой принадлежит контрольный пакет акций телекоммуникационной группы «Миртелеком». И теперь руководство МКС надеется, что «Мир-АСР» станет стандартной биллинговой системой для всех компаний, входящих в «Миртелеком». Этому процессу также способствует наличие интерфейса между «Мир-АСР» и ERP Platinum, внедренной в начале этого года в рамках всей корпорации «Миртелеком».


Пример 2. Методика глобальной автоматизации

Несколько иной путь к созданию собственной биллинговой системы проделала компания «Телмос», оператор наложенной цифровой сети, входящий в холдинг «Система-Телеком». Исторические особенности заключались в том, что «Телмосу» пришлось отказаться от уже эксплуатирующейся биллинговой системы производства шведской компании CSI. Главная причина отказа — трудности в удаленном техническом сопровождении решения со стороны зарубежных разработчиков, длительные сроки внесения изменений, отсутствие должной гибкости для работы в условиях динамически изменяющегося рынка, закрытые интерфейсы к используемой СУБД PRO-4.

В 1997 году в «Телмосе» начали одновременно решать две масштабные задачи — построение единой локальной сети предприятия и создание корпоративной информационной системы, важнейшим элементом которой был признан биллинг. Стартовые условия проекта были далеки от идеальных: в компании сосуществовали сразу несколько баз данных в пересекающихся сферах учета материальных ресурсов, исходные сведения были подчас противоречивыми и не могли служить основой для бизнес-анализа. Как отметил начальник отдела информационных технологий компании Валерий Шибин, в первую очередь от разработчиков корпоративной системы требовалось объединить и централизовать хранение данных и сформировать универсальную структуру их представления в базе данных. Эта же база данных впоследствии должна была стать ядром биллинговой системы со всеми вытекающими отсюда требованиями к безопасности. В конечном итоге корпоративная система была призвана обеспечивать работу персонала как с общедоступной информацией (картотека абонентов, счетов, телефонных номеров), так и с приложениями, требующими разграничения полномочий пользователей (тарифные сетки, платежи, активация услуг и пр.).

В прошлом году компания «Телмос» завершила внедренческие работы и получила сертификат соответствия на АСР «Шерп-Система». Параллельно этому разрозненные корпоративные данные объединились в единое хранилище, появилась система внутреннего документооборота, вводились разнообразные телефонные и Internet-услуги.

С внедрением АСР «Шерп-Система» в «Телмосе» прекратили работу с внешними носителями CDR-файлов и перешли к технологии передачи данных о трафике с коммутатора на сервер тарификации через канал данных. Излишне говорить, что автоматизация этого звена биллингового процесса позволила усовершенствовать всю бизнес-модель предоставления услуг. Появилась возможность задействовать технологию «горячего», или фронтального биллинга для тарификации услуг и контроля лицевого счета абонентов в реальном времени. Тем самым «Телмос» открыл себе дорогу на рынок частных пользователей.

На нынешнем этапе развития АСР «Шерп-Система» обеспечивает кредитную схему расчета за услуги с юридическими лицами и биллинг в реальном масштабе времени для дебитных телефонных услуг по карточкам Magic Phone. Помимо обработки телефонного трафика, ведется тарификация Internet-соединений, причем для сеансов коммутируемого доступа в качестве главного тарифицируемого параметра используется время, а для постоянных соединений — объем переданной информации. Сейчас компания заканчивает подготовку к предоставлению всего комплекса Internet-услуг через собственный шлюз (раньше использовался узел стороннего провайдера, но тарификацию услуг и выставление счетов производил «Телмос»). Кстати, для обслуживания абонентов коммутируемого Internet-доступа закуплена АСР «Абсолют», но руководство компании ставит задачу доработки интерфейсного модуля с целью выставления абонентам единого счета за все услуги.

Что касается проблемы обслуживания клиентов, то, по утверждению Шибина, процесс выставления ежемесячных счетов за услуги занимает один день, перерасчет и перевыставление любого конкретного счета — не более 20 минут, а переход на новый тарифный план по желанию клиента происходит мгновенно.

Дальнейшее развитие технологии биллинга в «Телмосе» связывают с постоянным наращиванием функциональных параметров всей корпоративной информационной системы. В частности, актуальной остается задача оптимизации методик составления отчетов для руководства. Средства бизнес-анализа данных, предоставляемых биллинговой системой, могут использоваться отделом маркетинга для разработки новых тарифных планов и получения прогноза об изменении доходов компании. Моделирование ситуации производится путем пересчета по новой тарифной сетке реальных статистических данных об абонентах и их трафике за некоторый отчетный период (так называемый пробный биллинг). Передовые методики пробного биллинга позволяют дополнительно рассчитывать предположительное изменение клиентской базы и баланс взаиморасчетов с другими операторами связи.


Пример 3. Глубокая адаптация

В компании «МТУ-Информ», которая позиционирует себя на рынке как универсальный оператор телекоммуникационных услуг, также используется биллинговая система собственной разработки. Вернее, не одна, а две сертифицированные в Минсвязи системы, обсуживающие клиентов по кредитной и авансовой схеме соответственно. Однако разнообразие услуг, предлагаемых универсальным телекоммуникационным оператором, заставило разработчиков внести изменения в классическую модель АСР и воспользоваться концепцией внешнего и фронтального биллинга.

Собственно говоря, это не единственная концепция, и происходит она из опыта создания тиражируемой АСР «Абсолют» компании «Сервокомп», откуда вышла значительная часть разработчиков биллинга для «МТУ-Информ». Потому неудивительно, что общие корни этих двух систем, тиражируемой и единичной, отразились в общности подходов, алгоритмов и используемых технологий.

Как пояснила начальник службы биллинга компании «МТУ-Информ» Наталья Урм, существует ряд услуг (например, коммутируемый доступ в Internet или семейство услуг интеллектуальной сети Logic Line), которые предоставляются только при наличии аванса у клиента. В то же время услуги телефонной связи, в том числе — дальней связи, требуют всего лишь наличия договора с клиентом. Необходимыми техническими условиями реализации услуг первой группы являются отслеживание состояния авансового счета в реальном времени, тарификация в оперативном режиме оказываемой услуги и последующее немедленное списание рассчитанной суммы с аванса клиента. Весь набор этих функций возложен на подсистему фронтального, или «горячего» биллинга, которая является ключевым звеном АСР «МТУ-Расчет». Кроме того, для клиентов услуги Logic Line предусмотрена возможность открытия кредитной линии, в связи с чем фронтальный биллинг дополнен функцией интеллектуального контроля за исполнением кредитной линии.

Телефонный трафик не обрабатывается биллинговой системой в интерактивном режиме. Каждые десять минут происходит считывание стандартных исходных данных о телефонных вызовах с коммутатора (вызывающий номер, вызываемый номер, направление вызова, длительность соединения, причина разрыва сеанса); производится ежечасная первичная обработка трафика, при которой анализируются и убираются нетарифицируемые записи — после чего трафик «укладывается» в таблицы базы данных. Один раз в сутки телефонный трафик тарифицируется в соответствии с публикуемыми тарифами и условиями клиентского договора. Счет клиенту формируется по истечении отчетного месяца. Эти действия выполняются системой внешнего (или «отложенного») биллинга, реализованного в рамках АСР «МТУ-Расчеты».

Биллинговые системы, установленные в компании «МТУ-Информ», также интегрированы в общую информационную среду корпорации и автоматически взаимодействуют с другими ее элементами. Поскольку расчеты с клиентами являются частью бухгалтерского учета, АСР в установленные сроки передает информацию о лицевых и авансовых счетах в бухгалтерию по утвержденной форме. В реальном времени биллинг работает с клиентскими платежами, поступающими по системе «банк-клиент». Информация о платежах из внешнего биллинга немедленно поступает в модули фронтального биллинга, которые производят пересчет авансового остатка и, если нужно, погашение кредитов. В обратном направлении (к внешнему биллингу) идет информация о совершаемых транзакциях и объемах оказанных услуг. Принимая встречный поток данных от модулей фронтального биллинга, АСР формирует счета-фактуры и прочие документы отчетности, регламентируемые действующим в стране законодательством.


АСР: требования к надежности и достоверности

Достоверность расчетов за расчетный период должна быть не ниже 0,01% общего объема выставленных счетов при достоверности входных данных

Средняя наработка на отказ аппаратных средств хранения данных АСР должна быть не менее 10 тыс. часов

Среднее время восстановления работоспособного состояния системы должно быть не более 15 минут

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями