Денег в отрасли все еще мало

Она, индустрия, дышит. Это уже обнадеживает. По мнению некоторых, даже выздоравливает после августа 1998-го. Например, «1С», «Парус», представительство корпорации Microsoft в России и странах СНГ — все они объявили о росте продаж. По мнению этих компаний, российская индустрия информационных технологий преодолела последствия кризиса.

Для лидеров, может, все так и обстоит. Только есть три «но». Выход на докризисные показатели по объемам продаж не обязательно означает, что ситуация полностью восстановилась. Например, не достигли прежнего уровня темпы роста в области делового программного обеспечения. Уровень оплаты труда в целом по индустрии остается значительно более низким, чем в начале 1998 года. Докризисный отрыв лидеров от большинства фирм-разработчиков позволил первым еще больше укрепить свои позиции, чего нельзя сказать об остальных.

Да, острота кризиса позади. По сравнению с прошлым годом участники выставки SofTool ?2000 немного увеличили размеры стендов и уже меньше экономят на рекламных материалах. Но благополучие в индустрии еще не наступило. Денег в отрасли все еще мало, поэтому с ними трудно расстаются.

Масштабно играют всего несколько традиционных лидеров, встречаясь с главами регионов и предпринимателями, работая с думскими комитетами, проводя конференции в Кремле, всероссийские Дни бухгалтерии и проч. Остальные напряженно вкалывают, соперничая с лидерами, ищут пути выживания или развития в условиях подвижного рынка.

Если вы не были на выставке

SofTool остается одной из главных софтверных выставок в России. Она традиционно открывает осенний деловой сезон и выявляет многие тенденции. На этот раз в ней участвовали примерно 200 фирм. Согласно официальным данным, 150 из них демонстрировали автоматизированные системы управления, 42 — торговые системы и оборудование. Увеличились разделы САПР (до 20 фирм) и АСУ ТП (22 фирмы). Считается, что это свидетельствует об оживлении российской промышленности. В рамках выставки впервые прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в России XXI века», соорганизатором которой было издательство «Открытые системы».

Как изменились потребители

По сравнению с прошлым годом посетителей стало больше. Центр «Бизнес-Программы-Сервис» проводил традиционный опрос пришедших. Согласно предварительным результатам, заметно увеличилась доля приезжих посетителей. Почти каждый второй — из Московской области, из других регионов или даже из зарубежья. Для сравнения напомним, что осенью 1998 года москвичи составляли 88% посетителей выставки. Еще больше изменилось распределение посетителей по отраслям.

Промышленные и строительные предприятия наконец-то заинтересовались новыми технологиями. Этот рост интереса был вполне прогнозируем и давно ожидаем. Правда, пока трудно сказать, насколько он подкреплен финансовым потенциалом. В последнее время едва ли не каждый заметный разработчик заявил о выпуске версий своих основных программ, ориентированных на производственные предприятия.

Слегка уменьшилось число специалистов из сферы торговли. Несколько лет подряд торговля была лидером в области автоматизации. Вероятно, произошло определенное насыщение. К тому же изменилась структура инвестиционных потоков.

Зачем люди приходят на выставку

Когда-то очень многие шли затем, чтобы выбрать и купить программу. Однако постепенно цели меняются.

Половину посетителей (51%) составляли инженеры и программисты, или, как говорили раньше, — ИТР. Среди остальных были руководители среднего звена (25%), бухгалтеры и экономисты (6% против обычных 20%), директора (5%) и другие.

На вопрос, используются ли у них на работе финансово-экономические программы, почти три четверти ответили положительно. Уточняющий вопрос: «Какие?» — позволил вывести некий рейтинг использования программ той или иной марки. В таблице оставлены лишь те, что преодолели двухпроцентный барьер.

Отметим, что упомянутые «Гарант» и «КонсультантПлюс» являются правовыми базами данных. Набранные «Галактикой» 2% не должны вводить в заблуждение — это довольно много, поскольку компания поставляет преимущественно «тяжелые» и дорогие системы корпоративного уровня.

В моде специализированные решения

Известно, что рынок развивается по спирали. В начале 90-х многие разработчики начинали свой путь с написания программ, предназначенных для определенного типа предприятий (больниц, строительных компаний и т. д.). Потом был этап универсализации, то есть создавались бухгалтерские и финансовые программы с настройкой на любой тип предприятия. Сегодня, когда универсальных программ стало много, вновь появилась потребность в настройках или специальных модулях для отдельных типов организаций, фирм, корпораций.

Отраслевые или специализированные решения сегодня выпускают на рынок разработчики крупных корпоративных систем («Галактика», «Атлант-Информ», «Парус», «АйТи»), средних систем («Интеллект-Сервис», «Инфософт», «Инфин», «Комтех») и разработчики программ, ориентированных на малые и средние предприятия и организации. Например, компания «Импульс» запомнилась короткими и ясными слоганами «Для вас, военные», «Для вас, строители».

Общей тенденции подчиняются и региональные разработчики. Специализированные и типовые отраслевые решения впервые демонстрировала компания «Компас» из Санкт-Петербурга. Посетители могли ознакомиться с типовыми решениями «Издательский дом», «Ремонтно-строительная фирма» и «Расчет сметы на ремонт судов». Причем первое из них разработала не сама питерская фирма, а ее московский дилер «Киви-Софт». Еще одна питерская компания, «Кубикс», знакомила посетителей со своей новой корпоративной системой L2, которая уже внедрена на семи промышленных предприятиях Северо-Западного региона.

Компания «Геос» из Нижнего Новгорода, дебютировавшая на выставке, выступила с очень грамотной концепцией. На базе одной оригинальной системы пространственного моделирования специалисты компании подготовили и показали сразу несколько законченных программных продуктов для конструкторов и менеджеров по продажам, для мебельщиков и судостроителей.

Инвестиции в индустрию разработок

До кризиса было принято громко заявлять об инвестициях, как, впрочем, и о достигнутых оборотах. Вспомним шумную историю объединения «Галактики» и «Паруса» с привлечением внешнего инвестора. Вспомним европейского инвестора компании «Кодекс» (проект «ВК Кодекс»). Сегодня все делается без прежней помпы. Но результаты все равно становятся заметными — в частности, на выставках и в рекламе. Вот что мы увидели на выставке.

Маркетинговая активность компаний «Референт-Сервис», «Эльбрус Технолоджис», Avacco Soft позволила предположить наличие значительной инвестиционной поддержки. Беседа с представителями Avacco Soft полностью подтвердили наши предположения; наши собеседники рассказали, что благодаря инвесторам удалось изначально создать программный продукт универсального типа. А в «Эльбрус Технолоджис» говорят, что теперь могут помочь найти внешнее финансирование даже своим клиентам. Обе компании знакомили посетителей с относительно недавно созданными системами управления предприятием.

Поговаривают, что в кулуарах выставки новые инвесторы искали, в кого бы еще вложить средства. Показалось, что те, кто инвестирует, слабо представляют специфику российского рынка финансово-экономических программ. Они тратят средства на разработку и яркие стенды, но забывают о главном. Сегодня совсем недорого (особенно по мировым меркам) можно купить целую команду с готовой системой. Гораздо труднее найти или сформировать группу, способную грамотно продвигать готовое решение, построить партнерскую и сервисную сеть, разработать и запустить уникальную концепцию продвижения.

Николай Комлев (komlev@finsoft.ru) — директор Центра исследований экономических систем «Бизнес-Программы-Сервис»


SofTool ?2000: некоторые цифры

Результаты традиционного опроса посетителей выставки, проведенного центром «Бизнес-Программы-Сервис»

Распределение посетителей выставки по отраслям
Вид деятельностиДоля, %
Промышленность34
Компьютеры и связь24
Наука и образование15
Государственные структуры10
Торговля10
Строительство6
Другие1
Финансово-экономические программы, используемые посетителями выставки
МаркаДоля, %
"1C"35
Не помню название28
Собственные9
"Парус"6
"КонсультантПлюс"4
БЭСТ4
"Инфо-Бухгалтер"3
"Инфин"2
"Гарант"2
"Галактика"2
Зачем посетители приходили на выставку (допускалось более одного ответа)
Цель посещения выставки1999, %2000, %
Ознакомиться с новыми программами2788
Ознакомиться с новинками оборудования2345
Установить партнерство1729
Купить программу2113
Купить оборудование122

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями