ERP-пакеты становятся «универсальными бизнес-приложениями», которые охватывают функции фронтальных систем, задачи бизнес-интеллекта и собственно процессы планирования корпоративных ресурсов.

В ближайшее время эта немецкая фирма, выпускающая продукцию для стоматологических клиник, начнет использовать интерактивную систему, которая позволит агентам, представляющим интересы различных организаций как из Германии, так и из других стран мира, получить оперативный доступ к информации о самых разнообразных присадках, наполнителях и других стоматологических материалах. Заказчики Bego получат оперативный доступ к информации о выполнении их заказов.

Чтобы реализовать новые возможности, в Bego будут использовать Front Office разработки Baan, а также E-sales и E-collaboration той же компании. Причина, по которой был выбран именно этот производитель, проста: Bego уже использует программное обеспечение Baan для решения вопросов, связанных с планированием корпоративных ресурсов (ERP — enterprise resource planning), как-то: логистика, производство, финансы, контроллинг.

Производители систем ERP надеются, что именно так будут рассуждать и другие ИТ-менеджеры. Они предлагают программные продукты новых классов не только с целью сохранить свое влияние. Они переходят на создание ПО для возникающих рынков, таких как электронная коммерция, управление взаимоотношениями с заказчиками (CRM — customer relationship management) или управление цепочками поставок (SCM — supply chain management).

Разработчики повсеместно также стремятся расширить свои программные продукты функциями работы в Internet, предоставляя пользователям возможность обращаться к приложениям через интерфейс браузера. Одним из самых модных в этом году стало слово «портал», что в данном контексте должно означать интерфейс, предлагающий пользователям «персонифицированное» представление приложений, которые им необходимы в работе. Разработчики также намерены учесть возможность хостинга своих приложений на Web-серверах сторонних организаций.

«Наблюдается стойкая тенденция к расширению масштабов интеграции фронтальных (front office) и тыловых (back office) систем. Традиционные ERP-пакеты больше не способны решать такие задачи», — утверждает Лаурент Лачал, аналитик компании Ovum.

Пользователям предстоит выбрать одно из двух: подождать, пока производители ERP-систем расширят функциональность своих предложений, или перейти на ПО, предлагаемое разработчиками специализированных продуктов.

Некоторые аналитики считают, что изменение стратегии производителей ERP-систем в первую очередь связано с меняющейся ролью программного обеспечения, которое из продукта превращается в услугу. Аналитики GartnerGroup считают, что происходит постепенный переход к так называемой «коммерции сотрудничества» (collaboration commerce), когда компании строят свои отношения с деловыми партнерами в рамках виртуальных сообществ в Internet, а разработчики программного обеспечения предлагают услуги по созданию соответствующей инфраструктуры. Но как бы ни характеризовали эту тенденцию, совершенно очевидно, что ведущие производители ERP-систем, в частности Oracle, SAP, Baan и PeopleSoft, добиваются для себя на этом рынке новых ролей.

Глава корпорации Oracle Ларри Эллисон считает, что в ближайшем будущем многие компании откажутся от клиент-серверной модели вычислений в пользу модели, основу которой составляет Internet. По словам Эда Марковица, специалиста по системам планирования корпоративных ресурсов компании WidePoint, время покажет, удастся ли Oracle опередить конкурентов, предложив свои новые архитектурные решения.

В новую версию Oracle Applications включены новые приложения для управления заказами и CRM. Интеграция этих приложений позволит компаниям осуществлять обслуживание заказчиков, сбор заказов, а также управление цепочками поставок через Internet. Кроме того, в прошлом году Oracle выпустила Oracle iStore — электронное хранилище на базе Web, тесно интегрированное с серверными приложениями Oracle.

SAP предложила более дружественный к пользователю и адаптированный к работе в Web интерфейс для своего ПО планирования корпоративных ресурсов. Хотя она анонсировала свою Internet-стратегию позже, чем Oracle, уже в сентябре прошлого года компания представила первые компоненты mySAP.com — семейства Internet-продуктов и услуг. Это семейство предоставляет пользователям возможность перевести внутренние и внешние бизнес-процессы в Internet, интегрируя приложения разработки SAP с внешними источниками информации. К ним относятся mySAP.com Workplace — персонифицированный портал для сотрудников и mySAP.com Marketplace — набор систем интерактивной торговли и информационных сайтов.

«Такое решение кардинально меняет наши ориентиры, — заявил тогда сопредседатель совета директоров корпорации SAP Хассо Платтнер. — Теперь мы должны предоставлять не только доступ к транзакциям, но и всю сопутствующую информацию». По его словам, SAP пришлось «радикально изменить свою стратегию».

MySAP.com не заменяет R/3 — известное ПО планирования корпоративных ресурсов корпорации SAP, которое работает в клиент-серверной архитектуре. Но в SAP полагают, что теперь готовы двигаться в любом направлении, будь то Internet или клиент-серверная архитектура.

В Baan также рассматривают электронную коммерцию как ключ к своему будущему. Стоит отметить, что стремление Baan выйти в лидеры на рынках CRM и SCM в течение предыдущего года, учитывая ее финансовое положение, вызывало у аналитиков удивление. Между тем все это время Baan предпринимались значительные усилия для обеспечения тесной интеграции продуктов, перешедших к ней в результате приобретения компаний Aurum, Caps Logistics и Berclain.

По мнению Аниты Лисс, аналитика Meta Group, Baan предприняла разумные шаги, сосредоточившись на производственном секторе.

Компания PeopleSoft, которая также пережила не самый лучший для своего бизнеса год, краеугольным камнем своей стратегии в отношении Internet посчитала персонифицированные информационные порталы, доступ к которым может осуществляться через интерфейс браузера, получивший название iClient. Кроме того, компания заполнила пробел в линейке своих программных продуктов, купив производителя систем CRM — компанию Vantive.

Пользователям предстоит решить, будут ли они довольствоваться тем, что предлагает им тот или иной производитель систем ERP (как, например, предпочли в Bego), или стоит обратиться к продуктам новых производителей, с тем чтобы получить необходимую дополнительную функциональность.

Некоторые аналитики уверены, что компании смогут получить немалые преимущества, сохранив «верность» тому производителю, с которым уже налажены надежные связи.

По прогнозам Meta Group, в течение трех лет 40% программного обеспечения на рынке CRM, призванного повысить уровень обслуживания заказчиков, придется на долю производителей систем ERP.

Однако пользователям, которые намерены и дальше работать с уже известными им производителями, придется подождать, поскольку многие из новых модулей пока находятся лишь на стадии разработки, или довольствоваться модернизированными версиями базового ПО, выпускаемого этими производителями.

Однако, как считает Лачал, в том случае если компания сохранит лояльность к «своему» производителю систем ERP, она будет лишена некоторых более совершенных решений других фирм. Например, Siebel Systems, специализирующаяся на выпуске фронтального программного обеспечения, и Broadvision, выпускающая «интеллектуальные» интерфейсы для Web-сайтов, предлагают решения для управления взаимоотношениями с заказчиками, превосходящие большинство аналогичных предложений от традиционных производителей систем ERP.

Другие аналитики считают, что производителям систем ERP следует заниматься теми вопросами, в которых они хорошо разбираются, и новые решения отдать на откуп другим.

Еще одна опасность кроется в том, что производители систем ERP пытаются решить сразу слишком много задач.

Производители рассчитывают, что их козырной картой станет возможность обеспечить наиболее полную и естественную интеграцию. По мере реализации стратегий в отношении электронной коммерции компании осознают необходимость интегрировать ее в свои приложения обработки транзакций и начинают проявлять интерес к тем производителям систем ERP, которые смогут предложить механизмы подобной интеграции.

Лачал признает, что аргумент в пользу интеграции достаточно убедителен.

«Люди предпочитают простоту. Возможно, вы не получите преимуществ, которые дают ультрасовременные решения, но вы по крайней мере избавитесь от проблем интеграции, которые могут погубить весь проект», — сказал он.


ERP: сон или смерть?

В 1999 году все наперебой заявляли о близкой кончине рынка систем планирования корпоративных ресурсов. К примеру, в третьем квартале компания PeopleSoft сообщила, что ее оборот сократился на 88%, SAP была вынуждена пересмотреть свои прогнозы после того, как стало совершенно очевидно, что запланированных на уровне 25% темпов роста добиться не удастся, а Baan, переживавшая глубокий внутренний кризис, в 1999 году ежеквартально несла убытки. Теорий, объясняющих этот спад, приводилось великое множество, хотя большинство склонялось к тому, что в основном это было вызвано необходимостью решать проблему 2000 года.

SAP, со своей стороны, была склонна объяснять свои не оправдавшиеся ожидания тем, что заказчики ждут появления решений, ориентированных на работу в Internet.

Ситуация на рынке ERP по-прежнему существенно отличается от той, которая была характерна для него в предыдущие годы, когда он развивался исключительно высокими темпами. Подводя итоги 1998 года, SAP, к примеру, заявила, что ее оборот вырос более чем на 60%.

Производители систем ERP на некоторое время выпали из поля всеобщего интереса, поскольку сейчас аналитики основное внимание уделяют новым фирмам, работающим в Internet.

Но есть и те, кто верит в перспективу рынка систем ERP. Они убеждены, что потребители захотят модернизировать свои системы, заменив их версиями, согласующимися с их стратегией в области электронной коммерции.

«Рынок ERP отнюдь не погиб», — заметил Эд Марковиц из компании WidePoint. Просто сейчас системы ERP постепенно становятся товарами массового потребления, на основе которых будут созданы другие, более «привлекательные» фронтальные приложения.

Но в конце концов и крепкий тыл нужен всем. «Вы не можете обойтись без систем планирования корпоративных ресурсов», — заметил Лаурент Лачал, аналитик компании Ovum.