Образование и Internet в России. Проблемы и стратегия развития

В первую очередь это касается обучения в школах и других учебных заведениях. Понимая важность вопроса, издательский дом «Коммерсант» провел круглый стол под названием «Образование и Интернет в России. Проблемы и стратегия развития». Михаил Ходорковский, председатель правления НК ЮКОС, соорганизатора круглого стола, так объяснил участие своей компании в проведении этого мероприятия: «Internet — это образование и воспитание следующего поколения, и мы не можем не вкладывать деньги в наше будущее». Интерес государства к теме дискуссий обозначало участие в них министра образования Владимира Филиппова и министра труда и социального развития Александра Починка. Обсуждались как вопросы технического обеспечения российских школ компьютерными классами, так и глобальные философские вопросы, например, как повлияет Internet на развитие российского общества.

Не отрицая важности проблемы технического оснащения школ, Александр Асмолов, профессор факультета психологии МГУ, заметил, что вначале нужно подготовить учителей к работе на компьютере и разработать методики обучения информационным предметам. Без такой подготовительной работы любые вложения в техническое оборудование школ и развитие инфраструктуры Internet не дадут нужного эффекта. Поэтому информационная подготовка учителей стоит сейчас на первом месте. Уже проводится конкурс «Дистанционный учитель года», в котором выбирают лучших из учителей, организовавших дистанционное обучение.

Кроме собственно обучения детей информационным технологиям существенное внимание на заседании уделялось проблемам сохранения русской культуры. По этому вопросу мнения выступающих разделились. Одни утверждали, что Internet — это смерть национальных культур. Но нашлись и такие, кто утверждал, что Internet, наоборот, позволит детям самоопределиться в культурном пространстве и понять, что для него приемлемо, а что нет. Internet же — способ культурного развития нации в целом, и этот процесс необходимо правильно поддерживать.

Впрочем, разработку методик информационного образования и развитие инфраструктуры можно вести параллельно. Поэтому правительство предполагает принять программу технического оснащения сельских школ, которых в России около 46 тыс., компьютерными классами и спутниковой связью. На этот проект предполагается потратить из бюджета 2001 года около 40 млн. долл. Кроме того, ЮКОС собирается открыть в крупных городах России около 50 Internet-центров для предоставления всем желающим доступа к Internet. Сейчас уже действуют три подобных центра. Так что государство не собирается оставаться в стороне от «интернетизации России», которая со временем все равно наступит.