АДЭ и «Система Телеком» о насущных проблемах Рунета

Данный аспект в значительной мере определяет востребованность новейших технологий в построении глобальных сетей. В подтверждение этому тезису вспоминается последняя конференция АДЭ «Конвергенция голоса и данных в беспроводных сетях», где чаще всего связисты задавали себе вопросы примерно такого рода: зачем нужны столь высокие скорости передачи данных, каким конкретным приложениям они необходимы?

Участники круглого стола осторожно подходят к оценке перспективы получения прибылей от Internet-проектов

Этой теме были посвящены как минимум два мероприятия, состоявшиеся в ходе выставки «Связь-Экспокомм» — семинар Ассоциации документальной электросвязи «Интернет-проекты АДЭ» и круглый стол руководителей предприятий холдинга «Система Телеком».

Метод наращивания «критической массы»

АДЭ пришла на форум с развернутым отчетом о проделанной работе в разнообразных комитетах и комиссиях. Анализируя происходящие в ассоциации структурные изменения, можно было сделать выводы о приоритетности тех или иных направлений работы, а также выяснить преобладающие тенденции во взглядах на проблемы российской Сети.

Первый круг вопросов, входящих в компетенцию АДЭ, касается разработки нормативно-правовой базы регулирования взаимоотношений вокруг Internet, включая механизмы регистрации доменов в зоне .ru. В этой области АДЭ является одним из целого ряда государственных и общественных институтов, занятых поиском решений и разработкой механизмов их реализации.

Иные инициативы, как известно, исходили от недавно созданного «Союза операторов Интернет» (СОИ), от соответствующих комитетов Госдумы и независимых экспертов, представляющих «сетевую общественность».

В свое время имели место довольно одиозные попытки ведомственного решения законотворческих проблем, естественно, в угоду интересов отдельных министерств и контрольных органов. Разброс мнений по стратегическим и тактическим задачам регулирования в Рунете достиг, видимо, того уровня, на котором ни один из предлагаемых рецептов не может быть утвержден без компромиссов.

АДЭ, со своей стороны, старается быть «законодателем мод» в вопросах правового регулирования всего, что относится к отрасли связи. Достижение этой цели осуществляется методом наращивания «критической массы» рабочих комитетов и комиссий, привлечения к сотрудничеству интеллектуальной элиты и просто влиятельных персон в мире телекоммуникаций. Сергей Баранченков из компании «Герберт Смит СНГ» рассказал о задачах юридического комитета АДЭ, роль которого существенно укрепилась после получения ассоциацией статуса государственной. К поставленным задачам он отнес юридическую экспертизу проектов нормативных документов, как подготавливаемых внутри ассоциации, так и предлагаемых сторонними организациями, а также юридическое сопровождение пилотных проектов членов ассоциации в области электронной коммерции, телекоммуникаций и Internet.

Председатель юридической рабочей группы комитета «Интернет» Ассоциации документальной электросвязи Михаил Якушев подверг в очередной раз критике «кабинетную работу» над законопроектами в области Internet. Он сказал, что один из таких проектов, разработанных Госдумой, потерпел фиаско, поскольку был отвергнут Internet-сообществом. Альтернативный вариант законопроекта «О государственной политике в области сети Интернет», опубликованный для обсуждения в Сети, вероятно, будет взят за основу для окончательного утверждения.

Нельзя было не заметить, что руководящие лица АДЭ, похоже, определились в том, каково истинное предназначение Internet в жизни общества. Из уст председателя исполкома Аркадия Кремера все чаще слышится оценка необходимости использования тех или иных технологий с позиций применимости их в деле становления и развития электронной торговли. Все более заметную роль в работе комитета «Электронное ведение бизнеса» играют представители Минторга и Российской торгово-промышленной палаты.

С одной стороны, это положительный момент: наконец-то Internet признан как полезный и эффективный инструмент получения доходов большими чиновниками, которые, возможно, придадут дополнительный импульс развитию Сети в России. С другой — создается впечатление, что их взгляды на возможности Internet носят пока неосознанный, эвристический характер. Например, это касается инициатив Минторга, призванных создать нечто, напоминающее виртуальную торговую площадку между поставщиками и покупателями на внутрироссийском рынке, и использовать ее в том числе для закупок продукции по госзаказам. Замысел грандиозный и амбициозный, но выглядит очень далеким от действительности, ведь даже на Западе подобные бизнес-схемы воспринимаются как пробные эксперименты с большими рисковыми ожиданиями.

Стратегия конечного покупателя

Участники круглого стола «Системы Телеком», на котором в числе прочих присутствовал руководитель АДЭ Кремер, также уделили особое внимание рассмотрению проблем развития электронного бизнеса. В отличие от конференции АДЭ, здесь преобладали более обстоятельные и осторожные оценки перспектив получения доходов от сегодняшней деятельности в Internet.

Первый вице-президент холдинга «Система Телеком» и по совместительству председатель комитета АДЭ «Электронное ведение бизнеса» от лица компаний, входящих в холдинг, выразил озабоченность тем, что в Рунете пока отсутствует четко выраженная стратегия прибыльной деятельности в Internet. Если здесь не рассматривать телекоммуникационные проекты «Системы», связанные с предоставлением доступа, то в «содержательной» части Internet-бизнеса тоже преобладает эмпирический подход по принципу «что-нибудь да выстрелит».

Однако «Система Телеком» больше не намерена продолжать двигаться в этом направлении вслепую и выделила специальное самостоятельное подразделение «Интеллект-Телеком», которое по идее должно предложить некий теоретически обоснованный и практически подкрепленный метод предоставления контентных услуг. Представитель «Интеллект-Телеком» Александр Шуголь сообщил, что его компания «сталкивается с множеством вопросов по маркетингу в Internet». В частности: могут ли информационные услуги «жить в чистом виде», не взимая плату за трафик; что, кроме сетевой рекламы, может приносить дополнительный доход; какие ресурсы, кроме «раскрученных поисковых машин», могут быть эффективными рекламоносителями; как рассчитать реальную стоимость Internet-компаний и каковы механизмы, работающие на повышение ее биржевой стоимости; каковы потенциальные риски в электронной торговле и как спрогнозировать доход от нее.

Хотелось бы верить, что хотя бы на некоторые из поставленных вопросов интеллектуальное подразделение «Системы Телеком» найдет ответ, пусть даже теоретический. Ведь любое новое дело стоит начинать не только с голого энтузиазма, но и с серьезного мозгового штурма, что несколько сложнее, чем воспользоваться стандартным алгоритмом первичной раскрутки «стартап-проектов» исключительно с целью их последующей перепродажи.