Презентация информационно-аналитической системы ГВЦ МПС

Необычность ее заключалась в том, что делалась она не столько для прессы (хотя в зале присутствовало несколько журналистов), сколько для непосредственных клиентов ИТ-служб — для бизнес-пользователей. Более всего поразил стиль внедрения системы, о которой шла речь: со стороны ИТ-служб и высшего руководства организации-заказчика не оказывалось никакого давления, система эта устанавливалась только по заявкам самих пользователей.

Раскрою карты. Презентация эта проходила в Главном вычислительном центре Министерства путей сообщения. Система, о которой шла речь, представляет собой набор средств для поддержки принятия решений: хранилище и витрины данных, а также инструментарий для оперативной аналитической обработки. Пользователи системы — руководители и специалисты различных подразделений и служб МПС.

Как рассказал начальник отдела ГВЦ МПС Игорь Мовчиков, информационно-аналитическая система, которая так полюбилась пользователям из МПС, разрабатывалась с февраля 1999 года, когда научно-технический совет ГВЦ принял решение начать создание информационного хранилища. До этого имелось несколько разрозненных информационных баз, никак не связанных между собой, в результате чего анализ данных, хранящихся в различных базах, превращался для пользователей в головную боль. Была поставлена задача: создать систему, способную интегрировать данные из нескольких источников и предоставить пользователям возможность для их углубленного анализа.

Результаты анализа визуализируются (в том числе и средствами трехмерной графики) на клиентских ПК

В марте была сформирована рабочая группа, состоящая из специалистов нескольких отделов ГВЦ МПС, с июля началась опытная эксплуатация информационного хранилища, а в декабре появилась на свет версия 1.1 системы. В настоящий момент именно она установлена у пользователей.

В мае 2000 года вышла новая (2.0) версия информационного хранилища, которая и была представлена на встрече ведущим технологом Валентиной Бабухиной. С самого начала система базировалась на технологиях хранилищ данных и аналитической обработки информации компании SAS Institute на архитектуре клиент-сервер (кстати, в версии 2.0 информационного хранилища применены возможности новой версии аналитического инструментария SAS System 8). Центральным сервером хранилища данных является мэйнфрейм S/390, именно там происходят извлечение, преобразование и агрегирование данных. На сервере S/390 содержится архив перевозочных документов начиная с 1996 года, база нормативно-справочной информации, а также детальные и агрегированные данные о перевозке грузов в разрезе станций, отделений, дорог, субъектов федерации, государств ближнего и дальнего зарубежья, по организациям-клиентам, по тарифам и скидкам и пр. На сервере под управлением Windows NT расположены витрины данных, содержащие агрегированные выборки из хранилища данных. На этом же NT-сервере происходит основная обработка поступающих от пользователей аналитических запросов.

Результаты анализа визуализируются (в том числе и средствами трехмерной графики) на клиентских ПК. Общий объем детализированных данных в системе достигает 150 Гбайт, суммарных таблиц — 14 Гбайт, информации в 34 многомерных кубах в витринах данных — 22 Гбайт. Ежесуточно информационное хранилище пополняется 80-100 тыс. записей, их подгрузка занимает 20-25 минут. Судя по откликам пользователей, система оказалась очень полезным подспорьем в их работе. В настоящее время информационное хранилище обслуживает около полутора сотен пользователей. Предполагается, что к концу года их число возрастет до 250 за счет подключения служб региональных подразделений МПС.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями