Проект выделен из состава КБ «Платина»

Скорее, бум 1999 года был явлением преждевременным, а спустя год новая экономика, испытав корректировку курса, стала входить в нашу жизнь на более законных основаниях.

23 мая еще одной компанией в Рунете стало больше. CyberPlat.com заявила о начале своей деятельности на российском рынке.

Хотя в среде электронной коммерции имя CyberPlat давно ассоциируется с платежами в Internet, только к началу нынешнего года сложились предпосылки для выделения проекта CyberPlat из структуры коммерческого банка «Платина» и создания самостоятельной компании.

«Созданный два года назад как некий клубный инструмент, CyberPlat сумел за прошедшее время разомкнуть границы, — заявил директор по развитию технологий CyberPlat.com Вадим Белопольский. — На сегодняшний день в числе наших клиентов в секторе business-to-consumer — 90 электронных магазинов, что в четыре раза больше, чем прошлым летом».

О темпах развития проекта говорит такой факт: помимо работающих в системе 90 магазинов еще 140 компаний, осуществляющих свой бизнес через Internet, прошли ряд технологических стадий интеграции с CyberPlat. По данным, приведенным сотрудниками самой CyberPlat.com, их система контролирует 90-95% российского рынка интерактивных расчетов через Internet. В ближайшие годы объем финансовых операций в Internet возрастет в десятки раз. Резкий рост объемов интерактивных платежных транзакций аналитики связывают прежде всего с ожидающимся подъемом в секторе B2B, созданием виртуальных торговых площадок и приданием законной силы механизму ЭЦП для заключения сделок.

К настоящему моменту в системе CyberPlat.com в режиме коммерческой эксплуатации реализованы четыре модели Internet-бизнеса. Это Internet-банкинг, обеспечивающий операции по удаленному управлению счетом, розничные расчеты по операциям для физических лиц, оптовые расчеты по операциям для юридических лиц и открытая полнофункциональная система расчетов, к которой могут подключаться другие банки и поставщики услуг.

Мультибанковость платежной системы символизирует собой качественно новый этап на пути к созданию открытой системы расчетов для неограниченного круга клиентов. Подключение к CyberPlat коммерческих банков, открытие прозрачных шлюзов к другим российским платежным системам и международным процессинговым компаниям, обслуживающим пластиковые карты, позволяет участникам торговых операций не быть привязанными к какому-либо одному банку, что повышает доверие клиентов к системе. Очевидно, будучи самостоятельной компанией, CyberPlat.com легче осуществить амбициозные планы по формированию на своей основе интерактивного межбанковского операционного центра. Генеральный директор компании Игорь Кульган, в частности, сообщил, что почти все ведущие столичные банки и несколько региональных ведут переговоры с CyberPlat.com.

Технологически задача подключения к системе интерактивных расчетов сводится к предоставлению простых и надежных программных интерфейсов к специализированным банковским платформам и процессинговым центрам.

Говоря о функционировании открытой платежной системы, невозможно оставить без внимания проблему безопасности финансовых транзакций. Представители CyberPlat.com уверяли, что 80% попыток мошенничества отсекаются на стадии автоматической карты на сервере Assist. Из оставшихся 20% попыток большинство незаконных транзакций блокируются в режиме индивидуальной проверки и только 3-5% завершаются успешно. Этот «статистический» риск по договору с платежной системой берет на себя электронный магазин, таким образом, ущерб входит в себестоимость услуг магазина для конечного покупателя.

Разумеется, для систем B2B проблема рисков решается несколько иначе. Во-первых, ни одна платежная система не может взять на себя ответственность за безопасность финансовых транзакций между продавцом и покупателем, так как размеры единовременных транзакций в этом секторе уже ничем не ограничены. Во-вторых, способы обеспечения безопасности здесь гораздо сложнее и эффективнее, так как задействуются механизмы ЭЦП, удостоверяющие центры и, если потребуется, арбитражные органы. В-третьих, данный сектор Internet-бизнеса представляет собой область интересов традиционных компаний, предоставляющих услуги страхования коммерческих и финансовых рисков.

По словам Кульгана, раньше страховые компании совсем не интересовались Internet как новой сферой своей деятельности. Тем временем все сильнее проявляется необходимость использования страховых механизмов, и CyberPlat.com взяла на себя координационную роль по подготовке многостороннего документа, обеспечивающего комплексную безопасность клиентских расчетов и распределение ответственности между платежной системой, магазинами и банками.