Семинар @ the Human Interface был посвящен проблемам человеко-машинного общения

Пользователи по-прежнему привязаны к клавиатуре, осуществляя ввод информации весьма неудобным способом, лишенным всякой элегантности. А ведь уже давно пришло время привести интерфейс в соответствие с требованиями сегодняшнего дня. Именно этой теме был посвящен семинар @ the Human Interface, спонсором которого выступила корпорация Intel. Группа экспертов, возглавляемая старшим научным сотрудником Массачусетсского технологического института доктором Виктором Цзю, выступая перед собравшимися, изложила свой взгляд на будущее развития человеко-машинного интерфейса.

«Один из способов сделать компьютеры более дружественными — использовать огромные сенсорные дисплеи, образующие интерактивное пространство, — отметил профессор информатики и электроники Стэнфордского университета Патрик Ханраан. — Интерактивные конференц-залы и автоматизированные рабочие места в сочетании с усовершенствованной технологией проецирования данных заметно упростят работу с компьютерами».

По мнению Ханраана, будущее вычислительной техники не стоит полностью ассоциировать с настольными ПК или карманными компьютерами. Со временем появятся так называемые ?обобщенные представления? (overface), отвечающие за взаимодействие человека с компьютерами и управление сразу несколькими устройствами, но не обеспечивающие прямой поддержки каждого конкретного устройства.

«Анимация — это ключевое направление, — подчеркнул директор Центра распознавания речи Колорадского университета Рон Коул. — Анимированные речевые агенты способны заметно повысить эффективность взаимодействия с ПК, поскольку визуальное представление способствует лучшему усвоению речи».

Коул наглядно продемонстрировал мощь анимационных технологий на примере так называемого эффекта Макгарка. Анимированный образ человека, созданный при помощи компьютера, произнес одну и ту же фразу несколько раз. Внимание присутствующих обратили на то, что, несмотря на идентичность словарного состава фраз, каждая из них «звучала» по-разному вследствие меняющегося движения губ.

«Непосредственное общение лицом к лицу предполагает визуальное взаимодействие, — отметил Коул. — Люди хотели бы обмениваться информацией с ПК точно так же, как они общаются друг с другом. Подобный способ взаимодействия, несомненно, выглядит более предпочтительным, но сегодняшние ПК еще не в состоянии обеспечить его поддержку. Качество взаимодействия повысится, если компьютеры научатся понимать нюансы изложения человеком своих мыслей».

Однако профессор информатики Университета штата Мэриленд Бен Шнейдерман не согласен с подобной точкой зрения. «Общение при помощи голоса — это примитив, это допотопный ?велосипед? среди интерфейсов, — заметил он. — Конечно, пора уже отказаться от клавиатуры, но мы пока не можем обеспечить визуального взаимодействия. А ведь чем больше информации будет выведено на дисплей, тем лучше».

По его словам, вместо того чтобы создавать интерфейсы, реагирующие на наши запросы, следует уделить повышенное внимание проектированию согласованных, предсказуемых и управляемых визуальных интерфейсов, которые просто-напросто будут работать лучше.

В конце конференции на сцену поднялся профессор информатики и автоматики Университета Карнеги-Меллона Радж Рэдди. Его выступление не затрагивало вопросов построения специализированных типов интерфейса, а касалось особенностей человеческого мышления и преодоления трудностей, обусловленных человеческим фактором.

Люди прекрасно справляются с восприятием информации в реальном масштабе времени и эффективно пользуются языковыми и речевыми средствами. Они способны делать правильные выводы из накопленного опыта и оперативно устранять ошибки. Но при всем при этом нам свойственно допускать ошибки, забывать те или иные моменты, проявлять нетерпение и выражать другие отрицательные эмоции. Часто мы бываем просто ленивы.«Системы будущего должны уметь самостоятельно выявлять и удовлетворять потребности пользователя», — подчеркнул Рэдди.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями