Дистанционное образование для всех

Представьте, что ваши дети расспрашивают Авраама Линкольна о причинах развязывания гражданской войны в Соединенных Штатах.

Конечно, это невозможно. И все же Майкл Сэйлор, которого высокие технологии сделали миллиардером, надеется, что подобное станет реальностью. Будучи генеральным директором компании MicroStrategy (которая оценивается в 20 млрд. долл.), Сэйлор выделил 100 млн. долл. на создание «киберуниверситета», использующего технологии Internet и потокового видео для повсеместного (и абсолютно бесплатного) распространения образовательных программ. Этими программами может воспользоваться всякий, кто хочет учиться.

«Да, сегодня мы, к сожалению, недостаточно грамотны, и это несправедливо, — подчеркнул Сэйлор. — У нас есть данное Господом право знать столько, сколько укладывается в нашем мозгу».

Концепция дистанционного обучения, при котором студенты физически удалены от учебного заведения, известна по крайней мере с 1892 года, когда в Университете штата Пенсильвания открылись подобные курсы. В 70-х годах два парня из Лонг-Айлэнда, Бен Коэн и Джерри Гринфилд, за 5 долл. прошли курс дистанционного обучения искусству производства мороженого. Полученные знания помогли Бену и Джерри основать собственную империю мороженого. Сегодня методы дистанционного обучения — серьезное дополнение системы традиционного образования.

Грамотно реализованная идея может совершить революцию. Сэйлор совершенно открыто заявил, что не собирается конкурировать с традиционными колледжами и университетами. Напротив, он хотел бы предложить им воспользоваться своей виртуальной системой. Однако нет никакого сомнения, что рано или поздно получившая широкое распространение бесплатная система Сэйлора лишит традиционное высшее образование источника существования.

Сэйлор намерен создать в Вашингтоне несколько «киберстудий», в которых государственные деятели, преподаватели и лауреаты Нобелевской премии будут читать виртуальные лекции на самые разные темы, начиная с архитектуры и заканчивая зоологией. Любой человек, имеющий доступ к Internet, может в удобное для себя время расширить свои познания, ознакомившись с интересующей его информацией. Сэйлор мечтает об открытии курсов, по окончании которых студенты могли бы прийти в центр тестирования, имея при себе лишь фотографию в руках и знания в голове. Это реальная возможность получить диплом с минимальными затратами.

Конечно, Сэйлор признает, что его идея требует проработки. Первоначальные 100 млн. долл. инвестиций должны сыграть роль катализатора, который заставит других филантропов, а также коммерческие фирмы и образовательные организации содействовать широкому распространению возможностей виртуального образования (и технологии, которая нужна для реализации этих идей). Повсеместный широкополосный доступ к Internet Сэйлор назвал «нормой цивилизованной жизни».

В то же время немало специалистов проявляют скепсис. Директор компании Geteducated.com, оказывающей консультационные услуги по вопросам дистанционного обучения, Викки Филлипс, готов голосовать за бесплатное образование двумя руками. Однако, по его мнению, Сэйлор слишком много внимания уделяет эффектным и дорогостоящим передовым технологиям, отвлекая, таким образом, финансовые ресурсы от практичных и недорогих средств распространения знаний. А ведь на сэкономленные деньги можно было бы, например, печатать больше книг.

Представитель MicroStrategy сообщил, что компания уже получила ряд писем от конгрессменов, выразивших поддержку ее деятельности. Джон Флорес, исполнительный директор американской Ассоциации дистанционного обучения, заявил, что его организация «положительно оценивает новые идеи и будет всячески способствовать их скорейшей реализации».

«Если 5 млн. человек получат хорошее образование, 500 млн. станут жить лучше, — подчеркнул Сэйлор. — Наступит день, когда образование станет доступно столь же естественным образом, как и вода. И тогда, оглянувшись назад, можно будет спросить: неужели когда-то за образование приходилось платить?»