Одним из признаков возросшей активности этого вертикального рынка служит большое число выполняемых в настоящее время крупных региональных проектов. Прежде использование информационных технологий в сфере розничной торговли ограничивалось Москвой и Санкт-Петербургом.

Свидетельством повышения интереса к этому рынку является также рост числа фирм — разработчиков специализированных приложений, что доказывает и практика ежегодных экспозиций «Торговля и склад». До сих пор это единственная отечественная выставка, целиком посвященная различным аспектам деятельности торговых предприятий, включая использование информационных технологий.

Как считает директор по маркетингу компании «Пилот» Андрей Хаустов, год от года выставка становится все более профессиональной по составу участников и контингенту гостей: «Среди посетителей нет ?лишних? людей: на выставку приходят только те, кому действительно нужны конкретные решения».

По этим причинам «Пилот» — одна из крупнейших компаний, специализирующихся на рынке информационных технологий для розничной торговли, — является постоянным участником экспозиций «Торговля и склад»; исключение было сделано лишь в прошлом году. «После кризиса мы не знали, какая ситуация сложится на рынке, и решили сделать больший акцент не на участии в выставках, а на поддержке своих партнеров», — объясняет Хаустов факт отсутствия своей компании на прошлогодней экспозиции.

Правда, главным событием года в «Пилоте» считают предстоящий «Комтек».

«Крупные заказчики всегда ходят на ?Комтек?, и поэтому для тех, кто намерен серьезно работать на корпоративном рынке, альтернативы этой выставке нет», — полагает генеральный директор компании Юлия Косарева. Одним из преимуществ «Комтека», на ее взгляд, служит то, что выставка дает возможность представиться крупным компаниям, предлагающим серьезные комплексные решения, соответствующие как современному уровню развития отрасли, так и ее ближайшим перспективам. Это позволяет потенциальным заказчикам вырабатывать стратегию инвестиций в информационные технологии.

Косарева не исключает, что именно для «Комтека» разработчики приготовили свои главные новинки и что эта выставка продемонстрирует реальное состояние рынка информационных технологий в торговле.

На недавней экспозиции «Торговля и склад ?2000» «Пилот» впервые показал свою новую разработку — интегрированную систему управления торговлей «Посейдон». Как считают руководители компании, «Пилоту» удалось опередить конкурентов, предложив продукт по цене до 1000 долл., не имеющий аналогов с точки зрения функциональности и стоимости владения. «Посейдон» представляет собой «коробочный» программный продукт, который пользователь может самостоятельно установить на автономный компьютер или локальную сеть.

«Пилот» представил также четвертую версию программного решения для контрольно-кассовых аппаратов — «Профи-Т», которая явилась обобщением предыдущего опыта компании в разработке программного обеспечения для POS-систем с точки зрения архитектуры, возможностей настройки и стыковки с другими системами категории back office. Последний аспект, по словам Хаустова, особенно важен, поскольку многие заказчики приобретают решения для кассовых аппаратов, уже имея у себя какую-либо систему учета.

«Профи-Т» ориентирована в первую очередь на POS-системы производства Fujitsu-ICL. Однако поскольку ранее «Пилот» достаточно активно продвигал контрольно-кассовые машины IPC, до сих пор используемые многими клиентами компании, программное решение поддерживает и их. Руководители «Пилота» не исключают возможности того, что в будущем система «Профи-Т» будет поддерживать и другие POS-системы, которые, в частности, поставляют конкуренты компании.

Помимо контрольно-кассовых машин компания показала на своем стенде и другое оборудование, в частности термопринтеры. По словам Хаустова, доля термопринтеров в обороте «Пилота» постоянно возрастает, что соответствует общемировой тенденции: на западном рынке термопринтеры являются наиболее популярным типом печатающих устройств для POS-терминалов.

Среди представленного «Пилотом» оборудования важное место было отведено терминалам сбора данных и сканерам штрих-кодов. Причем некоторые из демонстрировавшихся устройств, например терминал сбора данных SPT-1500 компании Symbol, явно нельзя назвать новыми. Так, в России SPT-1500 впервые был показан еще на прошлогоднем «Комтеке». Теперь «Пилот» перенес на этот терминал пакет программ «ОмниЛинк» — генератор приложений для задач сбора, хранения и обработки информации. «ОмниЛинк» поддерживается и на другом терминале — Symbol SPT-1700.

Что касается сканеров штрих-кодов, то, пожалуй, это была наиболее многочисленная категория устройств, экспонировавшихся на выставке «Торговля и склад ?2000». Была представлена продукция как лидеров мирового рынка — компаний Symbol, Denso, PSC, Intermec, Metrologic, Datalogic, так и менее известных производителей. Обилие демонстрировавшихся устройств вызвано ростом спроса на этот вид оборудования со стороны торговых предприятий. В целом это соответствует общемировым тенденциям, о чем свидетельствуют итоги недавней выставки CeBIT.