Зачем же понадобилась собственная разработка не очень крупной фирме?

Дмитрий Шалюхин: «На российских предприятиях нет дисциплины внедрения. Легче доработать систему, чем внедрить готовую»

О выходе на «большой рынок» интегрированных систем управления предприятием заявил еще один игрок — это группа компаний «Экуран». Возникшая в 1990 году, компания длительное время позиционировала себя как консалтингово-аудиторская. Этот спектр рынка она по-прежнему считает для себя приоритетным, однако теперь будет продвигать не только услуги, но и собственную программную разработку — систему «М-2», представленную 29 марта.

Как рассказал президент «Экурана» Дмитрий Шалюхин, идея создания системы возникла давно — в 1993 году. До этого компания уже пыталась начать деятельность по внедрению западных интегрированных систем (отечественных аналогов таких систем тогда просто не было), но вскоре убедилась, что западные системы слишком тяжело «ложатся» на российскую почву — они слишком сильно ориентированы на менталитет западных менеджеров и экономистов, элементы которого глубоко заложены в идеологию систем (в особенности ERP). Вместе с менталитетом в эти системы заложены и очень высокие, по нашим меркам, требования к уровню управления и культуре ведения бизнеса.

Семь лет назад компания начала разработку собственной системы, осуществив ее в два этапа. На первом этапе создавалась файл-серверная версия, которую заведомо нигде не планировалось внедрять. Этот проект, сделанный, по сути, «в корзину», нужен был для того, чтобы все разработчики детально изучили предметную область. После этого началось создание коммерческой системы, построенной по двухуровневой схеме клиент-сервер и базирующейся на СУБД Oracle. Собственно разработкой занималась фирма «Клиент-серверные-технологии», входящая в группу компаний «Экуран». В конце 1998 года система впервые появилась на рынке, но лишь сейчас начато ее широкое продвижение. В настоящее время идет реализация трех проектов, самый крупный из которых — в Московском авиационном производственном объединении «МиГ». Финансирование работ шло примерно в равных долях: от прибыли аудиторского подразделения «Экуран» и от МАПО «МиГ». Недавно у компании появился стратегический инвестор — частное лицо.

Зачем же понадобилась собственная разработка не очень крупной фирме, занимающейся консалтинговыми и аудиторскими услугами и насчитывающей в своем штате примерно 50 человек, включая разработчиков? По словам Шалюхина, эта система служит разработчику инструментом формирования среды для оказания крупным предприятиям дорогих консалтинговых услуг, касающихся принятия различных решений. Видимо, с этих услуг, а не с продажи системы разработчик планирует получать основной доход. В пользу этой версии говорят относительно умеренные цены: около 1300 долл. за лицензию на одно рабочее место (не считая лицензии на Oracle) и около 1400 долл. на рабочее место — за услуги по внедрению.

Утверждается, что система изначально разрабатывалась в расчете на крупные и очень крупные предприятия, причем учитывались потребности не столько исполнительского звена, сколько руководителей предприятий. В этом смысле она рассчитана прежде всего на директора или собственника предприятия. Основной задачей считается помощь руководителю в решении задачи перестройки бизнес-процессов предприятия и повышения эффективности его работы. Все отчеты разрабатываются с тем, чтобы руководитель мог принимать решения, опираясь на информацию из нужных ему источников. Предвидя возможное недовольство исполнительского звена, разработчики, вероятно, исходили из предположения, что если топ-менеджеру эта система нужна, то он найдет возможность заинтересовать подчиненных. На ведение диалога с директором рассчитана и концепция внедрения системы.

«М-2» считается многоплатформенной: ее серверная часть работает везде, где работает СУБД Oracle. Клиентская часть реализована на 32-разрядной платформе Windows. Очень интересно воплощены средства поддержки принятия решений. Они реализованы двумя способами. Первый — «классическая» OLAP-технология. Второй — набор программ-«мастеров», позволяющих моделировать, проводить эксперименты, строить многокритериальную оптимизацию. В качестве принципиальной особенности было названо отделение бизнес-логики от технологических вопросов. Предусмотрена интеграция с системами R/3 и BAAN на уровне бизнес-логики и бизнес-процессов. В дальнейшем планируется стыковка с системами САПР и АСУТП.

Любопытна маркетинговая стратегия компании по продвижению продукта. Важным каналом станут вузы, в первую очередь отраслевые. Предполагается, что вузы-партнеры возьмут на себя функции субподрядчиков и реселлеров: на первых порах они обеспечат обучение пользователей и специалистов компаний-заказчиков, а впоследствии смогут сами искать клиентов, проводить у них реинжиниринг и, возможно, даже внедрение системы.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями