Ericsson представляет ряд уникальных решений для операторов TDMA

Пожалуй, единственным пробелом в презентационно-семинарской программе Ericsson стали системы CDMA-800 (IS-95) — по вполне понятным причинам. Хотя в мировом масштабе после приобретения сетевого подразделения компании Qualcomm корпорация Ericsson имеет собственные интересы в этой области. Столь широкая экспансия шведской компании на рынке технологий мобильных коммуникаций — реальное подтверждение ее амбициозных планов стать к концу года как минимум второй в списке ведущих мировых производителей (лидерство в этом секторе, бесспорно, удерживает финская Nokia). Итак, вниманию сотовых операторов, использующих стандарт TDMA (ANSI-41), Ericsson предложила целый ряд готовых прикладных решений на базе открытой аппаратно-программной платформы Jambala. Вернее сказать, сама эта платформа также является коммерческим продуктом, разработанным специально для поддержки расширенного спектра услуг операторов TDMA. Платформа работает под управлением ОС реального времени TelORB, что позволяет осуществлять одновременную поддержку множественных процессов обслуживания абонентов сотовой сети. Открытость платформы обеспечивается наличием внешних интерфейсов по стандарту CORBA 2.0. Таким образом, производитель гарантирует переносимость Jambala на другие аппаратные телекоммуникационные платформы.

В качестве примера приложений Jambala, которые, по мнению специалистов из Ericsson, могут оказаться наиболее востребованными, приводились центр аутентификации абонентов, шлюз между системами TDMA и GSM (Mobility Gateway), узел управления услугами и шлюз с Internet по протоколу WAP. Отдельные приложения Jambala полностью совместимы между собой и могут быть легко интегрированы в другие операционные среды стандарта IS-41.

Функциональные возможности некоторых из представленных Ericsson решений для TDMA уникальны и не имеют аналогов среди пакетов готовых приложений для сетей GSM или CDMA. Так, шлюз Jambala Mobility Gateway операторы TDMA могут использовать для предоставления абонентам услуг межсистемного роуминга. Это означает, что данный оператор будет иметь возможность обслуживать абонентов-визитеров из сетей GSM по единому абонентскому номеру и в соответствии с теми полномочиями, которыми они обладали в домашней сети. Подобное решение предлагается также для решения задач межсистемного роуминга операторов мобильной спутниковой связи с наземными сетями TDMA. Распространение данных технологий может иметь весьма значимые последствия для бизнеса мобильной связи в целом, так как открывает путь реализации глобального роуминга уже в действующих сетях второго поколения.

Другой уникальной разработкой Ericsson для рынка услуг TDMA явился цифровой беспроводной офис, представляющий собой самодостаточную сотовую систему, функционирующую на ограниченных локальных территориях, например промышленных объектах, транспортных узлах, многоэтажных офисных зданиях. Локальная сотовая система цифрового беспроводного офиса строится на современных протоколах TDMA прикладного уровня (IS-136) и интегрируется с учрежденческими АТС и внешней сотовой сетью. Пользователи цифрового беспроводного офиса могут принимать вызовы по одному телефону как внутри, так и снаружи офиса.

Архитектура локальной сотовой системы несколько отличается от архитектуры наземных сетей TDMA. В рамках ЦБО Ericsson отказалась от традиционного для этой области решений использования пико-сотов. Вместо этого предложена концепция единого виртуального сота (Virtual Single Cell — VSC), суть которой заключается в том, что система сама переключает обслуживаемый телефон на оптимальный голосовой канал путем постоянного сканирования частотно-временных параметров эфира. Таким способом в локальной сети реализуется механизм, более характерный для сетей стандарта CDMA.

Указанная технология помогает внутренней сотовой сети «отстроиться» от воздействия внешней сотовой системы, даже если обе будут работать в одном частотном диапазоне. Важное следствие такой независимости — технология цифрового беспроводного офиса не требует сотового и частотного планирования при развертывании внутрикорпоративных сетей.

Следует отметить, что цифровой беспроводной офис Ericsson, базирующийся на технологии сотовой связи, вышел на рынок локальных беспроводных систем, в котором доминирующее положение занимают системы DECT. Вполне возможно, что удачное техническое воплощение и коммерческая привлекательность эксплуатации территориально ограниченных сотовых сетей изменят сложившийся баланс технологий в секторе корпоративной беспроводной связи. А российским операторам TDMA (IS-136) представляется к тому же своеобразный «исторический шанс» захватить лидерство в обслуживании корпоративных абонентов.