Компания продает венгерский завод по выпуску мониторов

10 января на сайте группы компаний Nokia появилась информация о продаже ее венгерского завода по выпуску мониторов, который отныне будет принадлежать другой финской фирме — Elcoteq. Объявлено также о закрытии аналогичных предприятий в Финляндии и Мексике.

Майкл Зар: «Мы останемся на российском рынке даже в том случае, если здесь случится еще один кризис»

Естественно, подобное известие способно внести некоторое смятение в ряды партнеров Nokia Display Products и пользователей ее продукции. Как долго Elcoteq будет выпускать мониторы и под какой торговой маркой они будут поставляться на рынок? Каким образом будут строиться отношения с дистрибьюторской сетью? Кто будет осуществлять техническое обслуживание?

Вот лишь небольшая часть вопросов, на которые хотелось бы иметь ответ. К сожалению, до сих пор нет никаких официальных комментариев к этой новости от представителей московского офиса Nokia, однако там сообщили, что разъяснение позиции компании появится после 20 января.

Избегая рассуждений на тему возможного ухода Nokia с рынка мониторов, замечу, что если это и произойдет, то вряд ли в ближайшее время. Укажу только на два аспекта.

Во-первых, такой поворот событий маловероятен хотя бы потому, что необходимо решить вопрос с OEM-бизнесом. В настоящее время компания поставляет под собственной торговой маркой примерно половину производимых мониторов. В конце прошлого года, например, было объявлено о крупном контракте на поставку мониторов компании Dell. Среди OEM-заказчиков Nokia есть и еще четыре производителя компьютеров из первой «десятки».

Во-вторых, есть сведения о том, что на ближайшей выставке CeBIT компания собирается демонстрировать несколько новых моделей мониторов.

Известие о продаже производственных мощностей по выпуску мониторов стало тем более неожиданным, что еще в середине декабря состоялась совместная конференция Nokia и одного из ее российских дистрибьюторов — компании «Ланк», на которой говорилось не только о прошлых успехах Nokia на российском рынке мониторов, но и перспективах на будущее.

Одна из главных задач компании — закрепление узнаваемости ее торговой марки в мониторах. «Потребители должны знать, что есть мониторы Nokia, иметь информацию о том, где они продаются и что для этих устройств обеспечивается техническая поддержка», — поясняет содержание задачи менеджер по продажам в странах СНГ Кари Хирвонен.

По словам Хирвонена, прошедший год оказался весьма успешным для Nokia: темпы роста продаж мониторов в странах СНГ составили примерно 60%. Подобного результата компания достигла благодаря усилиям своих партнеров, в первую очередь «Ланка»: на долю этого дистрибьютора — самого крупного в Восточной Европе — приходится приблизительно 60% общего объема продажи мониторов Nokia в России.

Как заметил директор «Ланка» по дистрибуции Петр Уманцев, план прошлого года перевыполнен в 1,6 раза. Отличившиеся при этом дилеры получили авторизацию Nokia. Особенно удачным — по сравнению с прогнозируемыми показателями — оказался сбыт 15- и 21-дюймовых ЭЛТ-мониторов.

Среди запланированных на нынешний год действий — расширение технической и информационной поддержки дилеров, а также региональной сервисной сети.

Как известно, на все мониторы Nokia устанавливается трехлетняя гарантия. В европейских странах потребителям также предоставляется право на обмен неисправного устройства в течение первого года. На Россию этот порядок не распространяется, хотя другие поставщики мониторов уже обеспечивают подобную услугу и на отечественном рынке. А наиболее активные из них, например Zulauf, даже поставили задачу увеличить период обмена до трех лет. Почему Nokia не идет по этому пути?

По мнению Зара, смысл такой «расширенной» гарантии заключается в том, чтобы оградить от возможного риска покупателей, незнакомых с предлагаемой им продукцией. А поскольку потребителю ясно, что он может ожидать от изделия, на котором имеется марка Nokia, в том числе и с точки зрения качества, то в декларировании возможности замены монитора просто нет необходимости.

Уже не раз отмечалось, что на мировом рынке для производителей ЭЛТ-мониторов наметились весьма тревожные тенденции. По словам Зара, последние полтора года мониторный бизнес переживает далеко не лучшие времена: цены на ЭЛТ-устройства резко падают.

Мировой рынок мониторов в целом в прошлом году вырос ориентировочно на 11% в штучном выражении, однако в денежном выражении увеличения фактически не произошло. Не более утешительны и перспективы на ближайшие три-четыре года.

Как сообщил Зар, Nokia делает собственные оценки и прогнозы развития рынка мониторов, поскольку данные различных аналитических компаний и групп заметно отличаются друг от друга. Для этого в качестве базовых оценок специалисты компании используют данные IDC, Stanford Resource и результаты других исследователей.

По прогнозам Nokia, ряд сегментов мониторного рынка будет расти стремительно. В первую очередь этот вывод относится к ЖК-дисплеям. В прошлом году темпы роста рынка этих устройств превысили 200% в штучном выражении (в стоимостном — 170%). К 2004 году рост замедлится (40% в штучном и 20% в стоимостном выражении), но все же будет выгодно отличаться от аналогичных показателей для рынка ЭЛТ-мониторов (количественный рост — 5%), который в стоимостном выражении к 2004 году полностью перестанет расти.

Может быть, это обстоятельство и побудило Nokia задуматься о постепенном свертывании своего мониторного бизнеса?


Interbrand кумиров не творит, а только ранжирует

Как сообщил генеральный менеджер по странам Северной Европы Майкл Зар, компания Interbrand, специализирующаяся на определении ценности торговых марок различных производителей (вне зависимости от отрасли, в которой они работают), в своем очередном рейтинге наиболее популярных компаний, опубликованном в июне прошлого года, поместила Nokia на 11-е место.

По признанию Зара, для многих руководителей и сотрудников Nokia столь высокая оценка оказалась приятным сюрпризом, ведь в предыдущих оценочных списках Interbrand компания не поднималась выше 40-го места.

Следует заметить, что на популярность торговой марки оказывает влияние деятельность всей группы компаний. На вопрос о том, какой вклад вносит сюда мониторный бизнес, Зар затруднился ответить. По-видимому, не очень существенный, поскольку в графе «Отрасль» напротив позиции Nokia указано — «телекоммуникации».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями