AOL приобрела компанию Time Warner

долл. появилось на лентах новостей, аналитики стали говорить о возможности приобретения Internet-компаниями средств массовой информации и деятелей индустрии развлечений как о сложившейся тенденции. Не поторопились ли они?

Стив Кейс (America Online), Джеральд Левин и Тед Тернер (Time Warner)

Да, такие глыбы, как Yahoo, обладают достаточной капитализацией, чтобы позволить себе приобретение NBC, но среди Internet-компаний подобные примеры единичны. К тому же есть еще не одна причина, удерживающая такие компании от инвестиций в «традиционные» СМИ. Поэтому сделка AOL с Time Warner уникальна — и не только по своему размаху.

Действительно, многие направления работы Time Warner важны для AOL. Тем не менее председатель совета директоров и основатель AOL Стив Кейз не решился бы приобрести такую причудливую конструкцию, как Time Warner, если бы не ее кабельная инфраструктура. Time Warner Entertainment — второй после AT&T оператор кабельных сетей в США. Кроме того, Time Warner является совладельцем RoadRunner — второго по величине Internet-провайдера, предлагающего доступ по кабельным модемам. (Time Warner делит права владения с MediaOne — будущей собственностью AT&T.)

Отказ AT&T предоставить доступ к своей кабельной инфраструктуре вынудил AOL закрыть контракты по предоставлению ее абонентам высокоскоростного доступа.

AOL объединилась с региональными компаниями Bell, дабы получить в свое распоряжение линии DSL — такие как Bell Atlantic и SBC, а также со спутниковыми сетями, например Hughes/DirecTV. Но теперь AOL как никогда близка к реализации своего лозунга «AOL повсюду», поскольку располагает полным ассортиментом решений широкополосного доступа.

С другой стороны, кабельные системы сами по себе — недостаточное основание для подобной покупки. Партнерство с CNN и другими подразделениями телевидения Тернера будет способствовать более скорой реализации планов AOL TV. Широкополосные магистрали вместе со СМИ и развлекательными подразделениями Time Warner — неплохое приобретение для AOL.

Так же как Time Warner — далеко не обычная компания, занимающаяся СМИ, AOL отличается от других Internet-компаний. Есть еще только одна корпорация, которая играет столь же заметную роль и как портал, и как крупный провайдер, и эта корпорация — Microsoft. Но масштаб Internet-услуг MSN ничтожен по сравнению с размахом AOL, обслуживающей примерно 20 млн. абонентов. Для Internet-компаний, которых не влечет карьера Internet-провайдеров, перспектива получения кабельной инфраструктуры не столь притягательна.

Как бы то ни было, контракт AOL Time Warner — явление знаменательное, и не только потому, что это крупнейшая сделка по слиянию корпораций. Впервые инициатива принадлежит Internet-компании. Признаки перемен появились в мае, когда USA Networks пришлось отказаться от намерения купить Lycos и объединить ее со своей интерактивной службой TicketMaster Online-CitySearch. Это слияние обещало стать выдающимся примером объединения традиционных СМИ с носителями новых технологий. Но акционеры Lycos отвергли это предложение.

«В несостоявшейся сделке с Lycos ведущая роль принадлежала традиционным СМИ, — пояснил Майк Гудман, аналитик Yankee Group, — в данном же случае все было наоборот. Дело не только в том, что AOL имеет достаточно средств на приобретение Time Warner. Репутация AOL и ее влияние в информационном мире гарантируют высокий уровень ее акций. Показательно, что новая организация будет называться AOL Time Warner, а не Time Warner AOL. Только в этом варианте полностью проявляется значение Internet».

Возможно, в недалеком будущем только так и будут происходить слияния, порождающие гибридные предприятия. После исторического отказа Lycos традиционные компании уже не смогут делать основные инвестиции в Сеть.

В начале прошлого года Time Warner рассматривала возможность приобрести AltaVista, но решила, что даже относительно небольшой портал слишком дорог. Вместо этого компания предпочла сосредоточить усилия на отдельных инициативах от — CNN.com до ACMECity and Entertaindom корпорации Warner Bros.

Создание AOL Time Warner служит сигналом, что вопросы слияния традиционных и новых СМИ опять приобретают актуальность, но как бы с противоположным знаком. Технологические и информационные гиганты наподобие Microsoft, AT&T, News Corporation и Yahoo оказались перед необходимостью в корне пересмотреть свои стратегии.

Они, конечно, могут предпочесть действовать с осторожностью. И Yahoo, и Amazon, и Microsoft в состоянии купить некую крупную компанию, действующую в индустрии развлечений, однако сделать единственно верный выбор не так просто.

Производство кинопродукции контролируется Sony, Time Warner, Seagrams/Universal, Disney и Viacom; и MGM/UA — это единственная оставшаяся независимой студия. Телевидение «распределено» между Disney, GE/NBC, Viacom, News Corporation (Fox), AT&T (Liberty Media), USA Networks, при этом Time Warner контролирует значительную часть телепрограмм.

Yahoo в состоянии купить один из этих гигантов, но, в отличие от Time Warner, они не принесут дополнительного преимущества в виде широкополосной инфраструктуры. Другие сетевые компании, такие как Amazon и Microsoft, могли бы проявить интерес к подразделениям развлекательной направленности, но переварить подобные куски им было бы трудно, если не сказать больше. Amazon.com, видимо, пока не до этого — у нее хватает конкурентов. А над Microsoft все еще занесен меч правосудия. По мнению Гудмана, корпорация совершает и будет совершать в обозримом будущем только небольшие тактические покупки.

Ведущие СМИ-компании по-прежнему располагают множеством важных для мира Internet возможностей, но несут и много балласта. Некоторые руководители традиционных структур все так же не видят всей широты перспектив, которые сулит Internet, другие не представляют, как перестроить работу своих подразделений с ориентацией на Сеть, не понеся при этом убытков. Слияние различных средств доставки информации, похоже, начинает оправдывать себя в отношении таких компаний, как Disney и Viacom, но еще не настолько, чтобы служить основанием для титанических усилий, которые придется приложить для эффективного управления принципиально разными направлениями.

За прошедший год произошел важный переворот в бизнесе — теперь уже не традиционные компании покупают Internet-фирмы, а наоборот. Год — не такой уж малый срок. Не окажется ли следующей зимой, что традиционные СМИ-компании никому не нужны?