Виктор Сальников: «В условиях, когда преступность становится действительно интернациональной, мы уже не можем обходиться без новых ИТ»

Как бороться с преступностью в век информационных технологий? Какие технологии должны лежать в основе подготовки сотрудников МВД? Как обуздать распространение оружия и поддельных документов? Как бороться с преступностью в сфере информационных технологий? Эти и многие другие вопросы были рассмотрены 20 ноября на Пятой международной научно-технической конференции «Новые информационные технологии в практике работы правоохранительных органов», проведенной Санкт-петербургским университетом МВД России.

Открывший конференцию начальник университета генерал-майор милиции Виктор Сальников отметил, что «в условиях, когда преступность всех стран объединяется и становится действительно интернациональной, мы уже не можем обходиться без новых информационных технологий. Задача нашей конференции - определить, как можно использовать новые информационные технологии в деятельности правоохранительных органов».

Соответственно основная задача информационных технологий - «обеспечение гибкости, простоты и эффективности работы органов правопорядка». А приоритетными направлениями развития информационного обеспечения системы МВД России являются: «разработка единых программно-технических и технологических подходов при организации информационного обеспечения органов внутренних дел; формирование интегрированных банков данных коллективного пользования с организацией быстрого (не более одной минуты) доступа к ним непосредственно с рабочих мест; переход на безбумажные технологии сбора, обработки, хранения и передачи служебной информации; организация удаленного доступа к базам и банкам данных общего пользования, данным федерального учета с терминалов, установленных в подразделениях МВД России».

Несмотря на нехватку финансов, работы по автоматизации в МВД идут. В Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском, Ставропольском краях, Свердловской области эффективно действуют автоматизированные системы учета гражданского и служебного оружия. В ряде регионов (в том числе и в Санкт-Петербурге) есть локальные сети учетов паспортно-визовой службы.

Особый интерес вызвала комплексная автоматизированная система управления, связи и контроля дежурными частями ГУВД города Москвы. Реализация идеи ГУВД Москвы и Московского комитета по науке и технологиям - «создать единую вычислительную среду с возможностью подключения всех подразделений ГУВД Москвы к единому информационному пространству» - привела к тому, что уже сейчас в любой дежурной части МВД Москвы имеется возможность доступа как к локальным, так и общегородским служебным, оперативным и информационным базам данных.

Одной из основных составляющих проекта является система «Форум», созданная в 1997 году для контроля выдачи оружия на основе применения документов нового поколения (пластиковых карт). К настоящему времени ею охвачены десять округов Москвы. Для идентификации владельцев оружия и автотранспорта используются пластиковые карты с инфракрасным объемным кодом, что позволяет связать воедино визуальные данные, нанесенные на карту (регистрационные данные и фотографию) и данные на владельца карты, занесенные в базу данных любого из подразделений УВД (паспортно-визовой службы, ГИБДД и др.).

В настоящее время выдано уже свыше 120 тыс. документов нового образца. Контроль карт может производиться на стационарных, переносных и мобильных (с передачей данных по радиоканалу) контрольных пунктах. Процедура контроля документов выглядит примерно следующим образом: задержав «подозрительное лицо», сотрудник милиции вставляет в считывающее устройство сначала свою пластиковую карту (подтверждая тем самым права доступа к той или иной базе данных) и только затем - карту нарушителя. Сведения о нарушениях, допущенных владельцем карты, отображаются на экране терминала.

«Пластиковая» часть проекта (изготовление самих карт с повышенной системой защиты от подделки) будет осуществлена германской компанией Interflex.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями