Мария Ильина: "Вместе с ПО клиенты покупают и заложенные в продукт технологии управления производством"

"Как увеличить эффективность производства?" - ломают головы руководители компаний. Один из способов - внедрение системы управления предприятием. Но вот как понять, подойдет ли данная система конкретному корпоративному клиенту?

Чтобы получить квалифицированный ответ на этот сложный вопрос, конечно, лучше всего обратиться в консалтинговые компании. Предприятиям, у которых нет необходимых для этого средств, приходится обходиться собственными силами, и тут очень многое зависит от маркетинговой позиции компании - производителя системы. Одни стремятся к максимальному охвату доступных отраслевых рынков, утверждая, что их система подходит буквально для всех предприятий (хотя это не всегда бывает так). Другие стараются как можно точнее позиционировать свой продукт, чтобы привлечь именно своего клиента (обычно если выбор сделан правильно, то довольными в конечном итоге остаются все - и клиент, и поставщик системы, и ее производитель). Такой стратегии придерживается, в частности, российская компания SOCAP, поставляющая на российский рынок систему управления предприятием, разработанную американской компанией SYMIX.

Как рассказал технический директор SOCAP Николай Оладов, эта система позиционируется как интегрированная система среднего уровня, рассчитанная на автоматизацию предприятий "средней руки" (с годовым оборотом от 10 млн. долл. и более). Причем рассчитана она на заказчиков с конкретным типом производства - выполнением под заказ. К клиентам такого рода можно отнести очень многие предприятия, поскольку ориентация на выполнение заказов практикуется в самых разных отраслях - в производстве компьютеров, мебели, полиграфической продукции, тары, кондитерских изделий, пива и многого-многого другого. Особенность такого производства состоит в том, что предприятие имеет дело не с абстрактным валом, а с конкретными заказами, отдельными партиями своей продукции, отслеживая их производство от момента поступления заказа до поставки изготовленного товара клиенту. Но существует и иной тип производства, например нефтедобыча, нефтепереработка и текстильная индустрия. Предприятия этих отраслей ориентируются на работу с практически непрерывным потоком производимого товара.

Для управления таким производством ранее практиковалась схема MRP II (Manufacturing Resource Planning) с циклически повторяющейся последовательностью планирования - сначала определение потребностей в ресурсах, затем резервирование материалов, анализ необходимых для производства мощностей и составление графиков производства.

Если что-то получалось не так, процесс повторялся снова и снова. По словам генерального директора SOCAP Марии Ильиной, при таком подходе велика вероятность ошибки при принятии решения. Этапы работ планируются с точностью до отдельных дней, а дата выполнения заказа частенько переносится на более поздние сроки.

Возможен и иной подход - APS (Advanced Planning and Sheduling). Эта методология предполагает синхронное, параллельное планирование производственных мощностей и материалов. Сразу после ввода параметров заказа система управления производит расчет математической модели и составляет перечень необходимых ресурсов и график производства (с точностью до часов или даже минут), а заодно называет дату и время запуска заказа в производство, даты его изготовления, отгрузки и доставки получателю. При этом каждый новый заказ "вписывается" в череду уже имеющихся. Основные преимущества такого подхода - снижение вероятности ошибки при планировании ресурсов, большая загрузка производственных мощностей, сокращение простоя оборудования и, главное, - сокращение времени выполнения заказов.

В последнее время очень многие системы управления предприятием стали поддерживать обе схемы планирования. Не отстает от них и система компании SYMIX. Правда, если модуль SyteLine для поддержки MRP появился давно, то модуль SyteAPS для расчетов по методологии APS вышел всего за несколько дней до прошедшего 2 октября семинара компании SOCAP (собственно, этому событию и была приурочена встреча с журналистами и партнерами). По данным производителя, срок возврата инвестиций составит в среднем полгода. Утверждается также, что SyteAPS, в отличие от аналогичных модулей других компаний, более гармонично интегрирован в систему, тогда как большинство других производителей лишь обеспечили программные шлюзы для доступа к возможностям функций подсистем APS. Примечательно, что новыми возможностями системы SYMIX уже заинтересовались два конкретных заказчика, один из них занимается производством тары, второй - полиграфической продукции.

Еще одна тема, обсуждавшаяся на семинаре, - стремление интегрированных систем управления производством к охвату очень многих аспектов, включая планирование финансов, производственных и материальных ресурсов предприятия, налаживание цепочек поставок и взаимодействия с заказчиком. По словам Оладова, ссылавшегося на материалы недавно прошедшей конференции SYMIX, система этой компании поддерживает все перечисленные аспекты, кроме развитой системы взаимодействия с пользователем. В дальнейшем предполагается разработать расширенную схему взаимодействия с заказчиками, базирующуюся на Web-технологиях.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями