Трудно сказать что-то определенное по этому поводу. Применяемые до сих пор средства не позволяли установить, увеличиваются имеющиеся запасы знаний или уменьшаются. Существующие схемы анализа представляют собой беспорядочную смесь фактов, субъективных оценок и мнений. Глядя на них, можно лишь предположить, что управление знаниями уходит своими корнями в астрологию, а уровень используемых инструментов достаточно далек от того, чтобы получать достоверные, недвусмысленные и полезные результаты. Необходимо как можно скорее устранить этот недостаток, и я постараюсь показать, что в принципе знания можно выражать в количественных величинах. Позвольте предложить вам способ оценки объема знаний, базирующийся на цифрах, а не на субъективных мнениях.

В основе наиболее точных методов расчета объема знаний лежит анализ достигнутых результатов.

Лучшим способом определения реальной стоимости компании можно считать ее конкурсную продажу. Предложенная цена покажет, чего на самом деле стоит организация и как эта сумма соотносится с ее официальными активами. Для определения данной величины придется обратиться к истории компании и проследить все этапы ее развития, включая процедуры слияния и приобретения других фирм, а также продажи собственных подразделений. Необходимо учитывать, кому принадлежат акции предприятия. Объем знаний, накопленных компанией, представляет собой разницу между ее реальной рыночной стоимостью и стоимостью имеющихся активов. Для вычисления текущей рыночной стоимости достаточно умножить котировку одной акции на общее число акций.

Но, к сожалению, подобный способ определения количества знаний не вполне корректен. Колебания котировок акций часто происходят по не зависящим от компании причинам, а предлагаемая покупателями цена не всегда соответствует истинной оценке квалификации персонала. Поэтому, может быть, правильнее было бы проводить расчеты на основе экономического анализа достигнутых результатов.

Капитал знаний формируется в процессе поиска путей повышения эффективности производства товаров или услуг. Часто это происходит в тот момент, когда сотрудники на время отвлекаются от выполнения каждодневных рутинных операций.

Если обучение персонала, тренировки и совместное обсуждение актуальных вопросов влекут за собой рост производительности, это немедленно отражается на экономических показателях, которые в свою очередь уже можно измерять в долларах. Полученные реальные деньги напрямую связаны с вновь созданным Капиталом знаний. Улучшение информированности и повышение квалификации сотрудников способствует увеличению запаса знаний, а знания имеют свой денежный эквивалент.

Каким же образом можно измерить накопленные знания?

Я называю капитал, о котором пойдет речь, "добавленной стоимостью информации", экономисты - чистой избыточной прибавочной стоимостью. Это те деньги, которые остаются после всех выплат поставщикам, правительству, работникам, кредиторам, акционерам и после вычета расходов на развитие производства. Однако добавленная стоимость информации и Капитал знаний - не одно и то же. Капитал знаний - это тот неосязаемый источник, который позволяет получать прибыль. Можно сформулировать данную мысль по-другому: Капитал знаний является базой, с помощью которой создается добавленная стоимость информации. Если вам известна ожидаемая прибыль от инвестиций, несложно подсчитать стоимость источников поступления этих доходов.

С помощью такого подхода Капитал знаний можно выразить в количественных величинах.

Возьмем, к примеру, Капитал знаний Microsoft. К концу 1996 года капитал компании в денежной форме составлял 7 млрд. долл. В конце 1996 года акции Microsoft оценивались в 98,6 млрд. долл. Иными словами, стоимость Капитала знаний Microsoft составляла 91,6 млрд. долл. (98,6 млрд. минус 7 млрд. денежных активов).

Сравнительный анализ 395 предприятий показал, что их Капитал знаний равняется приблизительно 1,7 трлн. долл., или 217% от чистых финансовых активов. И конечно, стоимость знаний имеет гораздо большее значение для оценки потенциала корпорации, чем официальные записи в бухгалтерской отчетности.

Капитал знаний компании является лучшим индикатором ее устойчивости и перспектив в нынешний информационный век. Руководителям предприятий давно пора изменить методику расчета активов и отдать должное роли информационных ресурсов. К примеру, списывая 100 автопогрузчиков, компания несет определенные убытки, и они, безусловно, найдут отражение в бухгалтерских документах. Однако, если компанию покидают 1000 служащих, на обучение которых было затрачено 150 млн. долл., ни в одном финансовом отчете вы не обнаружите этих потерь. Напротив, курс акций на рынке в этом случае может даже повыситься. Многие сегодняшние расчеты никак нельзя назвать объективными, ведь стоимость материальных активов в них явно превалирует над знаниями, которые заслуживают куда более высокой оценки.

Капитал знаний можно рассматривать как непрерывную цепочку расходов, повышающих эффективность деятельности компании. Проводимые семинары и грамотно организованное обучение улучшают уровень подготовки персонала. Использование уже имеющегося программного обеспечения не требует дополнительных затрат. Все, что способствует дальнейшему накоплению знаний, можно смело причислять к активам предприятия.

Каждый менеджер должен четко понимать, какую часть накладных расходов следует списывать, а какая превращается в капитал. Предложенная методика дает возможность проследить преобразование потраченных денег в Капитал знаний. К примеру, одна известная фармацевтическая фирма за 10 лет израсходовала 18,9 млрд. долл. Ее Капитал знаний в этот период увеличился, по моим подсчетам, на 8,6 млрд. долл. Эффективность преобразования в данном случае составила 45,5%. Такие показатели позволяют причислить эту фирму к числу элитных предприятий Соединенных Штатов. Причем я могу доказать это, опираясь не на абстрактные умозаключения, а на конкретные цифры. (Для сравнения, в корпорации Microsoft эффективность преобразования накладных расходов в Капитал знаний составляет 451%.)

Поняв суть и определив количественное выражение Капитала знаний, руководители компаний, вероятно, пересмотрят свои взгляды и перейдут от политики краткосрочных инвестиций к созданию гораздо более перспективного запаса знаний. А правильная методика оценки позволит рассчитать оптимальный баланс и объективно упрочить свои позиции.


Пол Страссманн (www.strassmann.com) официально зарегистрировал торговую марку "Капитал знаний" в Бюро патентов и торговых знаков США. Связаться с ним можно по адресу paul@strassmann.com.