же доля лидера, компании Samsung, значительная часть продаж которой идет через ОЕМ-поставки фирмы "Вист", составляет 35-40%. Много недорогих мониторов продают R&K (преимущественно работающая с продукцией LG и в меньшей степени - с техникой Philips и Sony), "Формоза", R-Style.

Высококачественная же продукция продвигается через дистрибьюторов. Крупнейшие среди них, по мнению президента компании "Пирит" Александра Гуккина, выступившего 27 ноября на пресс-конференции, посвященной подписанию договора между его фирмой и Nokia Display Products, это компании Marex (мониторы Sony, Panasonic, Philips) и DVM (продукция Sony, ViewSonic, Philips). Три компании из вышеперечисленных - Panasonic, ViewSonic и Philips - производят технику, позиционируемую как "массовая, но высококачественная", то есть принадлежащая к более низкой ценовой нише, чем продукция Sony, продаваемая "Пиритом".

С мониторами Sony, по мнению Гуккина, напрямую конкурируют изделия финской компании Nokia, которая известна в России преимущественно своими мобильными телефонами. Ее подразделение - Nokia Display Products - появилось на нашем рынке около полугода назад. Сначала было подписано дистрибьюторское соглашение с компанией "Ланк" (весной 1997 года). Через полгода появился второй дистрибьютор - CompuLink, теперь есть и третий - "Пирит". Отвечая на вопрос, намерена ли Nokia увеличивать число своих дистрибьюторов, менеджер по продажам NDP Кари Хирвонен вспомнил английскую пословицу "никогда не говори 'никогда'", но заверил собравшихся, что на некоторый период у компании сохранится три дистрибьютора.

Поскольку "Пирит" отныне продвигает прямо конкурирующие между собой продукты, Sony (у которой в России, кстати, много партнеров), по-видимому, не смогла насытить ее сеть сбыта, поэтому потребовался еще один поставщик. Как бы то ни было, Гуккин рассчитывает с помощью продукции Nokia удвоить обороты "Пирита" на рынке мониторов.

В ответ на просьбу сравнить мониторы Sony и Nokia президент "Пирита" высказал мнение о недопустимости прямых сопоставлений. Ведь в классе 17-дюймовых мониторов Sony предлагает три модели, а Nokia - семь, причем наиболее современные из них обладают дополнительными возможностями. Например, Nokia Multigraph 447Za имеет нестандартные габаритные размеры. Это монитор с диагональю 17 дюймов и длиной трубки, типичной для 15-дюймовых устройств. Впрочем, по моему мнению, дополнительные возможности, при всей своей привлекательности, остаются средством оправдать более высокую цену.

В России Nokia продает 15-, 17- и 21-дюймовые, а также недавно появившиеся 19-дюймовые мониторы (Multigraph 446Xpro), предназначенные для тех пользователей, которые по ценовым или иным соображениям не готовы преодолеть дистанцию между 17- и 21-дюймовой диагональю. Все модели соответствуют международному стандарту TCO-95, обладают динамической фокусировкой и средствами энергосбережения.

По словам Хирвонена, Nokia основательно подготовилась к выходу на российский рынок. На всю продукцию получены сертификаты Госстандарта России, мониторы продаются с двухгодичной гарантией. В Петербурге функционирует сервис-центр по обслуживанию мониторов Nokia на базе компании "Ланк". Кроме того, недавно подписан контракт с сервисной сетью CPS, которая обслуживает и продукцию Sony. Таким образом, разговоры об отсутствии у Nokia соответствующего сервиса должны в ближайшее время прекратиться. А с 1998 года в Москве станет доступной техническая и маркетинговая поддержка от представительства Nokia.

Не прошла мимо компании и мода на плоские жидкокристаллические дисплеи. Модель Nokia 300Xa сделана по разработанной ею технологии S-TFT-LCD. Такие дисплеи предназначены для больших корпораций, больниц, выставок, дилинговых залов, то есть тех помещений, где требуются небольшие, не утомляющие глаза, легкие безбликовые экраны с низким потреблением энергии и соответственно низким тепловыделением. Однако, по мнению Гуккина, плоские дисплеи не будут пользоваться на российском рынке массовым спросом, по крайней мере до тех пор, пока их цена более чем в три раза будет превышать стоимость аналогичного "традиционного" монитора.

В 1998 году Nokia рассчитывает продать в России до 20 тыс. мониторов. Это составит приблизительно 1% мировых продаж компании.


Идти небольшими шагами, но уверенно

Picture
Марк Уилкин: "Новаторство - ключ к пониманию стратегии Hitachi"
Такова вкратце суть стратегии Hitachi на российском рынке, которую представил директор отделения Информационных cистем и электроники московского офиса компании Андрей Соловьев. На состоявшейся 25 ноября пресс-конференции он рассказал о достижениях Hitachi на российском рынке мониторов.

По его словам, в России компания ориентируется, прежде всего, на профессиональных пользователей, поскольку не видит смысла "бороться с корейскими производителями на рынке 14- и 15-дюймовых мониторов". Тем не менее, как сообщил Соловьев, в настоящее время доля 15-дюймовых мониторов в объеме поставок Hitachi составляет чуть больше 50%.

Однако такая ситуация сложилась не сразу: в момент выхода на российский рынок у компании была единственная 15-дюймовая модель и шесть мониторов с диагональю 20 и 21 дюйм. Сейчас положение выровнялось за счет расширения линейки мониторов для массового рынка.

По словам Соловьева, отношение Hitachi к российскому рынку в целом не отличается от подхода к другим европейским регионам: компания поставляет в Россию все европейские модели мониторов, не накладывая при этом никаких ограничений. К особенностям отечественного рынка мониторов Соловьев отнес "большой спрос на более дешевую продукцию", что делает целесообразным поставки менее дорогих американских версий продуктов.

В качестве примера были названы 15-дюймовые мониторы CM500ET и CM500U, отличающиеся друг от друга только тем, что у последнего на корпусе нет эмблемы, подтверждающей его соответствие требованиям TCO-95 (модель CM500U предназначена для американского рынка), хотя обе модели отвечают им в одинаковой степени. Цена CM500U на 30-50 долл. ниже по сравнению с CM500ET, а потому на российском рынке на них имеется хороший спрос.

Как отметил Соловьев, Hitachi проводит не очень агрессивную ценовую политику, поскольку вкладывает много средств - до 80% прибыли - в исследования и разработки. Цены на продукцию компании ниже, чем на аналогичные изделия Philips и Sony, но несколько выше, чем у Panasonic.

В настоящее время компания на российском рынке демонстрирует "очень хорошие темпы роста" - 4% в месяц, что позволило ей занять примерно 4-5% российского рынка мониторов (от 15 до 21 дюйма). В 1998 году фирма надеется сохранить свои позиции, сделав акцент на мониторы с диагональю не менее 19 дюймов, и добиться 8-процентной доли рынка.

До настоящего времени Hitachi была ориентирована в основном на московский рынок, однако, по мнению Соловьева, ожидается "большой поток мониторов в регионы", а потому компания намерена выработать специальную региональную политику. Среди других особенностей стратегии Hitachi - отказ от "имиджевой" рекламы. В своих рекламных материалах компания делает акцент на технологические и качественные аспекты своих изделий.

Менеджер по маркетингу и продажам Геннадий Клейменов представил весь модельный ряд мониторов, которые уже поставляются и будут поставляться в 1998 году, особо подчеркнув, что все они соответствуют требованиям TCO-95.

Среди наиболее интересных изделий Hitachi - 13,3-дюймовый ЖК-дисплей с углом обзора 140 градусов как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. В конце нынешнего - начале будущего года появятся и другие новаторские продукты: 25-дюймовый газоплазменный монитор, 25-дюймовый монитор с соотношением сторон видимой области 16:10 и 18-дюймовый ЖК-дисплей.

Особые надежды фирма связывает с 19-дюймовым монитором CM751ET с трубкой Tornado. Он был представлен в Европе на последней выставке CeBIT, однако первоначальные поставки не превышали 5-10 штук. В настоящее время, по словам Соловьева, ограничений на объем поставок нет, а розничная цена монитора в России составляет 1000-1200 долл.

По словам менеджера Hitachi Home Electronics по продажам Марка Уилкина, его компания - пионер в производстве 19-дюймовых мониторов. По-видимому, в Hitachi быстрее других поняли, почему пользователи воздерживаются от покупки мониторов с большой диагональю. Как отметил Уилкин, причины две - цена и габариты.

Он подробно остановился на технологических преимуществах мониторов Hitachi. В их ЭЛТ используется электронная пушка новой конструкции, отсутствующая у других производителей мониторов. Многошаговый динамический фокус и большее число линз этой пушки позволяют, по данным компании, на 10% повысить качество фокусировки. Кроме того, в новой пушке используется технология "эллиптической апертуры", чем компенсируется эллиптичность точек по периферии трубки.

Как отметил Уилкин, трубка Hitachi размером 19 дюймов будет использоваться и другими производителями мониторов. Он добавил, что любая фирма, которая в ближайшее время объявит о мониторе с диагональю 19 дюймов, будет использовать трубку Hitachi.

На пресс-конференции была продемонстрирована и другая новинка Hitachi - цифровая камера MP-EG1. По словам Уилкина, это первая в мире MPEG-камера, позволяющая записывать видеоизображения в формате MPEG1 и фотографии - в формате JPEG, причем последние можно снабдить звуковым сопровождением.

Действуя в режиме видеокамеры, MP-EG1 дает возможность записать видеосюжеты общей продолжительностью около 20 минут и сохранить их на PC Card (Type III) емкостью 260 Мбайт. При использовании MP-EG1 в режиме цифровой фотокамеры на PC Card можно разместить примерно 3000 фотографий, а если каждый снимок сопровождать аудиофрагментом продолжительностью примерно 10 секунд, то сюда войдет около 1000 фотографий. Можно сделать и всего одну фотографию, сопроводив ее примерно четырехчасовой звуковой записью. Вообще, одно и то же устройство PC Card можно использовать для записи изображений, сделанных в различных режимах работы камеры. Единственным ограничением при этом является его емкость.

Головка с видоискателем MPEG-камеры поворачивается, позволяя создавать панорамные изображения. Кроме того, возможности съемки расширяются при использовании пульта дистанционного управления, также входящего в комплект поставки. Оптическая система камеры в совокупности с ее цифровыми возможностями обеспечивает 6-кратное увеличение изображения.

Тот факт, что Hitachi для своей цифровой камеры выбрала стандарт MPEG1, Уилкин объяснил более широким распространением последнего. Однако он добавил, что в настоящее время компания уже разрабатывает цифровую камеру, которая будет записывать изображения в формате MPEG2.

Информацию, записанную на PC Card, можно передать на компьютер несколькими способами: посредством ISA-шины, через параллельный порт или - при наличии слота Type III - с помощью PC Card. Помимо этого, видеосюжеты могут быть воспроизведены на экране телевизора или записаны на видеомагнитофон: для этого MPEG-камера имеет выходной разъем стандарта NTSC.

По мнению Уилкина, цифровая камера Hitachi может оказаться полезной для профессиональных пользователей, работающих в различных областях бизнеса. В Великобритании их уже используют, например, страховые компании и небольшие фабрики по производству... печенья. Как сообщил Уилкин, в стране ежемесячно продается примерно 200 камер. Он отметил, что не рассчитывает на большие продажи MPEG-камер в России: его оценка ежемесячного объема продажи - около 50 устройств.

Цена камеры в России составляет примерно 2300 долл., и несмотря на это, московское представительство Hitachi, по словам Андрея Соловьева, уже получило первые заявки на этот продукт от своих дистрибьюторов.

Новые мониторы были в последние недели в центре внимания не только в Москве. Перспективные продукты и технологии в этой области представлялись на выставке Comdex в Лас-Вегасе. О некоторых их них можно прочитать на стр. 14.