Денис Самсонов

Когда-то, давным-давно, мы ходили в театр. Мы шли туда и смотрели пьесу, которую до этого читали несколько раз. Наверное, в этом что-то было. Поход в кино - событие, более будничное и тем не менее требующее определенных душевных и материальных затрат. Впрочем, гораздо меньших, чем просмотр того же фильма по телевизору. Но и старенький телевизор хотел от зрителя некоторого соучастия, например для того, чтобы переключиться на другую программу нужно было вставать с дивана и делать несколько шагов. И только с изобретением пультика процесс потребления приобрел свою завершенность. Мы сидим перед экраном и "щелкаем" по многочисленным программам в поисках чего-нибудь интересного. По оценкам социологов, среднее время между сменой каналов не превышает пяти минут. Вам это ничего не напоминает? Мне это напоминает WWW-серфинг.

Где-то на пути от античных вакханалий к Sony Trinitron зритель перестал быть соучастником зрелища, полностью превратившись в потребителя. Поставщикам зрелищ это превращение принесло немалые доходы: до изобретения пультика в моей квартире был один телевизор; с пультиком - три. И этот пример показателен. Очевидно, нечто подобное ждет и компьютерную индустрию. Только окончательно превратившись из средства создания информации в средство ее потребления, компьютер завоюет весь мир. Так же, как до него, это сделали MTV, мыльные оперы и бестселлеры в мягких переплетах.

Тот, кто захочет продавать компьютеры на домашний рынок, то есть на самый массовый из всех рынков на свете, должен хорошо уяснить, что у себя дома мы не хотим переводить с русского на английский и обратно, изучать латынь или историю чего-либо, в каком-либо представлении (будь оно четырежды интерактивным). У себя дома мы хотим щелкать пультиком.

Из всех порождений IT, так называемый сетевой компьютер, для этого подходит более всего. Из этого ящика вынули, кажется, все, кроме браузера и того, на чем он работает. Благодаря такому устройству на сетевом компьютере в принципе невозможно что-либо создавать, а это, безусловно, значительно повышает коммерческую привлекательность проекта. Я давно подозревал, что компьютер, как средство для создания информации, отпугивает потребителя. И, чтобы люди к нему потянулись, этот бытовой прибор давно должен был стать проще. Macintosh десять лет продержался против всего остального мира именно потому, что был проще. Сетевой компьютер станет совсем простым.

В своем новом обличье компьютер, как средство потребления, может смело бросить вызов признанным фаворитам потребительского рынка: телевизору, видео- и аудиомагнитофонам, а так же желтой прессе. И пульт дистанционного управления у него ничуть не хуже, чем у других. Собственно, скользить по Internet даже легче, чем переключать каналы; при желании можно ограничиться одной кнопкой. Выбор информации неизмеримо шире всего того, что могут предложить остальные ветви индустрии развлечений. А цензурные ограничения, невзирая на все последние события, по-прежнему самые мягкие.

Желтая пресса едва ли не первой обзавелась собственными серверами. В Сеть потянулись радиостанции и, в недалекой перспективе, телевизионные каналы. И все-таки складывается впечатление, что эти организации еще не вполне поняли, с чем столкнулись. Они воображают, что все останется по-прежнему, просто вместо антенны будет сеть, а вместо телевизора - сетевой компьютер, или, если угодно, сетевой телевизор. Они думают, для них это что-то вроде смены частоты вещания. Но это Сеть, и представить себе, как будет развиваться информационное пространство, в котором бесконечное разнообразие WWW-серверов будет уживаться с кабельным, интерактивным или каким-то еще телевидением, радио, почтой, телефоном и чем угодно, пока невозможно. Но ясно, что она не будет иметь ничего общего с нынешними телевидением, радио и почтой.

Если вернуться к аналогии с театром/кино/телевизором, то можно заметить, что чем более совершенным технически становилось зрелище, чем меньше участия оно требовало от зрителя, тем ниже становился его интеллектуальный уровень. Кажется, ничего более тупого, чем сегодняшние программы, придумать уже нельзя, и каждый год телевидение дарит нам очередной магазин-на-диване, превосходящий все, что было до него. Но Сеть - это способ потребления, неизмеримо более совершенный, чем телевизор . Чем наполнится Паутина, когда окончательно развернется в сторону среднего потребителя, трудно себе представить. Во что превратится потребитель, столкнувшись с Сетью, если простой просмотр телепрограмм в течение нескольких часов способен привести человека в состояние полного опустошения?

Недооценивать коммерческие перспективы нового "ящика" никто не собирается. Неспроста Sony начала выпуск ПК и Play Station. Неслучайно Apple приступила к поставкам сетевого-игрового компьютера Pippin. Не от широты душевной Microsoft и Netscape на каждом углу раздают свои браузеры всем желающим. Идет борьба нового PAL с новым SECAM. А это не операционные системы, здесь речь идет о настоящих деньгах. Microsoft, не говоря уже о Netscape, в списке 500 крупнейших мировых компаний не присутствует. А присутствуют там Mitsubishi (1-е место), Hitachi (13-е), Matsushita Electric Industrial (19-e), Daewoo (34-е) и Sony (40-е) - компании, в обороте которых пультики и то, чем они управляют, занимают почетное место. Это компании, оперирующие на рынке потребительских товаров, и за выход на этот рынок идет сегодня борьба компьютерных гигантов.

Прорыв на рынок потребительских товаров - это выход в мир больших оборотов и массированной рекламы, в мир среднего потребителя, на привычки которого следует ориентироваться. И, когда этот прорыв состоится, каждый потребитель получит тот компьютер, который он заслуживает. К сожалению, в массе своей мы заслужили модель без жесткого диска, клавиатуры и монитора и с единственным отверстием для подключения сетевого кабеля. Впрочем, мы так же заслужили пульт дистанционного управления. Но, как говорится в известном анекдоте, "...зато на всех хватит".

Денис Самсонов - главный редактор журнала "Publish/Русское издание". С ним можно связаться по электронной почте: denis@osp.ru