Александр Авдуевский

NetcomЗавершилась выставка Netcom"96, которая для многих закрывает выставочный сезон 1996 года. О значении этой выставки говорит, в частности, то, что несмотря на ее сравнительно узкую специализацию и приключившийся летом очередной банковский кризис, размеры выставки по сравнению с предыдущим годом увеличились. На этот раз она занимала не один, а два павильона. На следующий год планируется тоже два павильона.

За три года своего существования Netcom заметно эволюционировала, став тем, чем, собственно, должна быть - бизнес-мероприятием. Изменился подход участников выставки к тому, что и кому надо показывать. В 1994 году акцент делался на оборудование, сегодня - на конкретные решения. Количество выставляемого "железа" ограничилось необходимым минимумом, и со стендов исчезли нагромождения дорогостоящих маршрутизаторов, коммутаторов и всего прочего, загадочно мигающего зелеными светодиодами.

Порадовало отсутствие кричащих со стенда мультимедиа-клипов. Во-первых, они уже не в новинку, а во-вторых, мешают презентациям, превращающимся в основной способ пропаганды сетевых технологий, которые очень сложно эффектно продемонстрировать. Согласитесь, за два предвыставочных дня построить на стенде сеть масштаба предприятия - задача непосильная, а привлечь серьезных клиентов необходимо. Ведь эффективность выставки измеряется как раз количеством прошедших через переговорные комнаты потенциальных клиентов (и степенью успеха самих переговоров), а не количеством прайс-листов, сметенных со стендов досужими зеваками.

Если перейти от общих рассуждений, к более конкретным впечатлениям, то, как и ожидалось, тема Internet/intranet была одним из ключевых мотивов Netcom"96, и раскрывалась она с разных сторон. Во-первых, отечественными сервис-провайдерами, которые ощущали себя (и вполне обоснованно) одними из основных участников выставки. Во-вторых, компанией Novell, начало продаж которой IntranetWare очень удачно совпало с Netcom"96. В-третьих, фирмой Sun Microsystems, активно пропагандировавшей Java и проводившей на своем стенде краткий курс программирования на нем (так называемое Java-кафе). И, наконец, выставку почтила своим присутствием Netscape Communications. Правда, ее стенд был украшен только сиротливыми листочками с логотипом компании и парой-тройкой ноутбуков с загруженной на них программой Navigator, но некоторые фирмы, уже имеющие в России крупные представительства, тоже начинали внедрение в нашу страну с подобных шагов. Еще одна современная тенденция - взаимопроникновение сетевых и телекоммуникационных технологий - тоже нашла свое отражение на Netcom"96, - среди участников начали появляться компании, работающие в области связи и, как правило, предлагающие модные сегодня мобильные системы. Пареньки в билайновских футболках неоднократно предлагали приобрести со скидкой сотовый телефон. В следующем году связистов будет еще больше, а на "Связь-Экспоком" наверняка среди участников будет много "сетевиков".

В продолжение разговора об участниках выставки, хочу выразить удивление по поводу отсутствия на выставке компании Microsoft. Все-таки в "Экспоцентр" приехали практически все ее конкуренты в области сетевых технологий, - такая возможность "сразиться" с ними лицом к лицу предоставляется нечасто. Кстати, очень многие участники выставки стояли именно лицом к лицу (а также плечом к плечу, спина к спине, короче, вплотную) со своими непосредственными конкурентами. Например, Hewlett-Packard и DEC или Bay Networks, Cabletron и 3Com. Интересно, это чистое совпадение, или так захотели сами участники? А может, организаторы сознательно сгруппировали участников по их специализации? Впрочем, если это и недостаток, то не очень серьезный. Главное, что Netcom все лучше справляется со своей основной задачей - собрать в одном месте (по обе стороны стендов) людей, которые хорошо понимают стоящие перед ними задачи и ясно представляют, как их надо решать.