1995 год - год бурного развития геоинформационных технологий во всем мире. Можно выделить следующие важные моменты.

1. Резкое обострение конкуренции на рынке программного обеспечения для персональных компьютеров, в том числе и за счет усиления интереса к нему со стороны мировых лидеров геоинформатики (ESRI, Intergraph, Siemens и др.).

2.Необходимость и возможность дальнейшего развития геоинформационного рынка только на платформе "открытых систем", что означает максимальное сохранение первоначальных инвестиций заказчика при развитии проекта и свободе выбора инструментальных решений и партнеров. Это обстоятельство активизировало работы по стандартизации обмена пространственной информацией и разработке конверторов.

3. Массовое применение компьютеров и географических информационных систем вызвало бурный интерес к автоматизированным технологиям ввода пространственных и аттрибутивных данных. В связи с этим уже началось серьезное развитие подсекторов рынка, связанных с получением и использованием данных дистанционного зондирования (в основном пока космоснимков высокого разрешения) и систем спутникового определения координат (GPS). Дальнейшее развитие геоинформатики без этих технологий просто немыслимо из-за огромных затрат за ввод и актуализацию данных при введении ГИС-проекта с помощью альтернативных технологий. Более того, сегодня многие уже реализованные крупные информационные проекты, в которых нет ни единого элемента ГИС-технологий, обращаются к ним из-за чуть ли не единственной пока технологии автоматизированной актуализации данных.

ГИС-технологии во всем мире постепенно завоевывают умы и проникают в компьютеры массового пользователя. А это огромный рынок, исчисляемый сотнями тысяч или даже миллионами пользователей. Этому также способствует широкое распространение Internet. Очевидно, что скорость освоения массового рынка будет сильно зависеть от рекламно-маркетинговой активности поставщиков решений.

Российский рынок

Главная задача российского рынка поставщиков программных средств - дотянуть многие отечественные разработки до конкурентоспособного уровня. Наши ГИС находятся в зоне оптимального соотношения "цена/функциональные возможности", а коллективы разработчиков сегодня сильны не только качеством программных продуктов, но и типично рыночной позицией с точки зрения рекламно-маркетинговой деятельности, развития дилерской и дистрибьюторской сети и поддержки в регионах.

Для 1995 года характерно понимание обязательной экономической окупаемости геоинформационных проектов. Первые бизнес-обоснования земельных кадастровых автоматизированных систем, выполненные в Федеральном кадастровом центре (бывший РосНИЦ "Земля"), дают совершенно фантастическую цифру возвратности средств - в целом по России более 10 трлн. рублей в год. Целесообразность таких подходов в первую очередь в том, что они раскрывают инвестиционный потенциал российской геоинформатики, а значит, запускают рыночные механизмы стартового финансирования и реализации проектов (пример тому - первый российский тендер в рамках проекта ЛАРИС Роскомзема).

Федеральные программы

Рис.1. Планированные объемы финансирования федеральных программ на 1996 г. (долл.)
"Роскомзем" 250 000 000
"Роскартография" 30 750 000
"Роскомнедра" 12 750 000
МинНац 2 000 000
ФАПСИ 500 000
МЧС 125 000

Роскомзем. Цифры плановых объемов Роскомзема (рис. 1) на порядок превышают показатели других ведомств исключительно благодаря широкому привлечению зарубежных и отечественных инвестиций (проекты "Гермес", ЛАРИС и др.).

Роскартография. Прирост объемов финансирования по линии этой организации объясняется развитием проекта ГИС-ОГВ (ГИС органов государственной власти). При этом следует учесть, что значительная часть средств в рамках этого проекта осваивается другими ведомствами (ФАПСИ, РАН и др.). Продолжается работа по созданию цифровой топографической основы России, которая должна быть завершена по масштабу 1:200 000 в 1996 году.

Роскомнедра продолжают реализацию федеральной программы создания Государственного банка цифровой геологической информации. Технологически и организационно этот проект сегодня является наиболее совершенным в нашей стране. Определены структура и содержание банка, создана сеть территориальных центров, подготовлены специалисты. Развитие проекта сдерживает отсутствие источников финансирования и рыночных механизмов возвратности средств.

Остальные федеральные программы и проекты пока носят лишь пилотный характер как по подходам, так и по уровню планируемого финансирования, хотя многие предметные сферы управления, очевидно, остро нуждаются в геоинформационных проектах и технологиях (Минстрой, Минприроды, МВД, МЧС, Росгидромет и др.).

Очень важной тенденцией развития геоинформатики в России является резко возросший интерес к ГИС со стороны органов регионального и муниципального управления. Сегодня уже начали или всерьез планируют реализацию геоинформационных проектов в Ленинградской, Рязанской, Кемеровской, Тверской, Томской, Ярославской, Оренбургской и других областях. Суммарные плановые затраты органов регионального и муниципального управления на информатизацию в целом уже превосходят средства федерального бюджета.

Бурное развитие ГИС-технологий в 1995 году хорошо иллюстрирует трехкратный рост продаж лидирующих геоинформационных программных продуктов на российском рынке. Если же попытаться оценить финансовую емкость рынка на основе количества продаж (причем сделать расчеты не по 100% стоимости, а взять 70%, т.к. многие назначают скидки и идут на рассрочку платежа), то получится, что даже по этой ограниченной выборке в России в 1995 году продано программное обеспечение ГИС на сумму не менее 10,5 миллионов долларов. С учетом типового распределения затрат на осуществление проекта общая сумма средств на реализацию ГИСпроектов составит около 60 миллионов долларов.

Основные проблемы

Если свести их в одну фразу, то она будет звучать так: отсутствие государственной политики в области развития рыночных взаимоотношений в геоинформатике.

Во-первых, это несовершенство существующей нормативно-правовой базы, что практически никак не стимулирует привлечение средств и не гарантирует сохранность уже вложенных.

Во-вторых, неоправданные требования по секретности. Часто они доходят до абсурда: средства электронной защиты информации по стоимости превышают объемы первых стадий реализации проекта. Сюда же можно отнести желание оградить нашу страну от технического прогресса путем реконструкции "железного занавеса" и всевозможных препон на пути к приобретению данных космического зондирования высокого разрешения и высокоточных Gps-приемников.

В-третьих, отсутствие планомерной работы по созданию и совершенствованию стандартов передачи пространственной информации. Существующий формат передачи данных не пригоден для использования в ГИС-проектах, при этом необходимо учитывать, что темпы технического прогресса сегодня столь велики, что работу по стандартизации нельзя останавливать ни на минуту. Корни этого следует искать в четвертой причине - низком уровне межведомственного взаимодействия при реализации проектов федерального и регионального уровня. Это приводит к колоссальному распылению средств и дублированию работ. В современных условиях эффективно решать вопросы координации можно только экономическими методами. До тех пор пока в нашей стране не заработают экономические механизмы, решить эту проблему не удастся.

Еще одна, более актуальная проблема, - это подготовка кадров. Массовое внедрение геотехнологий во многом сдерживается тем, что специалисты среднего звена психологически и технически не готовы их включать в свою повседневную деятельность, а также сложностью получения полноценного геоинформационного образования.

Во многом все вышеперечисленное олицетворяет затянувшуюся стадию "неорганизованного" рынка. Трудности с получением лицензий, неуверенность в завтрашнем повороте событий сдерживают вложение коммерческих средств в геоинформатику. Государственные организации и многие фирмы предпочитают проводить закрытую маркетинговую и финансовую политику (в эту категорию попадают такие "киты" рыночной экономики, как IBM, Siemens, DEC, Intergraph). "За бортом" остается решение организационно-финансовых вопросов выхода на рынок лучших военных разработок и их конверсионного использования. В итоге проигрывают все, так как в рыночных условиях недоступность подобного рода информации не дает возможности для правильного позиционирования деятельности фирмы. Сильное отставание российских фирм в области рекламы и маркетинга объясняется зачаточным состоянием рынка и нежеланием лишний раз афишировать свою деятельность. Кроме того, государственные предприятия имеют нормативные ограничения на рекламные расходы. В итоге снижаются темпы вовлечения в сферу ГИС-технологий новых пользователей.

Сергей Миллер - вице-президент Ассоциации содействия развитию рынка геоинформационных систем и услуг. Подробнее ознакомиться с затронутыми им проблемами можно на III Всероссийском форуме по геоинформатике, открывающемся в Москве 4 июня.