Согласно результатам международного исследования Microsoft, 94% руководителей считают, что технологии искусственного интеллекта важны для решения стратегических задач их организаций. При этом 27% опрошенных уже внедрили соответствующие технологии в ключевые бизнес-процессы, еще 46% ведут пилотные проекты.

Россия, благодаря традиционно сильной математической школе не отстает от мировых тенденций. И если судить по докладам на конференции «Технологии машинного обучения. Искусственный интеллект и нейросети: инструменты и опыт реальных проектов», организованной издательством «Открытые системы», применение средств ИИ в нашей стране уже стало если не обыденностью, то достаточно распространенным способом не только оптимизировать, но и радикально поменять бизнес-процессы.

Поскольку разнообразие методов и способов обучения искусственного интеллекта не меньше, чем у интеллекта естественного, то, прежде чем начинать проект в этой области, стоит ознакомиться с методами и способами машинного обучения, их возможностями, сферами применения и ограничениями. Это поможет эффективнее распорядиться отпущенными на проект ресурсами и не пасть жертвой нынешнего ажиотажа вокруг машинного обучения и искусственного интеллекта.

 

Способы машинного обучения

Обучение с учителем (Supervised learning)

Этот способ оптимален, если вы знаете, чему хотите научить машину. Вы можете познакомить компьютер с огромной обучающей выборкой данных и варьировать параметры до тех пор, пока не получите на выходе ожидаемые результаты. Затем можно уточнить, чему научилась машина, заставив ее спрогнозировать результат для контрольных данных, с которыми компьютер еще не сталкивался.

Чаще всего обучение с учителем применяется для задач классификации и прогнозирования. Обучение с учителем можно использовать при определении финансового риска частных лиц и организаций на основе имеющихся сведений о прошлой финансовой активности, можно неплохо прогнозировать покупательское поведение с учетом прежних закономерностей.

 

Обучение без учителя (Unsupervised learning)

При обучении без учителя машина исследует набор данных и выявляет скрытые закономерности корреляции между различными переменными. Этот способ можно использовать для группирования данных в кластеры на основании одних только их статистических свойств.

Хорошее применение обучения без учителя — алгоритм кластеризации, используемый для вероятностного соединения записей. Определяются связи между элементами данных, и на основании этих отношений выявляются связи между людьми и организациями в физическом или виртуальном мире.

Вариант особенно полезен компаниям, которым нужно, например, объединить данные из разнородных источников или по различным структурным подразделениям, чтобы построить общую картину клиентуры.

Обучение без учителя также можно использовать для анализа тональности высказываний, чтобы определять эмоциональное состояние людей на основе их постов в социальных сетях, сообщений электронной почты и других записей. Сегодня, в частности, в компаниях, специализирующихся на финансовых услугах, с помощью обучения без учителя все чаще оценивают уровень удовлетворенности клиентов.

 

Обучение с частичным привлечением учителя (Semi-Supervised learning)

Это гибрид обучения с учителем и без. Разметив небольшую часть данных, учитель дает машине понять, каким образом кластеризовать остальное.

Способ можно применять для распознавания мошенничеств с попытками выдать себя за другого. Мошенничества можно классифицировать как аномалию на фоне обычной активности. Методы машинного обучения с частичным привлечением учителя позволяют создавать модели, распознающие такие аномалии. Соответствующие...

Это не вся статья. Полная версия доступна только подписчикам журнала. Пожалуйста, авторизуйтесь либо оформите подписку.
Купить номер с этой статьей в PDF