В столице разрабатывается новая программа развития в области информационных технологий, которая должна будет описать изменения в городской среде, связанные с ИТ. Журнал «Computerworld Россия» обсудил с Алексеем Чукариным, заместителем руководителя Департамента информационных технологий города Москвы, руководителем разработки цифровой стратегии Москвы «Умный город – 2030», историю ИТ-программ города, их результаты, отличия новой программы от уже завершившихся и то, каких результатов должна достичь стратегия «Умный город – 2030».

Москва готовится выработать цифровую стратегию до 2030 года. С чем город пришел к ее запуску?

В 2002 году на федеральном уровне и в городе были запущены программы «Электронная Россия» и «Электронная Москва» соответственно. Их главными целями была компьютеризация управленческой сферы в простейшем виде – на столы чиновников были поставлены компьютеры и принтеры, их научили работать в текстовом редакторе и электронных таблицах.

Следующим этапом работы, в рамках федеральной программы «Информационное общество» и московской – «Информационный город», была автоматизация управленческих функций. Программа «Информационный город» заканчивается в этом году, я считаю, что ее задачи были выполнены еще в 2017-м. Можно сказать, что мы на компьютерах «Электронной Москвы» оцифровали процессы, которые были до этого аналоговыми. Это, может, не самый эффективный путь, но результат очевиден: лучше стали работать МФЦ, благодаря электронным госуслугам не надо с ночи занимать очередь в загс, жечь костры у школы накануне записи в первый класс.

Можно сказать, что мы на компьютерах «Электронной Москвы» оцифровали процессы, которые были до этого аналоговыми. Это, может, не самый эффективный путь, но результат очевиден.

Есть что-то, что вы можете выделить особо?

Хорошие результаты дала сервисная модель, в рамках которой город не строит свою инфраструктуру с нуля, а покупает услуги.

Пример: услуги видеонаблюдения, приобретаемые у телеком-операторов. Мы запустили этот проект в 2012 году, когда еще о государственно-частном партнерстве в данной сфере никто не говорил. Я его особо выделил, поскольку это тот случай, когда выиграли все. Город сэкономил огромные средства, которые пришлось бы выделить на строительство, поддержку и эксплуатацию сети видеокамер, которых уже почти 160 тыс. Операторы частично «отбили» затраты на модернизацию своих оптических сетей за счет госконтрактов. А жители получили услуги по более низкой цене, поскольку часть затрат на прокладку сетей взял на себя город.

Нельзя не упомянуть портал mos.ru, на нем собрано около двух сотен сервисов и услуг для горожан. Они существенно экономят время жителей, поскольку многие вопросы теперь решаются дистанционно. А в тех случаях, когда необходимо личное присутствие, можно получить талон на конкретное время, прийти и получить уже готовый документ в том же МФЦ.

Также я выделю уже по сути созданное городское «Открытое правительство», это набор инструментов электронной обратной связи, электронного голосования – «Активный гражданин», «Наш город», краудсорсинг. Последний проект из этой серии – «Электронный дом». Очно собственникам жилья собраться довольно трудно, отчего внезапно возникают конфликты...

Это не вся статья. Полная версия доступна только подписчикам журнала. Пожалуйста, авторизуйтесь либо оформите подписку.
Купить номер с этой статьей в PDF