Бизнес и технологии

ИТого

AspenTech: цифровизация энергетических компаний сократит операционные расходы на 16%

Неиспользование научной аналитики производственных данных является главным препятствием на пути к достижению преимуществ от применения аналитических решений на производстве. К такому выводу пришли в Aspen Technology после опроса о влиянии средств производственной аналитики и больших данных на энергетическую индустрию.

Как показали результаты опроса, 40% компаний считают, что благодаря цифровизации производства можно сократить операционные расходы (OPEX) на 16% и более.

72% респондентов считают, что увеличение времени бесперебойной работы – это наибольшее преимущество от использования производственной аналитики. Ниже в списке преимуществ следуют мониторинг оборудования (68%), уменьшение затрат на техническое обслуживание (68%); автоматизированные операции (62%); расширенные удаленные операции (61%); обеспечение бесперебойного режима подачи потока /безопасность (60%) и снижение капитальных затрат и вложений (CAPEX) (58%).

Однако внедрять расширенную аналитику производственных данных весьма непросто, поскольку отсутствует соответствующий опыт, при этом более трети респондентов сообщают о том, что в компаниях нет специалистов по анализу данных.

 

Каждое третье предприятие, реализующее облачные инициативы, не рассчитывает возврат инвестиций

32% предприятий при реализации облачных инициатив не выполняют расчета их окупаемости (ROI), такие результаты показал опрос, проведенный Information Systems Audit and Control Association.

Более четверти опрошенных объясняют такое положение дел отсутствием модели, которая позволяла бы получать достоверные результаты.

Большинство из тех, кто не ведет расчет окупаемости облачных проектов, инвестируют в них исключительно ради достижения каких-то бизнес-целей: повышения гибкости ведения бизнеса или перехода от капитальных затрат к операционным.

Пятая часть тех, кто не занимается расчетом окупаемости, разрабатывают бизнес-сценарий, в котором указываются и финансовые результаты, например предполагаемая экономия денежных средств после перехода в облако.

Такая же доля респондентов при инвестициях в облако ограничивается бизнес-сценарием без четких показателей, а 6% вообще не считают необходимым обосновывать инвестиции до начала реализации проекта.

В заявлении ISACA говорится, что, несмотря на полезность предварительного расчета окупаемости облачных проектов, все больше предприятий реализуют их без проведения соответствующего анализа. В числе причин отказа от расчета окупаемости называют более тесное знакомство персонала с облачными вычислениями, отсутствие необходимости в детальных расчетах при оценке целесообразности инвестиций, а также усиление роли нефинансовых выгод, получаемых наряду с финансовыми.

Тем не менее 68% участников облачных проектов выполняют расчет их окупаемости перед проведением инвестиций.

Наиболее распространенным методом расчетов является гибридная модель, учитывающая как количественные, так и качественные факторы. К ним обычно относят операционные затраты, капитальные затраты, изменения в требованиях к персоналу, влияние на бизнес, затраты на переход в облако и экономию времени сотрудников. В большинстве случаев оцениваются временные интервалы от одного до пяти лет.

Большинство предприятий (35% из выполняющих расчет окупаемости) моделируют ситуацию до и после реализации проекта. Однако растет и доля тех, кто делает расчеты только перед началом внедрения, – 29%.

 

ИТого

Gartner: для реализаций инновационных проектов необходимы базы знаний

99% проектов внедрения искусственного интеллекта в службах поддержки ИТ, которые попытаются осуществить компании в ближайшие три года, потерпят неудачу из-за отсутствия надежной платформы управления знаниями, предупреждают аналитики. Чат-боты и виртуальные агенты поддержки (Virtual Support Assistant, VSA) способны воспроизводить сценарии решения проблем только тогда, когда они опираются на данные из базы знаний. Поэтому перед реализацией VSA и чат-ботов необходимо создать такую базу с помощью технологий, ориентированных на управление знаниями.

Также аналитики предупреждают, что из-за дефицита специалистов по инфраструктуре и эксплуатации две трети организаций столкнутся с проблемами в бизнесе.

В 2016 году заметные сбои в ведении бизнеса, связанные с дефицитом специалистов по инфраструктуре и эксплуатации (Infrastucture and Operation, I&O) испытывали менее 20% организаций, но к 2020 году их доля вырастет до 75%, полагают аналитики Gartner.

Количество принимаемых на работу ИТ-специалистов уже к 2019 году упадет на 5%, а к 2021 году 40% сотрудников ИТ-служб придется выполнять несколько обязанностей одновременно, и большинство из них будет связано не с технологией, а с бизнесом.

 

Каждый пятый ретейлер не смог реализовать проект цифровой трансформации

93% компаний розничной торговли, принявших участие в опросе Fujitsu, заявили о том, что у них есть четкая стратегия внедрения цифровых технологий. Однако этот сектор экономики все еще отстает от других по объемам реализованных ИТ-проектов. Такой вывод сделан в результате предпринятого компанией Fujitsu глобального исследования «Цифровая трансформация: люди, действия, сотрудничество и технологии».

Боязнь неудачи при реализации проектов цифровой трансформации является серьезным препятствием для ретейлеров: 70% участников признались, что это обстоятельство существенно замедляет развитие их бизнеса. Каждый пятый респондент (19%) за последние два года не смог воплотить как минимум один проект цифровой трансформации, который в среднем стоил 337 000 евро. Кроме того, 23% участников рассказали, что им уже приходилось прекращать реализацию цифровых проектов и нести убытки порядка 182 000 евро.

Несмотря на такое положение вещей, большинство опрошенных надеются на возврат инвестиций и дополнительные преимущества от проектов цифровизации в ближайшие полтора года; 86% участников опроса уверены, что в их компаниях есть культура инноваций; 34% считают процессы и модели поведения самыми важными факторами при реализации цифровых преобразований. Вторым по важности фактором они называют сотрудников, задействованных в проектах цифровой трансформации (24%).

Исследование также показало, что 35% ретейлеров уже реализовали цифровые проекты, а у 38% процесс реализации еще не подошел к концу. Более половины респондентов (54%) встраивают цифровые инструменты в свои бизнес-процессы и функциональные навыки. А 58% опрошенных полагают, что создают новые цифровые бизнес-процессы. И всё же теневые ИТ по-прежнему остаются проблемой: 70% считают, что при внедрении инноваций стоит полагаться исключительно на теневые цифровые проекты.

Источник: Fujitsu, 2018

 

Рынок высоких технологий

 

CIF: унаследованные решения – угроза цифровой трансформации бизнеса

В TmaxSoft считают, что трансформацию многих предприятий тормозят унаследованные ключевые технологии, на базе которых построена их ИТ-инфраструктура. Из-за этого проигрывают и их бизнес, и вся экономика.

Исследование форума Cloud Industry Forum (CIF) подтверждает сделанный вывод и показывает масштаб проблем. В ходе исследования, проведенного агентством Vanson Bourne по заказу CIF, было опрошено 200 руководителей ИТ-подразделений предприятий из разных стран, в которых работает более 500 человек. 89% опрошенных считают, что унаследованная технология является препятствием, мешающим осуществлять успешную цифровую трансформацию в их компаниях.

Главной составляющей этой проблемы респонденты называли риск прерывания основных бизнес-процессов при любом изменении унаследованной системы (46%) и большие расходы на ее изменение (40%). Кроме того, 30% ответили, что у них не хватает обученного персонала для обслуживания унаследованной инфраструктуры, а 27% указали на отсутствие четкого плана миграции бизнес-критичных приложений.

 

Традиционные игроки рынка бросают вызов цифровым «разрушителям»

Следующей волной прорывных инноваций будут руководить традиционные игроки, что создает значительную угрозу для новых проектов, в том числе цифрового типа. Такие результаты показало исследование C-Suite Study, проведенное IBM Institute for Business Value.

72% опрошенных руководителей высшего звена заявили, что действующие игроки рынка чаще, нежели новые участники, добиваются прорывных результатов. Для сравнения, только 22% респондентов отметили, что новые конкуренты и стартапы инициируют прорывные изменения.

В 2015 году результаты исследования IBM показали, что 54% топ-руководителей компаний ожидали конкуренции с компаниями из других отраслей. В то же время последнее исследование говорит о том, что этот показатель сократился наполовину – до 26%. Действующие игроки рынка стали разумнее использовать имеющиеся ценные данные, оттачивая навыки своих сотрудников, а в некоторых случаях и вовсе приобретают незаметных игроков-конкурентов, чтобы не упустить лидерство в цифровую эпоху.

Также результаты исследования свидетельствуют: данные стали самым мощным активом для традиционных игроков на рынке, которые сегодня владеют 80% общего объема информации в мире. Наряду с таким активом, как их сотрудники, традиционные игроки используют данные для создания новых конкурентных преимуществ.

 

В 2018 году рынок интегрированных систем вырастет на 18,4%

В 2018 году мировой доход рынка интегрированных систем достигнет 12,3 млрд долл., увеличившись на 18,4% по сравнению с прошлым годом (10,2 млрд долл.). Сегмент гиперконвергентных интегрированных систем (HCIS) продемонстрирует самый быстрый рост (на 55%), тогда как в сегменте специализированных устройств будет наблюдаться спад на 5%, прогнозируют в Gartner.

Интегрированные системы представляют собой единую инфраструктуру, включающую компоненты серверного, сетевого оборудования, ресурсы хранения и поставляемую вместе с ПО администрирования, которое управляет предоставлением этих объединенных ресурсов. Основными преимуществами такого подхода являются единая архитектура всего решения и возможность быстро внедрять готовую, сконфигурированную инфраструктуру для развертывания цифрового бизнеса у заказчиков.

Большинство интегрированных систем должны быть внедрены взамен существующей инфраструктуры и дать ощутимый выигрыш в гибкости и возможностях консолидации ИТ, а также в эффективности. Однако, при внедрении таких систем в рамках стратегии цифрового бизнеса, ИТ-подразделениям необходимо проанализировать, как будет соотноситься потенциальная экономия капитальных вложений с возможным увеличением текущих затрат, комментируют в Gartner.

 

Техника безопасности

 

«Лаборатория Касперского»: большинство компаний до сих пор считают, что DDoS-атаки обойдут их стороной

Каждая пятая компания в России случайным образом становилась жертвой DDoS-атак. В ходе опроса, проведенного «Лабораторией Касперского», 21% респондентов отметили, что их организация не являлась прямой целью DDoS-атаки, но все равно пострадала.

К сожалению, более трети компаний (34%) при этом до сих пор не используют никакой защиты от DDoS, поскольку считают, что не представляют интереса для злоумышленников.

Аналитики также отмечают увеличение риска столкновения с DDoS-атакой: в прошедшем году 42% российских компаний назвали причиной киберинцидента именно DDoS. В 2016 году этот показатель был в два раза ниже – 22%.

По мнению трети респондентов (31%), DDoS-атака проводится злоумышленниками, чтобы нарушить нормальную операционную деятельность компании. Около четверти опрошенных (23%) считают, что это происки конкурентов. А каждый пятый участник исследования (19%) уверен: DDoS используется, чтобы отвлечь внимание ИТ-служб от других атак, которые направлены на компанию в это же время.

В «Лаборатории Касперского» указывают: даже если организация не является изначальной целью киберпреступников, это отнюдь не означает, что угроза непременно обойдет ее стороной. Ни один бизнес сегодня не может быть уверен в кибербезопасности, если не принимает реальных мер для обеспечения собственной защиты.

 

Сотрудники – основная угроза безопасности данных в облаке

В 40% случаев организации обвиняют собственных ИТ-специалистов в инцидентах информационной безопасности. Помимо ИТ-служб, ответственность ложится на облачных провайдеров и корпоративных пользователей. Такие результаты показало исследование «2018 Netwrix Cloud SecurITy Report», посвященное вопросам безопасности облачной инфраструктуры.

Источник: Netwrix Cloud SecurITy Report, 2018

Наиболее частые проблемы безопасности облачных приложений остались неизменными с прошлого года: это риск несанкционированного доступа (69%) и вредоносные программы (50%). Но невозможность контролировать деятельность собственных сотрудников (39%) заменила на третьем месте DDoS-атаки.

45% компаний считают своих сотрудников самой серьезной угрозой безопасности данных. Несмотря на то что большинство атак, которым компании подвергались в течение года, были внешними, 39% организаций обвиняют своих ИТ-специалистов, 33% компаний обвиняют корпоративных пользователей и 33% – облачных провайдеров.

Большинство компаний по-прежнему не готовы противостоять инсайдерским угрозам, поскольку не имеют полного контроля за происходящим в инфраструктуре и не могут контролировать действия пользователей. Контроль за действиями бизнес-пользователей осуществляют 17% компаний. Контроль действий третьих лиц с санкционированным доступом – 12% компаний. Контроль за действиями поставщиков услуг – 9%.

42% организаций готовы расширить использование облачных технологий для своих нужд, 47% не готовы по одной или нескольким причинам. В 2016 году большинство компаний (86%) заявляли о неготовности миграции в облако. В 2017 году треть из них (31% респондентов) отметили, что планируют полностью перенести данные в облако в ближайшие пять лет.

Большинство опрошенных планируют начать использовать облака для хранения конфиденциальных данных: данных заказчиков (50%), данных сотрудников (45%) и коммерческой информации (37%).

Среди способов повышения безопасности данных в облаке отмечаются: обучение сотрудников (55% опрошенных), соблюдение строгих политик безопасности (53%), внедрение специализированных ИБ-решений (39%).

 

ИТого

Информационная безопасность в облаках

В последние несколько лет киберугрозы стали актуальны не только для кредитно-финансовых организаций и государственных учреждений, но и для предприятий других технологичных отраслей, таких как логистика, электронная коммерция, фармацевтика, FMCG, промышленность, медиа, сетевой бизнес и др., констатируют специалисты M1Cloud (Stack Group).

По оценке M1Cloud, примерно 80% компаний размещают свои защищенные ИТ-системы в ЦОДах провайдера, а 20% – доверяют облачным сервисам на базе виртуализированных сред. Рынок средств и услуг защиты информации растет быстрыми темпами, сопоставимыми с темпами роста рынка виртуализированной инфраструктуры, который составляет порядка 40% ежегодно.

Сегодня профессиональный сервис-провайдер, помимо физической безопасности, обеспечивает безопасность сетевого периметра, используя средства межсетевого экранирования, обеспечивает защиту среды виртуализации, разделение доступа на уровне операционных систем, антивирусную защиту, защиту с помощью специализированных алгоритмов от вторжений и атак через сеть, защиту от DDoS-атак и др.

В приоритете защита персональных данных

Основной объем запросов на ИТ-инфраструктуру в России связан с безопасностью персональных данных, так как в соответствии с Федеральным законом № 152 «О персональных данных» компании, являющиеся операторами персональных данных, обязаны организовать защиту в соответствии с требованиями нормативных документов ФСТЭК и ФСБ в части защиты информации, передаваемой по каналам связи, и шифровальных средств.

Крупный и средний бизнес все чаще передает функцию защиты персональных данных на аутсорсинг в соответствии с пунктом 3 статьи 6 «Условия обработки персональных данных» закона 152-ФЗ. При передаче обработки персональных данных провайдеру заказчик может требовать подтверждения того, что данные будут обрабатываться с определенной целью, в определенном объеме, в указанный срок, с использованием конкретного набора мер по защите.

Российские ИБ-продукты

В России доминирующее положение занимают технологические решения российских вендоров, построенные на отечественных программных продуктах и оборудовании, прошедших сертификацию в соответствии с установленными требованиями ФСБ по использованию средств шифрования данных и криптографической защиты, а также ФСТЭК в отношении функционала средств безопасности по защите конфиденциальной информации.

 

Cтрах, жадность, надежда – эмоции сотрудников, которые помогают хакерам

В ходе проектов по анализу защищенности корпоративной инфраструктуры специалисты Positive Technologies имитировали активность хакеров и отправляли сотрудникам компаний-заказчиков сообщения, содержащие вложенные файлы, ссылки на веб-ресурсы и формы для ввода паролей. Всего было отправлено 3332 письма, и 17% из этих сообщений в реальной жизни могли бы привести к компрометации компьютера сотрудника, а впоследствии – и всей корпоративной инфраструктуры.

Самым эффективным методом социальной инженерии оказались сообщения с фишинговой ссылкой: по ней перешли 27% получателей. Для повышения эффективности атаки в письме одновременно могут присутствовать и вредоносный файл, и ссылка на сайт с набором эксплойтов и формой для ввода пароля.

Сотрудники часто не просто открывают незнакомые файлы и кликают по подозрительным ссылкам, но и вступают в переписку со злоумышленниками. В 88% случаев это делают работники, не связанные с ИТ, – бухгалтеры, юристы, менеджеры и т. п. Каждый четвертый участник такой переписки оказался руководителем отдела. Впрочем, на удочку хакеров могут попадаться даже специалисты по безопасности: в ходе экспериментов 3% из них вступили в диалог.

Киберпреступники используют страх, жадность, надежду и другие эмоции для повышения эффективности своих атак. Поэтому в темах своих писем они используют фразы вроде «список сотрудников на увольнение» (спровоцировали 38% потенциально опасных действий), «выплаты премий за год» (25%) и т. п. При получении таких сообщений люди часто забывают об элементарных правилах безопасности.

Исследование процессов обеспечения информационной безопасности в российских компаниях показало, что 38% организаций вообще не проводят тренинги для сотрудников по вопросам безопасности, а 37% делают это формально, без какой-либо проверки эффективности.

 

Управление ИТ-персоналом

 

IDC: ключевые показатели эффективности работы ИТ-директора меняются

ИТ-директор уже не может претендовать на место в совете директоров просто в силу своей должности. Ему надо показывать свою квалификацию в бизнесе и предлагать пути повышения рыночной эффективности организации с помощью технологии, считают аналитики IDC.

Традиционные ключевые показатели эффективности работы ИТ-службы – время безотказной работы, среднее время реагирования на жалобы, устранение последствий аварий – сохраняют важность, но если работу ИТ-директора оценивать только по ним, то его роль в компании останется технической и тактической.

Если же ИТ-директор стремится участвовать в принятии стратегических решений на высшем уровне руководства, показатели должны быть другими. Они должны учитывать эффективность работы в социальных сетях, покрытие связью и вообще все процессы, в которых для выполнения функции бизнеса используются информационные технологии. В разных направлениях бизнеса применяются свои особые показатели эффективности, и их необходимо согласовать с показателями работы ИТ-службы.

Часть повседневных обязанностей ИТ -директор должен передать подчиненным, а освободившееся время потратить на работу с технологическими сообществами, изучение новых технологий и их влияния на работу компании с точки зрения бизнеса.

 

Российские топ-менеджеры не соответствуют современным требованиям

ИТогоОколо 60% российских работодателей считают, что руководящий состав их организации не соответствует современным требованиям, необходимым для успешной реализации бизнес-стратегии.

В кадровой компании «Юнити» связывают недовольство топ-менеджерами с масштабными изменениями в экономике и ее стремительной цифровизацией: нынешний руководящий состав просто не успевает приобрести необходимые навыки и компетенции. Опыт, адаптивность, выдержка и выносливость останутся базовыми умениями для любого лидера и в новых условиях. Но это только 80%. Еще 20% навыков, необходимых в эпоху цифровых технологий, – это гибкость в принятии решений (принципиально важное качество, так как цифровизация провоцирует постоянные изменения), способность к стратегическому планированию и управлению рисками, способность к раскрытию потенциала, считают рекрутеры.

Согласно ежегодному опросу руководителей крупнейших компаний мира, проведенному PwC, наиболее востребованные сегодня навыки, на которые обращают внимание рекрутеры при подборе руководящих сотрудников, – это способность решать проблемы, гибкость, умение договариваться, лидерские качества, креативность и новаторство.

В 2017 году появились вакансии управленцев в сфере производства с уровнем оплаты труда от 400 тыс. руб. и выше (в 2016 году потолком для директоров производственных компаний была зарплата в 300 тыс. руб.). При этом работодатели, помимо традиционных требований к претендентам на такие вакансии, стали уделять внимание их личностным характеристикам. Очевидно, что лидеры рынка ищут управленцев новой формации. Массовой тенденция пока не стала, но эксперты «Юнити» сходятся в одном: есть все шансы на то, что в ближайшее время таких вакансий станет в разы больше.

 

Общество и ИТ

 

Половина россиян может быть исключена из экономики

49% трудоспособных российских граждан могут быть исключены из активной хозяйственной деятельности из-за автоматизации производств, передает РБК вывод старшего сотрудника лаборатории исследований корпоративных стратегий и поведения фирм РАНХиГС Степана Земцова.

Эксперт пишет об угрозе невозможности адаптации населения к новым условиям и о формировании сектора экономики, в котором граждане не будут участвовать. Эту сферу он назвал «экономикой незнания». Речь идет не о безработице как следствии цифровизации, а о невозможности переобучения и создания рабочих мест в современной экономике.

 

ИТого

В России может появиться министерство виртуальной реальности

Цель ведомства будет состоять в поддержке, разработке и изучении отрасли виртуальной и дополненной реальности в России с использованием новых технологий для получения дополнительных доходов.

Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по образованию и науке Борис Чернышов направил правительству страны письмо с предложением создать в России министерство новых технологий и виртуальной реальности.

Парламентарий пояснил, что сегодняшние технологии виртуальной реальности можно успешно использовать в образовании, туризме, торговле, военной подготовке, медицине, психологии и спорте, сообщает RT.

Рынок технологий виртуальной реальности становится одним из самых перспективных на мировом рынке, отметил депутат. Создание отдельного министерства поможет России совершить прорыв и стать передовой страной в этой сфере.

Депутат уверен, что министерство поможет в цифровизации населения России, будет способствовать развитию экономики государства и укреплению благосостояния граждан.

 

 

 

Купить номер с этой статьей в PDF