Блокчейн – это не столько технология, сколько выражение потребности бизнеса в надежных и прозрачных процессах. Такое мнение высказал руководитель направления в департаменте корпоративной архитектуры Сбербанка Кирилл Ивкушкин. Именно эта потребность, копившаяся годами, диктует интерес к блокчейну со стороны самых различных компаний. Любопытно, что, несмотря на огромный интерес банков, на данный момент готовые решения в большинстве своем появляются в нефинансовых отраслях, обеспечивая прозрачность голосования, неизменность транзакций в системах, учет документов. И хотя у многих возникают вопросы как к функционалу существующих платформ, так и к их производительности, не говоря уже о том, что все они несовместимы между собой, компании все активнее приступают к экспериментам.

Согласно озвученным Ивкушкиным прогнозам, в 2017 году ожидаются первые промышленные внедрения блокчейна, причем они будут небанковскими. В 2018 году практическое применение блокчейна распространится на финансовые организации, а к 2019 году произойдет ключевое для рынка событие – смарт-контракты на базе блокчейна появятся в правоприменительной практике. И лишь в 2020 году начнется массовое использование блокчейна в бизнес-сегменте.

Стоит ли попробовать?

Выгодами для компаний, использующих блокчейн, являются позиционирование себя как технологического лидера и снижение затрат через автоматизацию взаимодействий. Есть ли смысл компаниям влезать в подобные проекты? Кирилл Ивкушкин, руководитель направления в департаменте корпоративной архитектуры Сбербанка, выделяет критерии, по которым можно судить об их целесообразности.

Во-первых, нужно несколько партнеров, готовых участвовать в экспериментах, поскольку эта технология для групп. Во-вторых, в данный момент готовые решения нацелены на то, чтобы осуществлять учет движения товаров и документов, и поддерживают не более 500 операций в день. Кроме того, компания должна иметь бюджет на исследования и быть готова самостоятельно поддерживать созданное решение. Если эти условия соблюдены, то есть смысл попробовать свои силы.

Аккредитивы «в цифре»

Блокчейн вызывает все больший интерес компаний как инструмент документального сопровождения различных операций. Максим Азрильян, главный технический архитектор «Альфа-Лаборатории», считает, что в первую очередь эта технология «выстрелит» в тех областях, где сейчас имеются долгие и сложные бизнес-процессы из-за бумажного документооборота – при оформлении ипотеки, покупке автомобиля, а также в случаях поставок сложной и дорогой техники, когда участвуют несколько перевозчиков, банков и страховых компаний. Такие сложные конструкции будут упрощаться, а взаимодействие участников – ускоряться.

Вторая важная сфера применения блокчейна – та, где изначально существует недоверие между участниками: например, взаимодействие компаний с фрилансерами, отношения между физическими лицами. Обязательства, попавшие в блокчейн, невозможно отменить, и качество сервиса во многих отраслях существенно поменяется.

Аккредитив – типичный пример банковского инструмента, связанного с проблемой недоверия. Классическая история: если на производство товара требуются время и деньги, то производитель хочет получить предоплату, а покупатель не спешит платить за еще не выполненную работу. Обе стороны хотят заключить сделку, но при этом недостаточно доверяют друг другу. В такой ситуации банк, выступая гарантом того, что сделка состоится, берет с покупателя платеж в свою пользу и ждет, когда со стороны продавца поступят документы о выполнении работ. Существующий механизм предполагает наличие бумажных копий и пересылку документов между участниками, а это...

Это не вся статья. Полная версия доступна только подписчикам журнала. Пожалуйста, авторизуйтесь либо оформите подписку.
Купить номер с этой статьей в PDF