Компании, оказывающие услуги в области лабораторной и другой медицинской диагностики, работают на стыке медицины и информационных технологий. Основной продукт, который приобретают их клиенты, – это информация, поэтому предприятиям, вставшим на путь цифровой трансформации, полезно познакомиться с подходом, которого придерживаются при работе с инновациями в таких компаниях. Одна из компаний, к опыту которой имеет смысл присмотреться, – сеть лабораторий «Инвитро».

Развивая свой основной бизнес, «Инвитро» регулярно пробует и что-то новое, а также инвестирует в технологические стартапы. Компании удается охватить очень широкий диапазон видов деятельности: от стандартных анализов крови до технологий трехмерной биопечати в космосе. При этом руководство компании придерживается нескольких важных принципов: ставит во главу угла управление качеством, постоянно собирая и анализируя информацию об ошибках; регулярно корректирует бизнес-процессы и свою стратегию по результатам этой работы; ведет мониторинг перспективных технологий в интересных для бизнеса нишах, выбирая удачный момент для инвестиций и начала коммерциализации своих разработок; старается соблюдать баланс между инновациями и эффективностью. Об этом Сергей Амбросов, генеральный директор «Инвитро», рассказал на завершающей встрече по проекту «Открытые двери в корпорациях», который РВК вела совместно с Клубом директоров по науке и инновациям. Следование этим принципам наверняка поможет и другим компаниям, желающим стать «цифровыми».

1. Внимание качеству: постоянно работайте над ошибками

Конкурентных преимуществ компания «Инвитро» добилась во многом благодаря технологиям управления качеством. И государственные, и частные структуры, занимающиеся лабораторной диагностикой, оснащены приблизительно одним и тем же оборудованием, но это не означает, что все они обеспечивают одинаковый уровень качества.

Гендиректор «Инвитро» Сергей Амбросов:
«Примерно треть времени мы занимаемся выработкой стратегии и “поиском себя” в будущем»

Ни одна лаборатория в мире не работает без ошибок, отличия заключаются в уровне ошибок, который в компании считается допустимым. Как рассказал Амбросов, при поиске отраслевого стандарта ему встречались показатели, допускающие до 10% неправильно выданных результатов, но его такой подход не устроил. Чтобы объективизировать свои представления о качестве и перевести их в конкретные количественные показатели, компания прошла верификацию по программе Westgard, получив экспертное сравнение своих процессов с лучшими мировыми практиками.

В управлении качеством компания ориентируется на методику «шести сигм», которая применяется во многих производственных процессах. Главный источник ошибок – медицинский офис, от 46 до 68% ошибок совершаются на преаналитическом этапе – до попадания образца в лабораторию, где царят автоматические анализаторы. Поэтому основные усилия компании сосредоточены прежде всего на стандартах, регламентирующих действия администраторов и медсестер при подготовке пациентов к забору биоматериала, и на автоматизации процессов с целью минимизировать человеческий фактор. Персонал ежегодно тестируют на знание процедур и продуктов. Качество процессов и уровень сервиса контролируются с помощью систем видеонаблюдения. Выделенная группа контроля качества и «тайные покупатели» проводят как плановые, так и внеплановые проверки. Кроме того, компания изучает «обратную связь» от клиентов, постоянно собирая и обрабатывая отзывы из разных источников, включая соцсети, и вносит коррективы в свои процессы по результатам анализа этих данных.

«Мы не боимся признавать, что у нас есть ошибки. Управление качеством, постоянная работа над ошибками – это часть нашей нашей корпоративной культуры», – подчеркнул Амбросов.

Задачу «Инвитро» решали на хакатоне

Прошедший в конце февраля в Москве хакатон по цифровой медицине объединил ИТ-специалистов различных специальных и прикладных направлений для решения медицинских задач – от базовых до узкоспециальных.

48-часовой марафон MedHack был организован командой образовательного проекта I Do Research в партнерстве с компанией «Инвитро». Проблематику, которая легла в основу кейсов MedHack, задали врачи, пациенты и представители компаний, работающих в отрасли здравоохранения.

Одним из заданий для команд-участников стало предложение «Инвитро»: разработка сервиса, еще не представленного на рынке и способного решить хотя бы одну из существующих проблем пациентов с диабетом. Команда разработчиков, которая занималась этим кейсом, заняла в состязании первое место.

В преддверии хакатона на базе Первого МГМУ им И. М. Сеченова прошел образовательный интенсив Med IT, где специалисты в области цифрового здравоохранения читали лекции о роли ИТ-инструментов в современном здравоохранении и применении новых технологий на практике. В числе наиболее перспективных направлений digital health эксперты называют нейросетевые алгоритмы, виртуальную реальность и телемедицинские технологии.

2 . Корректируйте стратегию

Инновации рождаются как от задач, так и от идей, но лучше всего компании удается применять различные новшества для решения внутренних бизнес-задач. «Когда мы планируем развитие, то часто приходим к выводу, что мы логистическая компания, логистика – часть нашей бизнес-модели и занимает значительное место в структуре издержек», – отметил Амбросов. Соответственно, логистика является важным полем для инноваций, в том числе с точки зрения качества услуг. К примеру, при транспортировке биоматериала в компании используют миниатюрные устройства cобственной разработки для контроля температурного режима.

В «Инвитро» не делают секрета из неудач, которые неизбежны для инновационного бизнеса. Например, провальными оказались попытки разработать собственную лабораторную информационную систему, вывести на рынок логистическую услугу по перевозке биоматериалов сразу в нескольких температурных режимах, создать собственный корпоративный венчурный фонд. Не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает, главное – выводы, к которым приходит менеджмент, анализируя причины неудач и внося коррективы в стратегию развития бизнеса.

«Примерно треть времени мы занимаемся выработкой стратегии и “поиском себя” в будущем», – говорит Амбросов. По его словам, сегодня компания делает первые шаги в зону врачебной деятельности, уходя из узкой сферы лабораторной диагностики и делая акцент на ИТ-решениях.

На информационные технологии в «Инвитро» уходит примерно 4% валовой выручки. В группе есть cобственная ИТ-компания со штатом 80 человек, услуги которой можно было бы продавать на сторону. Однако в настоящее время ИТ-команда полностью загружена текущими задачами, так что предлагать ее услуги сторонним организациям «Инвитро» не готова, учитывая к тому же борьбу за ИТ-специалистов на рынке труда.

Правила жизни бизнеса на информации

3. Соблюдайте баланс между эффективностью и инновациями

Сегодня в круг интересов «Инвитро» входят электронное и мобильное здравоохранение, медицинские информационные системы, технологии для образования и логистики, новые методы диагностики и регенеративная медицина.

Оценивая инновации, «Инвитро» выступает одновременно в роли производителя, предпринимателя и инвестора. «У нас постоянно стоит проблема баланса между инновациями и эффективностью, – говорит Дмитрий Фадин, член комитета по стратегии группы компаний “Инвитро”. – C точки зрения эффективности инновациями лучше не заниматься вообще, но тогда повышается риск “стать лидером на рынке пейджинговой связи”». Самая значительная инновация в компании произошла, по его словам, много лет назад, когда лаборатория открыла двери для частных клиентов и вышла на розничный рынок. В США и Европе подобная бизнес-модель начала распространяться только сейчас.

Поскольку инновации – важнейшее направление деятельности «Инвитро», в компании регулярно ведут мониторинг публикаций, которые могут быть полезны для оценки зрелости новых технологий в здравоохранении, молекулярной биологии, в цифровой и персонализированной медицине.

В числе наиболее перспективных технологических тенденций, которые в «Инвитро» отслеживают, готовясь с ними работать, – диагностика на дому и развитие беспилотных летательных аппаратов. Для домашней диагностики, доля которой на мировом рынке достигла уже 25%, в России пока нет зарегистрированных устройств, выдающих результаты с достаточной степенью аналитической достоверности, да и стоимость таких исследований получается в разы выше централизованных. Поэтому в настоящее время используется в основном комбинированный вариант: забор биообразцов на дому и их анализ в лаборатории. Главная ценность в этом бизнесе заключается не в приборах, а во врачах, валидирующих результаты, говорят представители компании.

Что касается использования беспилотников, то в «Инвитро» протестировали доставку биоматериала в лабораторию с помощью дрона, получив все необходимые разрешения на его полет, но в повседневную практику такая доставка пока не вошла.

Правила жизни бизнеса на информации

4. Выбирайте нужный момент для инноваций

В инновационной деятельности очень важно верно выбрать не только направление, но и тот момент, когда бизнесу стоит принимать «на борт» инновации. Самая инновационная компания группы «Инвитро» – 3D Bioprinting Solutions, она появилась в 2010 году, еще до того как аналитики Gartner сочли трехмерную биопечать достойной внимания и отметили ее на графике перспективных технологий. «Надо придумать технологию за год до того, как она появится на кривой Gartner», – говорит Фадин.

3D Bioprinting Solutions известна тем, что впервые в мире провела трансплантацию напечатанного на своем биопринтере конструкта щитовидной железы мыши, то есть создала работающий орган. Чтобы этого добиться, небольшая компания выстроила сеть партнеров по всему миру, а это было не так уж просто.

Управляющий партнер 3D Bioprinting Solutions Юсеф Хесуани:
«Технологии, разработанные для ИТ, успешно применяются в биотехе, и мы ими довольны»

«Проблема российских инновационных компаний в том, что им не очень верят», – заметил Юсеф Хесуани, управляющий партнер 3D Bioprinting Solutions. По его словам, чтобы повысить степень доверия, у технологического стартапа должно быть три составляющих: технологическая платформа, международные патенты и научные публикации.

«Да, конструкт был напечатан в России, но, чтобы проверить его функциональность, построить математическую модель и освоить технологию получения клеточного материала, нам понадобились партнеры по всему миру, – говорит Хесуани. – И именно отношениями с ними мы гордимся больше всего, это позволяет нам обогащать опыт друг друга и вместе двигать научные разработки».

В 2016 году компания подписала соглашение о сотрудничестве с Объединенной ракетно-космической корпорацией, входящей в госкорпорацию «Роскосмос», для проверки в условиях невесомости технологий трехмерной биопечати, которые сейчас находятся в разработке. В компании работают над технологиями управления соединением клеток с помощью магнитных и парамагнитных волн. Как пояснил Хесуани, при этом идет не послойная печать, а формирование сфероидов наподобие «снежка» по технологии, подсмотренной у природы: похожим образом формируются эмбрионы и опухоли.

Биопринтер для магнитной биофабрикации тканей и органных конструктов на МКС намечено создать к 2018 году. Такой принтер позволит печатать на МКС тканевые и органные конструкты для биомониторинга воздействия космической радиации в условиях длительного пребывания в космосе и для разработки профилактических контрмер.

В перспективе технология магнитной 3D-биопечати может быть использована для коррекции повреждений тканей и органов космонавтов при длительных космических полетах, а на Земле – для более быстрого создания человеческих тканей и органов.

Сейчас в 3D Bioprinting Solutions ищут баланс между экономической и научной составляющими своей деятельности. В компании всего 16 сотрудников, которые ведут 11 очень разных проектов, в том числе применяя agile-методику Scrum. «Методологии, опробованные в ИТ, успешно применяются в биотехе, и мы ими довольны», – сообщил Хесуани.

Коммерциализация разработок идет по двум направлениям – продажа биопринтеров, которые приобретают в первую очередь в университетские лаборатории, и создание органных конструктов для испытаний лекарственных препаратов в фармакологических компаниях, в том числе для персонализированной медицины. В некоторых случаях биопринтеры интереснее обменивать не на деньги, а на знания, получаемые в результате совместных проектов, заметил Хесуани. Что касается второго направления, то уже в 2017 году «Инвитро» будет участвовать в создании персонализированных противоопухолевых препаратов с помощью органных конструктов, сделанных из клеток пациента.

Купить номер с этой статьей в PDF