ИТ-рынок

Искусственный интеллект умнеет, но пока не заменит человека

Искусственный интеллект будет способствовать развитию отношений с потребителями, совершенствованию кадровой работы, превращению продуктов в сервисы и даже смене бизнес-модели многих бизнесов. Тем не менее аналитики уверены, что никакой искусственный интеллект в ближайшие 20-40 лет не сравнится с человеком.

Как отмечают в J’son & Partners, для России первоочередными сферами применения ИИ станут транспорт и финансовая сфера, промышленность и телекоммуникации. В более отдаленной перспективе будут вовлечены практически все сферы, включая государственное управление и систему международного обмена товарами и услугами. Пока же при реализации проектов в сфере ИИ или связанных с ним инициатив аналитики рекомендуют ориентироваться в первую очередь на тестирование технологии, накапливая экспертизу.

Искусственный интеллект стал ключевым технологическим трендом 2016 года, и объем глобальных инвестиций в него сейчас превышает 500 млн долл. По прогнозам Markets and Markets, к 2020 году рынок ИИ вырастет до 5 млрд долл., такой прирост даст применение технологий машинного обучения и распознавания естественного языка в рекламе, розничной торговле, финансах и здравоохранении. В Gartner полагают, что к 2020 году примерно 40% всех взаимодействий с виртуальными помощниками будет опираться на данные, обработанные нейронными сетями.

ИТого

Аналитическая компания Tractica подразделяет рынок ИИ на 27 секторов. Эксперты предполагают, что такие направления, как распознавание образов, алгоритмическая биржевая торговля и управление данными пациентов в здравоохранении, имеют колоссальный потенциал масштабирования, тогда как другие направления пока остаются нишевыми. Динамика ИИ, на их взгляд, будет основываться на шести фундаментальных технологиях: машинном обучении, глубинном обучении, компьютерном зрении, обработке естественного языка, машинной аргументации, а также «сильном» ИИ, когда подразумевается, что компьютер не просто оперирует информацией, а в той или иной степени понимает ее смысл.

Основное финансовое развитие рынка ИИ будет происходить преимущественно в Северной Америке, поскольку и сейчас в этом регионе динамично развиваются продвинутые технологии, производственные процессы, инфраструктура, растет располагаемый доход и т. д. Ключевым фактором, поддерживающим рост рынка ИИ в этом регионе, станет широкая адаптация технологий ИИ не только в промышленности, рекламе и здравоохранении, но также в транспорте и автопроме.

 

IDC впервые оценила рынок услуг безопасности

В 2016 году объем российского рынка услуг по исследованию киберугроз составил 14,2 млн долл., на 23% превысив показатель 2015 года. Согласно оценкам аналитиков, лидером рынка стала компания Group-IB. Кроме нее, в тройку ведущих поставщиков вошли компании Positive Technologies и «Лаборатория Касперского». На эти три компании пришлось более 70% общего объема рынка.

Услуги по исследованию киберугроз – один из наиболее сложных сегментов всего рынка информационной безопасности. Нет никаких сомнений в том, что угроз и атак в будущем станет больше, поэтому такие услуги будут крайне востребованы. IDC ожидает, что российский рынок услуг по исследованию киберугроз в ближайшие пять лет будет стабильно расти.

 

Компании нарушают допустимые сроки расследования инцидентов

В 75% компаний установлены строгие сроки для изучения инцидентов безопасности и подготовки доклада о них. Тем не менее, по данным исследования, проведенного Balabit, 44% компаний нарушили по меньшей мере один из сроков за последний год, а 7% признались, что это привело к серьезным последствиям.

Главной причиной, из-за которой компании не могут своевременно расследовать ИБ-инциденты, становится непонимание информации о системных событиях в собственной ИТ-инфраструктуре. ИТ-специалистам трудно работать с неструктурированными данными, им нужны инструменты, способные превратить эти данные в ценную информацию.

ИТого

Как выяснилось, только 30% компаний не обязаны докладывать об инцидентах ИБ и кибератаках внешним органам. И хотя для остальных 70% опрошенных это требование обязательно, лишь четверть респондентов отметили, что действительно соблюдают его. Результаты опроса показывают: компании подвергаются большому давлению со стороны регуляторных органов. Они пытаются подготовиться к новым правилам, которые предписывают сообщать об утечках информации в течение 72 часов после инцидента.

Каковы «болевые точки» расследования инцидентов? Рейтинг показал, что менее всего респонденты удовлетворены такими возможностями, как перевод данных в доступный для понимания формат, мониторинг и анализ действий пользователей, а также наличие «единой отправной точки для исследования», включающей всю необходимую информацию. Кроме того, компании заинтересованы в обзоре отклонений от нормы действий конкретного пользователя и глубоком изучении необычных инцидентов.

ИТого

Бизнес и технологии

Цифровая трансформация – самая сложная задача ретейлеров

 

По данным исследования, проведенного Fujitsu, из 250 ретейлеров, принявших участие в опросе, 40% европейских респондентов полагают, что к 2021 году их компании уже не будут существовать в нынешнем виде. Но только одна треть руководителей компаний розничной торговли озабочена будущим своих компаний в связи с внедрением цифровых технологий.

Европейские ретейлеры уверены в том, что их компании смогут без последствий «пережить» цифровую трансформацию.

Почти три четверти респондентов заявили о своей уверенности в том, что цифровая трансформация может принести им значительные преимущества.

Все респонденты считают, что цифровые технологии уже оказывают воздействие на их компании, и подтвердили необходимость трансформировать бизнес. Более половины уже изменили свою бизнес-стратегию.

Но цифровая трансформация создает и ряд проблем для ретейла. Почти три четверти опрошенных считают, что их компаниям необходимо более оперативно брать на вооружение инновации для сохранения конкурентоспособности. Основными факторами, сдерживающими развитие, они назвали устаревающие технологии и инфраструктуру, недостаток необходимых профессиональных навыков и знаний и избыточную сложность задач. 35% озабочены общим высоким уровнем использования цифровых технологий. 56% придерживаются мнения о том, что цифровая трансформация представляет собой самую сложную на сегодня задачу.

 

Вместо людей или вместе с людьми: кому угрожает искусственный интеллект?

 

Несмотря на то что новые технологии пока будут играть по большей части вспомогательную роль, многие специалисты беспокоятся о своем будущем. Они считают, что роботы отнимут у них работу.

Лишь 4% специалистов, опрошенных SelectHub, полагают: искусственный интеллект направлен исключительно в помощь им и ничем не угрожает, а наоборот – делает работу проще. 48% сотрудников, напротив, разделяют идею, что эти прорывные технологии обернутся массовыми увольнениями, причем 38% отметили, что это может коснуться их лично.

Кто же больше всего опасается конкуренции со стороны роботов и прочих умных систем? Как выяснилось, это сотрудники издательств, предприятий торговли и строительных организаций. Больше всего оптимистов среди агентов недвижимости, госслужащих и ИТ-специалистов. Они полагают, что на самом деле новые технологии будут не только помогать в работе, но и способствовать появлению новых рабочих мест.

Эксперты SelectHub не столь оптимистичны. Например, в сфере недвижимости наблюдается меньше всего обеспокоенных перспективой массовых увольнений – всего 22%. Однако исследования показывают, что искусственный интеллект вполне может заменить даже агентов по недвижимости или брокеров. Более того, может быть автоматизирован сам процесс поиска квартир или домов. Выбрав и введя в систему несколько ключевых параметров, заказчик может мгновенно получить сотни предложений, отвечающих его требованиям.

В целом обеспокоенность сотрудников вполне понятна. В сентябре Forrester опубликовал исследование, согласно которому в течение пяти лет почти 6% рабочих мест в США будет вытеснено системами искусственного интеллекта. В январе одна из японских страховых компаний анонсировала увольнение 34 своих сотрудников. Напомним, подобные планы относительно юристов, заполняющих типовые договоры, вынашивает и Сбербанк.

Однако будущее не столь печально. Некоторые ученые, например Том Диттрих из университета Орегона, полагают, что умные системы пока все-таки начнут как учителя, они будут в качестве весьма эффективных цифровых помощников обучать персонал. Работая совместно с машинами, люди могут стать суперлюдьми.

 

Принимая бизнес-решения, компании руководствуются скорее интуицией, чем данными

Данные играют все более важную роль в жизни организаций, но по-прежнему не вызывают у них особого доверия. Как показало исследование, проведенное Experian, менее 50% компаний полностью доверяют тем данным, на которые они опираются при принятии важных бизнес-решений.

Усилия компаний по встраиванию аналитических систем в процессы принятия решений не прошли даром: данные действительно лежат в основе ключевых деловых инициатив. Но при этом точность используемой информации оставляет желать лучшего.

84% организаций в обязательном порядке опираются на данные при формировании бизнес-стратегии. Но при этом компании не вполне доверяют своим данным. В среднем, по мнению организаций, неточными являются 27% их данных, а топ-менеджеры полагают, что в реальности этот процент еще больше.

Руководство 52% компаний при принятии решений в неменьшей степени руководствуется эмпирической оценкой или интуицией. Хотя начинают предприниматься решительные шаги для улучшения ситуации, но мешают изолированность департаментов и разрозненность источников данных. Одной из причин такой разобщенности является трудность экономического обоснования инвестиций в повышение качества данных в масштабе предприятия.

Многие компании страдают от несогласованных практик управления данными, унаследованных от прошлого. 82% организаций используют неоптимальные методы. У многих компаний в штате не предусмотрены специалисты по данным, а программы по обеспечению качества данных пробуксовывают из-за несогласованной работы департаментов.

Значительная трудность состоит в том, что многие функционирующие внутри компаний стратегии управления данными ограничены рамками какого-то одного отдела или департамента либо относятся к компетенции исключительно ИТ-специалистов. Однако сейчас задачи, для которых необходимо использовать данные, перемещаются из сегмента ИТ в бизнес. 70% организаций в разных странах мира убеждены в том, что ответственность за обеспечение качества данных в конечном итоге должна возлагаться на бизнес-специалистов, помощь же со стороны ИТ должна быть эпизодической.

 

На смену цифровой революции и трансформации идет эпоха «цифровой слаженности»

В Juniper Networks по результатам проведенного опроса опубликовали доклад, посвященный эпохе «цифровой слаженности» (Digital Cohesion), которая, как объясняют в компании, идет на смену эре цифровой революции (Disruption) и трансформации (Transformation).

По мнению аналитиков, новый период будет характеризоваться «корпоративными и потребительскими приложениями и мегасервисами, автоматически адаптирующимися в соответствии с потребностями и поведением пользователей».

Эпоха Digital Cohesion отличается более естественными пользовательскими интерфейсами, не требующими обучения, и автономными сервисами, предугадывающими желания. Например, «будущий» сервис Uber сам определит, что пользователю нужно такси, и пришлет автомобиль, не ожидая вызова через приложение. Кроме того, для эпохи будут характерны открытые интерфейсы программирования и высокая степень доверия к системам безопасности.

Как полагают в Juniper, большинство компаний – уже на пути к цифровой слаженности благодаря внедрению средств интеграции и автоматизации ИТ-инфраструктуры. По мнению опрошенных экспертов, риски в эпоху цифровой слаженности будут связаны прежде всего с безопасностью, соблюдением нормативных требований, ростом затрат на технологии и страхом потерять работу.

ИТого

Техника безопасности

Кто ответит за кибербезопасность?

Руководители ИТ и бизнеса перекладывают друг на друга ответственность за кибербезопасность. Более того, они существенно расходятся в оценках рисков: ИТ-менеджеры считают, что кибератаки в среднем обходятся вдвое дороже.

Как показало исследование, проведенное аналитической компанией Opinium, ИТ- и бизнес-руководители радикально не согласны друг с другом в вопросах, касающихся ответственности за произошедшие киберинциденты. Опрос двух групп – 221 бизнес-руководителя и 984 ИТ-руководителей – показал их существенно различающиеся взгляды.

Как констатируют аналитики, в целом выявилось интересное несоответствие взглядов между ИТ и бизнесом. Каждая группа по-своему воспринимает природу кибератак и путь их превращения в технологические и бизнес-риски. Однако, чтобы выстроить надежную систему защиты, им следует найти взаимопонимание. Например, можно рекомендовать больше внимания уделять просветительской работе, информируя топ-менеджмент о киберугрозах. Да и самим руководителям стоит занять более активную позицию. Кибербезопасность становится одной из важнейших управленческих проблем как для государственных, так и для коммерческих компаний. Она перестала быть заботой ИТ и должна обсуждаться на уровне совета директоров.

 

RTM: атаки через «1С:Предприятие»

 

ESET опубликовала отчет о деятельности кибергруппы RTM, атакующей российские организации. Для кражи средств у компаний хакеры подменяют реквизиты исходящих платежей в транспортных файлах «1С».

Группировка RTM использует специально разработанные программы, написанные на Delphi. Система телеметрии ESET LiveGrid зафиксировала первые следы этих вредоносных инструментов в конце 2015 года. Функционал RTM включает перехват нажатия клавиш, чтение смарт-карт, загрузку в зараженную систему новых модулей, мониторинг процессов, связанных с банковской деятельностью.

В фокусе атакующих – бухгалтерские системы, взаимодействующие с решениями дистанционного банковского обслуживания. Вредоносные программы распространяются преимущественно через взломанные сайты и спам. Эти инструменты удобны для таргетированных атак, поскольку в первом случае атакующие могут выбирать площадки, посещаемые потенциальными жертвами, а во втором – отправлять письма с вредоносными вложениями напрямую нужным сотрудникам компаний.

Вредоносы RTM отслеживают появление в зараженной системе транспортного файла 1c_to_kl.txt. Его формирует программа «1С: Предприятие 8» для передачи платежного поручения из бухгалтерской системы в систему ДБО. Текстовый файл содержит детали исходящих платежей. Подменив реквизиты получателя, хакеры могут перевести средства компании на свои счета.

 

Управление ИТ

ИТ входят в пятерку наиболее проблематичных для рекрутинга направлений

Специалисты кадрового агентства «Юнити» проанализировали пул заказов на самые востребованные вакансии за год. В пятерку ключевых направлений вошли стратегия, маркетинг, ИТ, юридическая поддержка и привлечение капитала.

На основании данных о запросах работодателей определили пять приоритетных задач, стоящих перед бизнесом. Под каждую компанию привлекали дополнительные ресурсы и искали высококвалифицированных исполнителей.

Компаниям нужно не только отвечать требованиям времени в сфере ИТ, но и генерировать современные ИТ-решения для бизнеса. Укрепился тренд высокого спроса на ИТ-специалистов: по данным HeadHunter, в январе ИТ стали вторыми по числу вакансий после продаж – 16%. На долю дорогостоящих заявок приходится от 5 до 20%, в зависимости от сферы деятельности работодателя. Как и несколько лет назад, высок спрос на специалистов, владеющих Java, Swift, Objective-C, на профессионалов в Big Data, UI- и UX-экспертов.

Количество ИТ-вакансий стремительно обгоняет число кандидатов, рынок перегревается, и нетрудоустроенных квалифицированных специалистов практически нет. На «топовые» позиции работодатели не могут подобрать кандидата полгода-год. Даже высокая зарплата не гарантирует быстрого результата.

ИТого

Купить номер с этой статьей в PDF