Негосударственным пенсионным фондам − НПФ, которым сегодня уделяется повышенное внимание в силу социальной направленности их деятельности, приходится балансировать между требованиями законодательства, регулятора и ожиданиями клиентов. Как сочетать в своей работе классическую надежность и инновационную привлекательность сервисов, рассказал технический директор АО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» Максим Аверин.

 

Негосударственные пенсионные фонды − социально значимые финансовые институты, их деятельность жестко регламентирована и контролируется Банком России. Продолжающаяся пенсионная реформа и изменения в регулировании пенсионной сферы очень сказываются на их работе. Какие вызовы стоят перед негосударственными пенсионными фондами на сегодняшний день?

Перед негосударственными пенсионными фондами стоят две глобальные задачи. Первая − обеспечивать нынешним и будущим пенсионерам достойный пенсионный капитал путем эффективного размещения средств в различные финансовые инструменты. При этом необходимо не только соблюдать свои обязательства по выплате пенсий, но и гарантировать качественный и доступный сервис на весь период обслуживания клиента фондом. Вторая, но не менее важная задача − быть источником «длинных» денег для экономики страны.

Действительно, в последнее время наша отрасль находится под пристальным контролем Банка России, что, безусловно, способствует большей прозрачности в работе и надежности для наших клиентов. Однако НПФ все же сильно отличаются от банков, и поэтому применение к нам полной аналогии регулирования как в банковском секторе невозможно.

Тем не менее «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» по ряду проектов регулятора выступает первопроходцем и активно участвует в различных пилотах, в качестве примера могу привести стресс-тесты и сдачу отчетности в цифровом формате XBRL (eXtensible Business Reporting Language − расширяемый язык деловой отчетности).

Необходимость создания единого администратора пенсионных счетов в рамках реформы индивидуального пенсионного капитала вызывает сомнение у многих экспертов. Для этого уже есть другие, более продвинутые технологии – например, блокчейн. И мы активно выступаем именно за его использование.

Вопросы и проблемы, связанные с реформой, конечно же, есть. Многие из происходящих изменений и необходимость соответствовать новым вводимым требованиям ведут к росту затрат. Крупным фондам справиться с такой нагрузкой под силу, а вот для малых она может стать критичной. Также многие параметры новой пенсионной реформы по введению системы индивидуального пенсионного капитала (ИПК) до конца не определены. Так, необходимость создания единого администратора пенсионных счетов в рамках ИПК вызывает сомнение у многих экспертов. Для этого уже есть другие, более продвинутые технологии − например, блокчейн. И мы активно выступаем за использование именно блокчейна для администрирования системы ИПК.

Что касается отрасли в целом и роли ИТ-блока, то здесь уже в течение нескольких лет мы можем наблюдать объединение крупных НПФ, которое неизбежно выливается в объединение используемых ИТ-платформ для оптимизации и приведения к единому виду бизнес-процессов и повышения эффективности используемых ресурсов.

 

Какие изменения в работе компании предполагает происходящая цифровизация бизнеса и общества? Они связаны в первую очередь с ожиданиями клиентов или с чем-то еще?

Главное, что следует отметить: переход в онлайн неизбежен. Сегодня, делая выбор в пользу той или иной компании, клиенты смотрят прежде всего на наличие онлайн-сервисов. Согласитесь, все мы очень ценим свое время и, обращаясь за различными услугами, хотим удобства и комфорта. А значит, залог конкурентоспособности финансовых компаний, и в том числе НПФ, − развивать...

Это не вся статья. Полная версия доступна только подписчикам журнала. Пожалуйста, авторизуйтесь либо оформите подписку.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF