Попросите десять ИТ-директоров дать определение цифровой трансформации, и вы, скорее всего, получите десять разных ответов. Сформулировать точное определение цифровой трансформации не так-то просто. Безусловно, она предполагает переосмысление использования организацией технологий в поисках новых источников дохода или новых бизнес-моделей. И требует взаимодействия разных подразделений в части сопряжения бизнес-ориентированной философии с моделями быстрой разработки приложений. Однако часто за цифровой трансформацией скрывается цифровая оптимизация – новые инициативы, направленные на совершенствование уже существующих сервисов. В конечном итоге многие из тех, кто испытывает трудности с определением цифровой трансформации, прибегают к старой поговорке: «Увидев, узнаю».

Главный научный сотрудник MIT Sloan Initiative on the Digital Economy Джордж Вестерман как раз один из тех, кто распознает цифровую трансформацию по ее «внешнему виду». «Цифровая трансформация имеет место, когда компании используют технологии, чтобы кардинально изменить эффективность или достижения предприятия, – пояснил он. – Ее движущими силами становятся разрушение устоев новичками рынка и инновации, с помощью которых конкуренты рассчитывают привлечь новых клиентов».

Ожидания клиентов существенно превосходят то, что вы реально можете сделать. Границы между офисом и работой, между клиентом и поставщиком сегодня размываются. Все это приводит к фундаментальному переосмыслению роли технологий в организациях.

При таком широком определении ИТ-директора могут утверждать, что частью цифровой трансформации является практически все что угодно, начиная от корпоративных мобильных приложений, повышающих производительность труда сотрудников, и заканчивая инструментами, ориентированными на клиентов, – чат-ботами или сайтами электронной коммерции. Но большинство ИТ-директоров занимаются подобными проектами на протяжении уже очень многих лет. Не следует ли из этого, что цифровая трансформация по сути – это современная версия ИТ?

Да, но с некоторыми оговорками. Когда-то было так, что ИТ-руководители вели одновременно один-два крупных автономных проекта. Сегодня облачные и мобильные технологии помогли им освободиться от ЦОДов и настольных компьютеров. Снижающаяся стоимость вычислительных ресурсов и средств хранения в совокупности с ростом пропускной способности каналов связи способствует подъему социальных сетей, аналитических инструментов, искусственного интеллекта и технологий Интернета вещей. Современного ИТ-директора редко беспокоят технологические ограничения, он озабочен скорее раздумьями по поводу того, что следует исключить из своего обширного меню.

Сопряжение бизнес-ориентированных философий, таких как дизайнерское мышление или ориентированный на человека дизайн, с моделями быстрой разработки приложений, относящимися к сфере гибкого проектирования или DevOps, помогает ИТ-директорам во взаимодействии с директорами по маркетингу, менеджерами по продуктам и другими функциональными лидерами выстраивать цифровые сервисы, направленные на привлечение новых клиентов.

Возьмем, к примеру, растущий интерес к технологиям виртуальных помощников. Наибольшую популярность сейчас получили чат-боты. Используя средства обработки естественного языка и другие функции искусственного интеллекта, модель чат-бота, управляющая запросами на обслуживание клиентов, сегодня доступна в мобильных приложениях и срабатывает, когда датчики смартфона распознают, что его владелец приближается к своему любимому магазину. На серверной стороне мощные аналитические средства выдают рекомендации, доставляемые с помощью чат-бота. Комбинированные инновации, ориентированное на человека программное обеспечение (выступающее в роли посредника для бренда) воздействуют на людей, заманивая их в магазин. Многогранные технологические инструменты открывают...

Это не вся статья. Полная версия доступна только подписчикам журнала. Пожалуйста, авторизуйтесь либо оформите подписку.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF