Управление ИТ-активами перестало быть тактической деятельностью менеджеров среднего звена. Как показали результаты недавнего исследования Gartner, почти 80% компаний заявляют об участии в этом процессе руководителей высшего звена. Более того, 27% лиц, непосредственно ответственных за управление ИТ-активами, сами являются руководителями высшего звена.

Например, есть организации, где управление активами ПО (Software Asset Management, SAM) осуществляют лично генеральные или финансовые директора, и они считают SAM важным условием повышения прозрачности бизнеса и тем инструментом, который помогает им понимать и контролировать расходы на ИТ.

К основным причинам, побуждающим инвестировать в SAM, традиционно относились потребность в оптимизации ИТ-процессов, повышение соответствия стратегии развития ПО бизнес-инициативам и необходимость выполнять лицензионные требования при прохождении аудита.

Хотя соблюдение лицензионных требований по-прежнему остается ключевым фактором, теперь в центре внимания оказались бизнес-результаты, и именно этот фактор превратил управление активами в стратегическую, а не тактическую деятельность. Более того, в сегодняшней экономической ситуации сокращение затрат снова приобретает важное значение. Видя свои затраты, компании лучше понимают не только, где можно сэкономить, но и какой эффект даст бизнесу дальнейшее сокращение расходов.

Тема управления ИТ-активами заняла важное место в программе форума ITMF-2017, проведенного издательством «Открытые системы». В большинстве озвученных на форуме проектов внимание акцентировалось именно на достижении практических бизнес-результатов.

«Поставщики услуг обещают контроль рисков и сокращение затрат. Однако большинство необходимых действий можно осуществить самостоятельно, без помощи внешних консультантов и какой-либо автоматизации», – считает Максим Юганов, начальник управления сервисной автоматизации, внедрения и контроля качества «Промсвязьбанка». Компаниям вовсе не обязателен «большой проект SAM», многое можно сделать даже без автоматизации. При этом используемые методы можно разделить на прямые (знать баланс лицензий, не покупать лишних, перераспределять имеющиеся) и аналитические (знать правила и политики поставщиков, менять условия на выгодные, использовать альтернативное ПО).

«Нам приходится обосновывать свои тарифы, поэтому чиновникам надо четко понимать затраты предприятия, в том числе в области ИТ», – объясняет Глеб Лигачев, директор по ИТ СО ЕЭС. Чтобы иметь такую информацию, было принято решение внедрить систему управления ИТ-активами на платформе Naumen. Несмотря на то что проект занял полтора года вместо планировавшихся четырех месяцев, его можно признать успешным. Как минимум, это стало еще одним аргументом в разговорах о тарифах с ФАС.

Андрей Кисляков, заместитель директора департамента ИТ-инфраструктуры «Мечел-БизнесСервиса», рассказывавший на прошлом форуме о результатах пилотного проекта построения платформы управления ИТ-активами на базе Ivanti Service Management, поделился итогами развития проекта: «Мы удалили неиспользуемых приложений на 26 млн руб. После установки агентов системы на 12 тыс. рабочих станций у ИТ-департамента появилась актуальная информация по установленному и реально используемому сотрудниками ПО. При этом ИТ-служба получает данные самостоятельно, прекратились “разборки” с филиалами относительно использования приложений. Более того, функционалом системы в своих целях начали пользоваться сотрудники службы безопасности внутренних аудитов».

 

Это не вся статья. Полная версия доступна только подписчикам журнала. Пожалуйста, авторизуйтесь либо оформите подписку.
Купить номер с этой статьей в PDF