ИТ-рынок

Российский рынок ИСУП начнет восстанавливаться с 2019 года

IDC опубликовала исследование, посвященное российскому рынку информационных систем управления предприятием – ИСУП. К нему аналитики традиционно относят приложения для управления ресурсами предприятия, цепочками поставок, операциями на производстве, взаимоотношениями с клиентами, а также приложения для бизнес-аналитики.

По данным IDC, в 2016 году объем рынка сократился на 1,1% – до 632,72 млн долл. При этом в рублевом выражении он вырос на 8,8%. Пятерка лидирующих поставщиков (SAP, «1С», Microsoft, Oracle, «Галактика») осталась прежней, тем не менее в целом российским поставщикам удалось немного улучшить свои позиции. В 2016 году по-прежнему две трети рынка приходилось на приложения ERP и BI.

Крупнейшими потребителями ИСУП остаются предприятия непрерывного производства и розничной торговли. Их совокупная доля на рынке составила около 44%. В 2016 году в пятерку вошли дискретное производство, сельское хозяйство, строительство и добывающая отрасль, а также энергетика.

Аналитики констатируют, что улучшение общей экономической ситуации хорошо сказалось и на всем рынке ИТ, и на этом сегменте. Как ожидается, среднегодовой темп роста рынка ИСУП до 2021 года будет положительным. Уже в 2019 году ожидается постепенное восстановление рынка.

ИТого

Облака стали рассматриваться как гарантия безопасности

Объем рынка облачных сервисов в России по итогам 2016 года составил около 29 млрд руб. По оценкам TAdviser, лидирующие позиции – 46% рынка – заняли российские разработчики облачных решений, распространяющие свои сервисы как самостоятельно, так и через партнеров. Доля иностранных вендоров облачных решений составила 31%, а на долю интеграторов приходится 23% рынка.

Источник: TAdviser, 2017

Среди западных вендоров основным игроком, по данным исследования, стал Microsoft с широким портфелем облачных сервисов Microsoft Azure, Office 365 и др., на долю которого пришлось около трети выручки (29%). Второе и третье места занимают IBM (18%) и Salesforce (14%).

Исследование также показало, что в России облако наиболее востребовано в ретейле, интернет-сервисах, FMCG и промышленности. Активно проникают облака в ИТ-компании, телеком, транспортную сферу и логистику. 64% опрошенных уже используют облачные сервисы. Те из них, кто выбрал иностранных провайдеров и готов раскрывать своего партнера, наиболее часто упоминают Microsoft (55%), Amazon (21%) и Google (16%).

Доминирующими критериями выбора поставщика в ходе опроса были названы стоимость сервисов (67%), а также опыт использования сервиса в отрасли или в аналогичной компании для решения похожих бизнес-задач (55%). Показательно, что, несмотря на все опасения по поводу риска потерять данные, 57% респондентов видят в облаках гарантию безопасности, обеспечиваемую провайдерами. В основном так думают представители среднего бизнеса (в том числе интернет-ретейла), а также поставщики интернет-сервисов и ИТ-компании, знакомые с требованиями и условиями соблюдения SLA.

Техника безопасности

Корпоративные сети Wi-Fi всегда уязвимы для хакеров

Во всех без исключения проектах по анализу защищенности исследователи Positive Technologies обнаружили проблемы с безопасностью, открывающие возможность атак через беспроводные сети компаний. Решить эти проблемы можно только путем комплексного подхода к обеспечению безопасности корпоративной инфраструктуры.

Одна из самых распространенных проблем безопасности корпоративных сетей Wi-Fi – использование словарных паролей, которые легко подобрать. С ними исследователи Positive Technologies сталкивались практически во всех проектах по анализу защищенности ИТ-инфраструктуры.

Кроме того, часто встречаются и ошибки конфигурирования сетей, расширяющие нарушителю возможности для проведения атак. К таким недостаткам безопасности относится отсутствие ограничения мощности сигнала беспроводных маршрутизаторов, в результате чего подключение к сети компании можно осуществлять вне контролируемой зоны – например, из соседнего здания или с парковки.

Часто бывает, что в компании ограничивают доступ сотрудников к Интернету, блокируют отдельные веб-ресурсы. Чтобы обойти такие ограничения, работники подключаются к нужным им сайтам со смартфонов. А для большего удобства они могут разворачивать на смартфоне беспроводную точку доступа, к которой подключают рабочую станцию и пользуются интернет-ресурсами через такое несанкционированное и никак не защищенное соединение. В ходе работ по анализу защищенности беспроводных сетей на каждом объекте в 2016 году выявлялись в среднем три несанкционированные точки доступа. В одной из компаний обнаружено сразу семь таких точек.

Как подчеркивают аналитики, отказываться от использования Wi-Fi не нужно, гораздо эффективнее – задействовать комплексный подход к обеспечению информационной безопасности. Важно заниматься повышением осведомленности сотрудников в вопросах безопасности, а также перекрывать потенциальные векторы атак на Wi-Fi – например, внедрять безопасные методы аутентификации с проверкой сертификатов, ограничивать доступ клиентов к гостевой сети, проводить регулярный анализ защищенности беспроводных сетей, выявлять и отключать несанкционированные точки доступа.

Словарные пароли делают неэффективными дорогие системы безопасности

Для атак на корпоративные информационные системы киберпреступники чаще всего используют несложные сценарии на основе известных уязвимостей. В случае успеха подобные атаки приводят к существенным финансовым и репутационным потерям. Positive Technologies выпустили исследование, в котором описали самые популярные сценарии атак.

В список вошли как простые атаки, не требующие специальных инструментов, так и более сложные – например, обход двухфакторной аутентификации, которая традиционно считается надежным методом защиты. В целом подобные сценарии атак позволяют экспертам компании получать полный контроль над локальной вычислительной сетью во всех проектах тестирований от лица внутреннего нарушителя, а при моделировании атаки внешнего нарушителя преодолеть периметр удается в 80% случаев.

Важно понимать, что используемые для атак пробелы защиты могут присутствовать в системе любой организации. При этом большинство атак вполне предсказуемы: каждый из описанных сценариев основан на эксплуатации наиболее распространенных уязвимостей, которые могут быть устранены с минимальными финансовыми вложениями, зачастую просто путем изменения конфигурации системы.

Эксперты также отмечают, что сложность компрометации ресурсов в значительной степени зависит от того, является ли подход к защите комплексным. Даже дорогостоящие решения по обеспечению безопасности могут оказаться бесполезными, если пользователи и администраторы ресурсов применяют словарные пароли. Было множество примеров, когда словарный пароль лишь одного пользователя позволял при атаке получить полный контроль над всей инфраструктурой корпоративной сети. Также было показано, что, имея привилегии локального администратора на рабочей станции или сервере, нарушитель может использовать специализированные утилиты для получения учетных данных даже при наличии антивируса.

Управление ИТ

Нестабильность порождает новое поколение CIO-инноваторов

Две трети организаций пересматривают свои ИТ-стратегии в связи с политической и экономической неопределенностью. Тем не менее, как показало исследование CIO Survey, проведенное Harvey Nash и KPMG, при этом 89% сохраняют и даже увеличивают инвестиции в инновации, в том числе в «электронных сотрудников» – искусственный интеллект в различных его проявлениях.

Источник: Harvey Nash, KPMG, 2017

Хотя нестабильность делает бизнес-планирование проблематичным для многих организаций, очевидно, что цифровые стратегии проникли в компании довольно глубоко. Доля организаций, имеющих полномасштабную цифровую стратегию, достигла 52%, а у 39% появилась должность цифрового директора (Chief Digital Officer). Для осуществления комплексных преобразований компаниям чрезвычайно необходимы специалисты по архитектуре предприятия.

Вопросы кибербезопасности как никогда актуальны: 32% опрошенных признали, что их компания за последний год подверглась крупной атаке. Лишь 21% ИТ-директоров заявляют, что «очень хорошо» готовы к атакам. Несмотря на то что широкое освещение получают действия хакеров, самый большой рост наблюдался в сегменте инсайдерских атак.

Как отмечают аналитики, экономическая и политическая обстановка изменяется очень быстро, что не может хорошо отражаться на настроениях компаний и их готовности к инвестициям. Однако многие ИТ-руководители находят возможность извлечь выгоду даже в таких условиях, делая свои компании более гибкими и цифровыми. Они начинают приобретать все большее влияние на первых лиц, которым нужен доверенный специалист для освоения цифрового окружения.

К числу ключевых можно отнести следующие выводы исследования:

«Цифровые лидеры» интересуются искусственным интеллектом

Лишь 18% ИТ-директоров считают, что им удалось разработать эффективную цифровую стратегию.

«Цифровые» компании в четыре раза чаще инвестируют в когнитивные технологии (25%).

61% крупных компаний уже инвестируют в «электронную рабочую силу».

ИТ-директора любят свою работу

Число ИТ-руководителей, «очень удовлетворенных» своей ролью в компании, достигло максимума и составляет 39%.

Впервые за последние 10 лет более 70% ИТ-директоров заявили, что их роль становится более стратегической.

92% ИТ-руководителей за последний год участвовали хотя бы в одном совете директоров.

Средняя «продолжительность жизни» CIO составила около пяти лет на одном рабочем месте.

CIO-женщины стали зарабатывать больше

42% женщин получили прибавку к зарплате (среди мужчин об этом заявили лишь 32%). Однако процент женщин среди ИТ-менеджмента по-прежнему крайне мал – 9%.

Сложность ИТ-проектов радикально увеличила риск неудачи

Две трети ИТ-директоров заявляют, что нынешние проекты заметно усложнились. Отсутствие спонсора проекта, слишком оптимистичный подход и неясные цели становятся главными причинами неудач.

27% в качестве главной причины провала проекта называют плохого менеджера проекта, однако специалистов с требуемыми навыками в списке наиболее востребованных экспертов нет.

Цифровая трансформация становится «новой реальностью»

88% руководителей финансовых компаний считают, что их бизнес уже находится под влиянием цифровой трансформации. Однако, как показало исследование, проведенное Fujitsu, в финансовой сфере довольно высокий процент руководителей полагают, что цифровые технологии затрудняют принятие долгосрочных бизнес-решений.

Около двух третей финансовых организаций обеспокоены вопросами внедрения цифровых технологий в своем бизнесе. Цифровая трансформация стала «новой реальностью» для компаний из всех секторов экономики и коренным образом изменяет привычные принципы работы современного бизнеса. В частности, в финансовой отрасли наблюдаются увеличение конкуренции, выход на рынок новых игроков, включая появление большого количества финтех-компаний и так называемых альтернативных банков. Как следствие, практически все руководители финансовых структур заявляют, что на их компании оказывает влияние изменившийся ландшафт рынка. 72% опрошенных полагают, что эти тенденции продолжатся и к 2021 году финансовую отрасль ждет общая трансформация.

Изменения принципов работы привели к тому, что у руководителей финансовых компаний возникло настороженное отношение к процессам цифровой трансформации. Почти половина респондентов (47%) полагают, что цифровые технологии оказывают негативное воздействие на принятие долгосрочных бизнес-решений. Только 9% руководителей считают, что занимают лидерские позиции по внедрению цифровых технологий в своем секторе. Тем не менее 62% участников заявили, что сейчас чувствуют себя более уверенно при принятии решений в отношении цифровой трансформации, чем два года назад.

Бизнес и технологии

Цифровая трансформация становится «новой реальностью»

88% руководителей финансовых компаний считают, что их бизнес уже находится под влиянием цифровой трансформации. Однако, как показало исследование, проведенное Fujitsu, в финансовой сфере довольно высокий процент руководителей полагают, что цифровые технологии затрудняют принятие долгосрочных бизнес-решений.

Около двух третей финансовых организаций обеспокоены вопросами внедрения цифровых технологий в своем бизнесе. Цифровая трансформация стала «новой реальностью» для компаний из всех секторов экономики и коренным образом изменяет привычные принципы работы современного бизнеса. В частности, в финансовой отрасли наблюдаются увеличение конкуренции, выход на рынок новых игроков, включая появление большого количества финтех-компаний и так называемых альтернативных банков. Как следствие, практически все руководители финансовых структур заявляют, что на их компании оказывает влияние изменившийся ландшафт рынка. 72% опрошенных полагают, что эти тенденции продолжатся и к 2021 году финансовую отрасль ждет общая трансформация.

Изменения принципов работы привели к тому, что у руководителей финансовых компаний возникло настороженное отношение к процессам цифровой трансформации. Почти половина респондентов (47%) полагают, что цифровые технологии оказывают негативное воздействие на принятие долгосрочных бизнес-решений. Только 9% руководителей считают, что занимают лидерские позиции по внедрению цифровых технологий в своем секторе. Тем не менее 62% участников заявили, что сейчас чувствуют себя более уверенно при принятии решений в отношении цифровой трансформации, чем два года назад.

PwC: ретейлерам нужна омниканальность

В текущих экономических условиях инвестиционная деятельность испытывает сильнейшее давление. Тем не менее, как подчеркивают в PwC, ретейлерам необходимо приложить усилия к переходу на эффективную модель многоканального обслуживания.

Онлайн-торговля остается одним из немногих секторов, продолживших расширение в реальном выражении в 2016 году. Большинство традиционных ретейлеров сообщили о снижении объемов продаж в магазинах, рост наблюдался только по каналам онлайн-торговли.

Лидером по совершаемым онлайн-покупкам в России уже давно является сегмент бытовой электроники и компьютеров. Кроме того, все более заметна тенденция распространения онлайн-шопинга в сегменте розничных продаж пищевых продуктов.

Несмотря на кризис, наиболее важным фактором, влияющим на приобретение товаров именно в интернет-магазинах, является вовсе не цена, а удобство совершения покупок и широкий ассортимент.

Исследование показало, что основной стимул роста – это увеличение частоты покупок так называемыми поздними последователями (late adopters), которые совершают все больше и больше покупок онлайн. В России, как и во всем мире, бурными темпами развивается сегмент мобильных продаж: мобильные сайты превратились в растущий наиболее быстро канал сбыта, и они ощутимо стимулируют увеличение объемов торговли.

Тем не менее магазины в ближайшее время не исчезнут, и их цель – привлечение покупателей. Есть неопровержимые доказательства того, что люди стремятся к физическому контакту с товарами, но их не устраивает процесс обслуживания в магазинах. Одним из возможных решений для ретейлеров могут стать инвестиции в шоу-румы – места, предназначенные не для продвижения товара, а для того чтобы привлечь потребителей. Наиболее понятное отличие шоу-рума от традиционного магазина заключается в том, что единственной его целью является демонстрация, а не продажа.

Четверть российских компаний внедряют виртуальную реальность

Уровень осведомленности представителей крупнейших российских компаний и отраслей о возможностях применения технологий виртуальной реальности в бизнесе высок, причем как в реальном секторе, так и в сфере услуг. Как показало исследование, проведенное совместно компанией «Крок» и Институтом современных медиа (MOMRI), почти две трети опрошенных (65%) знают о возможности применения технологий VR и AR на предприятиях.

Источник: «Крок», MOMRI, 2017

Наибольшую осведомленность о реальных проектах встраивания VR в технологические и бизнес-процессы продемонстрировали представители таких отраслей, как металлургия, машиностроение, строительная отрасль, энергетика, транспортные компании, а также финансовый сектор. В качестве примеров реального использования технологий виртуальной и дополненной реальности участники исследования называли решения для промышленного, строительного и инженерного проектирования, продаж жилой недвижимости, виртуальные обзоры производственных объектов, применение VR в обучении сотрудников (тренажеры и симуляторы).

Почти четверть (24%) представителей российского бизнеса указали, что в их компаниях уже внедрены или планируются к внедрению технологии виртуальной реальности. 41% опрошенных ответили, что, хотя технологии виртуальной реальности не внедряются в их бизнесе, они знакомы с примерами такого внедрения в других компаниях. Об использовании VR в бизнесе не слышали 35% респондентов. Любопытно, что большая часть предприятий, уже работающих с технологиями виртуальной и дополненной реальности, относятся к реальному сектору экономики (машиностроение, добыча и переработка, энергетика). В число основных сфер внедрения технологий вошли обучение персонала, проектирование и маркетинг. Это означает, что в самое ближайшее время на российском рынке увеличится доля VR-проектов в корпоративном сегменте и возрастет спрос на устройства и профессиональные системы визуализации.