«Цифровой» – очередное модное понятие, не уступающее по популярности «облаку». Сегодня эти слова обычно призваны иметь то значение, которое им хочет придать говорящий, особенно если он намерен вам что-то продать. Неудивительно, что подобная неоднозначность создала благоприятную почву для мифов.

Тем не менее цифровой бизнес действительно может наделить серьезными возможностями компании, чьи руководители способны видеть сквозь маркетинговый туман. Таким руководителям вполне по силам будет преодолеть трудности, которые новая парадигма создает для ИТ-директоров. Ну а тех, кто убежден, что новое – это лишь хорошо забытое старое, возникшие трудности вполне могут уничтожить.

Перечислим пять расхожих мифов о цифровой трансформации, а также назовем далеко не мифические проблемы и возможности, которые открываются с их преодолением.

Миф №1: «digital» – это существительное

Во многих публикациях, посвященных цифровому бизнесу, со словом «digital» («цифровой») обращаются так, будто это имя существительное. Когда «цифровой» превращают в объект, это уводит мысли не в том направлении. Посудите сами: есть цифровые стратегии, бизнес-модели, технологии, трансформация и т. п. Ведь это существительные, имеющие определенное значение. И если кто-то рассуждает о важности просто «цифрового», задайте очевидный вопрос: цифровое что именно?

Миф № 2: цифровой бизнес опирается на облака, Большие Данные с аналитикой, мобильность и социальные СМИ

Нередко перечисленные элементы называют «четырьмя столпами третьей платформы». Похоже, аналитики IDC придумали «третью платформу» как термин, подчеркивающий значение совокупности определенных тенденций. Но он не совсем точен.

Прежде всего неверен сам номер платформы – подразумевается, что мэйнфреймы и клиент-серверные вычисления были первой и второй платформами, но при этом упускаются бухгалтерские книги и калькулятор, а также такая мелочь, как Всемирная паутина.

Получается, третья платформа на самом деле – пятая, хотя кому какое дело.

Важнее то, что новые технологии появляются постоянно, и определять стратегию цифрового бизнеса их фиксированным списком – значит всерьез не улавливать сути.

Цифровой бизнес строится на основе стратегии, реализуемой благодаря новым возможностям, которые открываются в результате появления новых технологий. Но, если начальство убеждено в том, что технологические планы компании должны определяться потребностями бизнеса, отдел ИТ может сбиться с пути и все пойдет не так.

Если ваша компания первой начнет осваивать новые технологии, они откроют для нее потрясающие возможности. А если вы уступите первенство конкурентам, новшества могут стать для вас серьезной угрозой.

Поэтому игнорируйте детали так называемой третьей платформы и сосредоточьтесь на том, что важно, – на возможностях, которых не было раньше.

Миф №3: суть цифровой трансформации – использование технологий для повышения эффективности бизнеса

Повышение эффективности – навязший в зубах стереотип. Если кто-то думает, что цель цифровой трансформации – повышение эффективности, это потому, что ему на курсе управления бизнесом вдалбливали: эффективность с продуктивностью – единственный путь к победе.

Но это не так! Еще раз перечитайте миф № 2. Суть цифровой стратегии – в получении конкурентных преимуществ, а они, в свою очередь, гораздо больше влияют на валовую выручку, чем на рентабельность. Они нужны, чтобы повысить прибыли благодаря увеличению оборота, а не сокращению расходов. Не то чтобы снижать затраты было не нужно. Наоборот, это полезно, но только если из-за погони за эффективностью не...

Это не вся статья. Полная версия доступна только подписчикам журнала. Пожалуйста, авторизуйтесь либо оформите подписку.
Купить номер с этой статьей в PDF