Интернет вещей – одна из ключевых тем, обсуждаемых отраслевым сообществом в рамках общей дискуссии о цифровой трансформации предприятий. Мнения экспертов о зрелости технологий Интернета вещей разделились. Некоторые говорят о нем, просто реагируя на глобальные тенденции и маркетинговый прессинг вендоров. Но есть и те, кто пытается спроецировать Интернет вещей на реалии отечественного бизнеса, общества и инфраструктуры. Нам, безусловно, интереснее второе. И мы попросили ответить на актуальные вопросы по данной теме директора по исследованиям IDC в России и СНГ Елену Семеновскую.

– Насколько значима, по мнению IDC, роль Интернета вещей в процессе строительства цифрового предприятия с учетом российской специфики?

Роль Интернета вещей для построения цифрового предприятия важна с точки зрения получения большего количества информации и умения с ней работать. Цифровое предприятие опирается прежде всего на данные, которые лежат в основе всех бизнес-процессов компании. Интернет вещей – это одна из важных составляющих цифровой компании, особенно в промышленном сегменте. Получая данные с большого числа устройств, можно значительно оптимизировать работу оборудования и персонала, вывести обслуживание и ремонт устройств на новый уровень, сократить расходы. А значит, это актуальная технология для российских компаний.

– Соответствуют ли ожиданиям руководителей российских предприятий практические результаты использования технологий Интернета вещей? Что показывает опыт отечественных компаний?

В принципе, принятие технологий Интернета вещей основано на ожидании экономического эффекта, преимуществ для бизнеса. Руководителям функциональных подразделений это интересно в большей степени, чем ИТ-департаменту. Как любое другое внедрение, эта технология может разочаровать, если неправильно будет поставлена задача, вот почему компании проявляют такой интерес к сценариям внедрения Интернета вещей. Те проекты (в том числе пилотные), которые на сегодняшний день реализованы в компаниях, показывают хорошие, видимые для бизнеса результаты. В большинстве своем подобные проекты решают задачу оптимизации, повышения эффективности. В меньшей степени они решают инновационные задачи по разработке новых продуктов и услуг. Но это только начало, и по мере того как компании учатся работать с информацией, поступающей с устройств, они будут получать больше преимуществ от использования Интернета вещей.

– О чем прежде всего нужно помнить ИТ-директорам российских предприятий, приступающим к активному внедрению технологий Интернета вещей?

В современных условиях ИТ-директор перестает быть просто руководителем затратного подразделения, он становится катализатором инноваций. Интернет вещей может сыграть ключевую роль в том, чтобы заработали новые эффективные процессы, и способен дать толчок к ускорению освоения инноваций на предприятии в целом. В обязанности CIO будут входить не только обеспечение базы для поддержки Интернета вещей, управление массой данных и совместимостью подключенных устройств, но и постоянная максимизация новых бизнес-возможностей. Сейчас современному ИТ-руководителю нужно прежде всего начать с правильной постановки бизнес-задачи. Необходимо налаживать тесную кооперацию с представителями бизнес-подразделений, изучать опыт других компаний, потому что Интернет вещей подразумевает глобальную интеграцию и конкуренцию. Очень важно иметь отраслевую экспертизу, чтобы получить эффективное внедрение.