ИТ-рынок

 

Дополненная реальность за пять лет вырастет в десять раз

Дополненная и виртуальная реальность входят в моду, несмотря на то что находятся на ранней стадии развития. Хотя эксперты Strategy Analytics говорят о явно недостаточном внимании к 360-градусным фильмам со стороны потребителей, в IDC отмечают большое количество бизнес-направленных проектов дополненной реальности. Медицинские, производственные и маркетинговые приложения уже нашли применение, и к 2021 году ожидается десятикратный рост продаж таких устройств.

В текущем году на Mobile World Congress производители продемонстрировали широкий спектр разработок: например, американские горки Samsung и «костюмы для полетов» менее известных компаний. Другие разработчики, например Verizon, показали приложения дополненной реальности для мобильных устройств, ориентированные на индустрию моды и демонстрирующие варианты одежды и макияжа. По меньшей мере 15 производителей предлагают головные устройства или очки дополненной реальности, и крупнейшим является Epson с линейкой устройств Moverio.

ИТого

Embraer Commercial Aviation использует очки дополненной реальности Canon при комплектации самолетов, помогая заказчикам выбрать цвет и расстановку сидений и обстановки салонов. Case Western Reserve University при помощи Microsoft HoloLens обучает студентов анатомии, обеспечивая реалистичные картинки тел. Технологии Epson Moverio используются на японских бейсбольных стадионах, позволяя болельщикам параллельно с общей игрой видеть отдельных игроков и статистику матча.

По оценкам IDC, в 2016 году было продано всего 10 млн наборов виртуальной и дополненной реальности, но к 2021 году это число вырастет в 10 раз. При этом 62% продаж будет приходиться на консьюмерские решения, а организации, занимающиеся здравоохранением, архитектурой и разработками, обеспечат почти все оставшиеся 38% рынка. На долю других отраслей не придется практически ничего.

Интернет вещей становится реальностью

В мире растет число подключенных устройств – по оценкам отраслевых аналитиков, к 2020 году их будет 20-50 млрд. Как констатируют в PwC, растет и количество примеров применения Интернета вещей в экономике: энергетике, промышленности, жилищно-коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве, транспорте, здравоохранении.

В зарубежной практике немало успешных примеров внедрения Интернета вещей по инициативе как государства, так и бизнеса. Например, при поддержке государства в странах Евросоюза, Южной Корее, Китае и Индии внедряются технологии «умного города», которые позволяют эффективнее управлять энергопотреблением и транспортными потоками. В Великобритании и США реализованы масштабные программы по внедрению «умных счетчиков» для удаленного контроля энергопотребления в домохозяйствах.

ИТого

Интернет вещей обеспечивает бизнесу конкурентное преимущество посредством снижения затрат и развития новых источников дохода. Например, американская компания GE Aviation производит авиадвигатели, на которых установлены сенсоры, позволяющие удаленно получать данные об эксплуатации и на их основе выявлять оптимальные алгоритмы обслуживания самолетов, что позволило в семь раз сократить затраты на обслуживание. Другой пример – горнодобывающая компания Rio Tinto в Австралии, которая использует беспилотные карьерные самосвалы, работающие непрерывно и управляемые из оперативного центра, находящегося на расстоянии 1,2 тыс. км. Потребительский рынок все больше заполняют «умные» технологии: по результатам опроса PwC в США, устройства с технологией «умного дома» использует каждый четвертый потребитель.

Интернет вещей становится реальнос?тью. Увеличивающийся обмен данными требует развития новых сервисов, которые должны соединить нас с окружающим физическим миром.

Планшеты падают, трансформеры растут

Источник: IDC, 2017

IDC подвела итоги исследования российского рынка планшетов за четвертый квартал 2016 года. В Россию за этот период было поставлено около 1,45 млн планшетов. По сравнению с прошлым годом рынок сократился на 20% в натуральном выражении и на 24% – в денежном.

По мнению аналитиков, на фоне роста популярности крупноразмерных смартфонов планшеты теряют свою былую потребительскую привлекательность, к тому же эти устройства не являются предметом первой необходимости. Многие продолжают откладывать приобретение планшета, так как ожидают падения цен на устройства. По итогам года российский рынок планшетов сократился в денежном выражении на 28%; лидирует на российском рынке планшетов Irbis. Далее следуют Samsung, Lenovo, Digma и Prestigio.

Рынок планшетов в потребительском сегменте продолжает сокращаться 12 кварталов подряд. Многие производители корректируют свои бизнес-стратегии, уменьшая количество разрабатываемых моделей, уделяя все больше внимания моделям среднего и премиального класса. Планшеты в традиционном форм-факторе постепенно становятся нишевым товаром.

Между тем поставки устройств detachable, совмещающих в себе функционал ноутбука и планшета, увеличились на 40%. Для этой категории мобильных устройств создается все больше рабочих приложений, отдельных технологий по хранению данных на SSD, передаче звука и видео. В дальнейшем планшеты-трансформеры вполне смогут конкурировать с полноценными ноутбуками, становясь устройствами как для развлечений, так и для работы.

Популярность гибридных? устройств будет расти в будущем, особенно в коммерческом секторе. В условиях растущей мобильности сотрудников и цифровизации рабочих процессов планшет становится удобным инструментом, обеспечивающим работников постоянным доступом к необходимой информации.

 

Техника безопасности

 

Число утечек в России увеличилось на 80%

Источник: InfoWatch, 2017

По результатам 2016 года аналитический центр InfoWatch зафиксировал 1556 случаев утечек данных из организаций – на 3,4% больше, чем в 2015 году. Из традиционной тройки стран с наибольшим количеством утечек существенный всплеск наблюдался только в России, здесь было зарегистрировано 213 утечек конфиденциальной информации – на 80% больше, чем годом ранее.

В глобальной структуре скомпрометированной информации преобладают данные о пользователях: 93% утечек были связаны с кражей персональных данных и платежной информации. Большая часть украденных персональных данных пришлась на 44 «мегаутечки», в результате каждой из которых утекло не менее 10 млн записей. В 2016 году число «мегаутечек» выросло более чем вдвое. Зафиксировано 79 утечек объемом более одного миллиона записей каждая.

В 62% случаев причиной утечки стали внутренние нарушители в организации. Наибольший объем скомпрометированных персональных данных пришелся на компании высокотехнологичного сектора, торговые компании, отели и рестораны.

Пока у преступников нет Больших Данных, утечки не так уж и страшны

ИТого

Цифровая трансформация государства, бизнеса и общества несет новые риски и угрозы информационной безопасности. Корпоративные базы данных, содержащие имена, даты рождения, номера удостоверений личности и другую важную информацию о сотрудниках или клиентах, все чаще становятся мишенью киберпреступников. Обычным делом становится так называемая кража личности – преступление, при котором персональные данные человека незаконно используются для получения материальной выгоды.

Как отмечают в аналитическом центре InfoWatch, на примере стран с развитым цифровым обществом хорошо видно, что по мере цифровизации происходит и значительно больше утечек персональных данных, масштаб ограничен разве что размером базы данных компании или организации. Основную угрозу несут атаки на крупные сервисы с огромными массивами информации.

Долгое время в России не утихают дискуссии о возможности введения единого идентификационного документа, приравненного к паспорту гражданина страны. С большой долей вероятности можно утверждать, что введение электронных паспортов, удостоверяющих личность граждан, – это лишь дело времени. Следовательно, Россия встанет в один ряд с теми странами, где такие системы уже действуют и где мы видим значительный отрыв по количеству совершаемых «краж личности», а также по масштабам компрометируемых данных граждан.

Безопасность персональных данных не сводится только к одной их защите, существует как минимум еще один аспект, заслуживающий особого внимания, – возможность извлечения информации из сверхбольших объемов данных с помощью технологий Big Data. Способы применения украденных персональных данных, о которых принято говорить сегодня, не идут ни в какое сравнение с теми возможностями, которые открывают технологии машинного обучения, выявления неявных связей.

К счастью, в руках злоумышленников пока нет инструмента для извлечения из этого объема данных по-настоящему ценной информации. Действия людей, стоящих за «кражей личности», в большинстве случаев примитивны.

Промышленные компьютеры – в зоне риска

Источник: «Лаборатория Касперского», 2017

Во второй половине 2016 года каждый пятый компьютер на промышленных предприятиях России ежемесячно подвергался кибератакам. При этом общее число «пострадавших» машин с июля по декабрь постоянно увеличивалось – было атаковано 42% компьютеров, так или иначе относящихся к технологической сети предприятий.

По результатам работы центра реагирования на компьютерные инциденты на индустриальных и критически важных объектах «Лаборатории Касперского» (ICS CERT) выяснилось, что в 28% случаев источником киберугроз становился Интернет. Кроме того, на 6% машин вредоносное ПО было обнаружено при подключении съемных носителей информации.

В общей сложности эксперты выявили в системах промышленной автоматизации 75 уязвимостей, 58 из них максимально критичны для безопасности предприятий. Вместе с тем аналитики отмечают, что попытки заражения индустриальных компьютеров сегодня нередко носят случайный характер: скорее всего, злоумышленники атаковали корпоративную сеть предприятия, но из-за того, что она не отделена от технологической сети, зловреды попали и туда. Именно поэтому все те угрозы и программы, которые представляют опасность для компаний (в том числе программы-вымогатели, банковские троянцы, шпионское ПО), опасны и для промышленных предприятий.

Однако было бы ошибочно думать, что злоумышленники не интересуются индустриальными сетями. Так, из всех целевых атак, обнаруженных в 2016 году, каждая четвертая была направлена в том числе и на предприятия.

 

Источник: Kelly Services, 2017

Управление ИТ

 

Рынок труда «взрослеет»

Согласно результатам исследования, проведенного рекрутинговым агентством Kelly Services, российские кандидаты, родившиеся до 1964 года, так называемые беби-бумеры, чувствуют себя востребованными на рынке труда и готовы продолжить работу в режиме гибкого рабочего графика или частичной занятости.

Несмотря на чувство собственной востребованности, многие представители старшего поколения испытывают неуверенность по поводу трудоустройства. Только 40% беби-бумеров в России считают, что при необходимости смогут найти работу, аналогичную предыдущей или лучше; в странах Европы доля таких сотрудников составляет 49%.

Поиск работы у беби-бумеров может быть осложнен не только из-за возрастной дискриминации. Низкие шансы на трудоустройство работников старшего поколения зачастую связаны с их отношением к более молодым коллегам. Представители поколения Y все чаще оказываются в роли руководителей беби-бумеров или занимаются их приемом на работу.

Тем не менее общее между этими поколениями все же есть. Например, это готовность к работе по гибкому графику, а иногда – даже потребность в нем.

 

 

Бизнес и технологии

 

Виртуальная реальность: инвестиции есть, проектов мало

Согласно данным Института современных медиа, российский рынок систем виртуальной реальности (VR) для бизнеса к концу 2016 года достиг размеров в 348,2 млн руб. Прошедший год стал во многом определяющим для индустрии виртуальной реальности: вышли VR-гарнитуры Oculus, HTC, Google и Sony. Во многих странах, включая Россию, созданы первые отраслевые объединения, целью которых стала выработка единых технологических стандартов.

Количество компаний, занимающихся технологиями виртуальной реальности, за год в России выросло более чем втрое – с нескольких десятков до более чем сотни компаний. На рынке также насчитывается более 300 мобильных креативных команд, состоящих из 2-5 человек, производящих VR-решения или занимающихся их агрессивным маркетингом. Важнейшим фактором формирования рынка VR стал почти троекратный рост объема инвестиций – сейчас они оцениваются в 730 млн руб.

Исследование показало, что крупнейшие российские компании проявляют заметный интерес к виртуальной реальности, однако количество реальных проектов невелико – за весь 2016 год не более 20 организаций начали внедрять VR. Как подчеркивают аналитики, в целом российский бизнес заинтересован в VR-технологиях и готов инвестировать в это направление. Однако пока в бизнес-среде виртуальная и дополненная реальность воспринимаются больше как развлекательная технология с «wow-эффектом». Это в определенной степени сдерживает рост проектов в области корпоративного применения VR.

ИТ-сообществу важно работать над созданием единых стандартов, которые помогут заказчикам ориентироваться в быстро меняющемся мире VR-технологий и использовать их возможности с максимальным эффектом для бизнеса. В числе приоритетных для внедрения VR направлений можно выделить проектирование, продажи, рекламу, обучение и искусство.

Проблемы с качеством данных подрывают доверие клиентов

Источник: Experian, 2017

По мнению 64% компаний, неточная информация мешает им качественно обслуживать клиентов. Доступность больших объемов данных радикально повлияла на деятельность организаций, однако многие из них не успевают за растущими ожиданиями клиентов и регулирующих органов.

72% компаний, опрошенных Experian, отметили, что проблемы качества данных повлияли на доверие и отношение к ним со стороны клиентов, поскольку те все больше осознают ценность своих данных и свою уязвимость в случае некорректного обращения с этими данными. Ошибки компаний быстро становятся достоянием общественности, это обусловлено активным общением людей в Интернете. 81% организаций испытывают трудности с составлением и обработкой единого профиля клиента, а 64% признают, что неточные данные не позволяют обеспечить качественное обслуживание и удовлетворенность заказчиков.

Многие компании не в состоянии в полном объеме соблюдать нормативные требования по работе с данными. Например, в Европе положение таких организаций еще более усложнится с введением в действие в мае 2018 года комплексного свода правил, основанного на Генеральном регламенте ЕС о защите данных (GDPR). Почти половина опрошенных компаний все еще находится на начальном этапе соблюдения нормативных требований по обеспечению безопасности данных.

Как подчеркивают в Experian, сегодняшний мир основан на данных, и компании, независимо от их масштаба, имеют больше информации о клиентах, чем когда-либо прежде. Точная информация должна стать главным оружием в арсенале компаний, и ее следует направить на завоевание и сохранение доверия клиентов. Необходимо менять корпоративную культуру – такая задача стоит перед специалистами, отвечающими за работу с данными. Дальновидные компании оказываются в выигрыше – 69% организаций констатируют, что окупили свои капиталовложения в системы качества данных.

Треть компаний планируют в ближайший год добавить штатную должность директора по защите данных. Кроме того, 37% опрошенных намерены ввести у себя такие позиции, как «ответственный за данные» и «оператор данных».

Особенности национальной трансформации

В ближайшие два года цифровые преобразования станут основной задачей бизнеса. С помощью цифровой трансформации компании пытаются прийти к новым бизнес-моделям, открыть дополнительные источники доходов и переосмыслить подход к аналитике данных.

Источник: OSP Data, 2017

Для того чтобы оценить прогресс и перспективы такого явления, как цифровая трансформация бизнеса, компания Hitachi Data Systems провела два независимых исследования: глобальное, выполненное совместно с Forbes Insight, и российское, в партнерстве с OSP Data. Как констатируют аналитики, темпы цифровой трансформации в России пока отстают от мировых. Так, 90% участников глобального опроса утверждают, что в их компаниях процессы цифровой трансформации уже запущены. В России же только 48% опрошенных отметили, что в той или иной степени проекты цифровой трансформации в их компаниях уже осуществляются. Еще 35% российских респондентов определяются относительно стратегии будущих преобразований.

Как выяснилось, в ближайшие годы цифровые преобразования будут даже более приоритетным предметом инвестиций, чем новые продукты или расширение бизнеса. Более половины опрошенных как в России, так и за рубежом планируют стимулировать развитие бизнеса с помощью технологий аналитики данных, при этом большинство респондентов ожидают, что идеи цифровых преобразований будут исходить от высшего руководства компании.

В нашей стране самой главной технологией для цифровых перемен респонденты признали аналитику Больших Данных. Следом идут мобильные технологии и облака. При этом в фокусе инвестиций на российских предприятиях – клиентоориентированные проекты и разработка новых продуктов и услуг.

Облака – пока для хранения и резервного копирования

Источник: NetApp, 2017

Опрос 750 европейских ИТ-директоров, проведенный NetApp, выявил доминирующее положение модели гибридного облака. Чаще всего облачные технологии используются не для поддержки бизнес-критичных процессов, а для хранения и резервного копирования.

У компаний, переходящих на облачные технологии, наибольшей популярностью пользуется гибридное облако – более половины всех участников опроса сделали выбор в пользу комбинации частного и публичного облака. Кроме того, более половины назвали безопасность основной причиной перехода в облако, это указывает на то, что доверие к провайдерам таких услуг продолжает укрепляться. Основными направлениями использования облака во всех странах были хранение и резервное копирование.

Приобретая облако, заказчики обращаются к услугам партнеров разного профиля. Предпочтение отдается в первую очередь местным провайдерам – их выбрали 26% компаний. Менее популярны гиперскейлеры (18%) и крупные провайдеры облачных услуг или глобальные системные интеграторы (17%). Всего 3% респондентов заявили, что вообще не пользуются облачными сервисами или только планируют переход на них. У «облачных скептиков» нет характерных объединяющих признаков – по размеру бизнеса, отраслевой вертикали или, например, облачной стратегии.

Хранение данных и резервное копирование – основные направления использования облаков. Тем не менее исключительно ими дело не ограничивается. Например, в Великобритании 51% опрошенных используют базы данных из облака, а 40% – бизнес-приложения по модели SaaS. Менее популярны другие варианты, такие как удаленная работа, инструменты для совместной работы, аналитика и управление документооборотом.

Купить номер с этой статьей в PDF