ИТ-рынок

Рынок облачных сервисов растет за счет государства

Согласно подсчетам IDC, рынок облачных услуг в России, включая публичные и частные облака, в 2015 году составил 370 млн долл. Темпы роста рынка в рублях держались на высоком уровне – 67% к предыдущему году, и в национальной валюте рынок достиг 22,7 млрд руб.

Стабильные цены на облачные сервисы в рублях оказали положительное влияние на спрос. В результате совокупная доля местных поставщиков на рынке увеличилась. Тем не менее некоторым международным лидерам облачного рынка также удалось продемонстрировать уверенный рост выручки в долларах, даже несмотря на непростые экономические условия в стране.

В исследуемый период публичные облака продолжали доминировать на рынке облачных сервисов. Инициативы по импортозамещению в производственном секторе, а также по оптимизации производства на российских предприятиях повлекли за собой изменение структуры потребления облачных сервисов. При этом необходимо отметить, что темпы роста IaaS в два раза превышают аналогичные показатели SaaS-услуг прежде всего потому, что инфраструктурные сервисы рассматриваются как альтернатива покупке дорогого оборудования.

По мнению аналитиков, правительственные инициативы, связанные с внедрением облачных технологий в государственном секторе экономики и импортозамещением в производственном секторе, станут ключевым фактором роста рынка облачных услуг в России на ближайшие пять лет. Согласно IDC, российское правительство активно формирует условия, способствующие повышению эффективности российской экономики и ее переориентации на отечественное производство. Переход в облака играет ключевую роль в этих стратегиях, позволяя организациям избежать инвестиций в непрофильные активы и предоставляя возможность для страны построить новую ИТ-экосистему, в которой более не доминируют крупные иностранные корпорации.

Правительство планирует широко использовать публичные облачные услуги для нужд как федеральных органов власти, так и региональных

Само российское государство видит для себя в облаке привлекательную централизованную и экономически эффективную основу развития информационных технологий. Правительство планирует широко использовать публичные облачные услуги для нужд как федеральных органов власти, так и региональных. Этот подход будет распространяться и на госкомпании.

Российские компании также все чаще расценивают ИТ как инструмент для повышения эффективности. Спрос на автоматизацию бизнеса растет, и облачные вычисления способны удовлетворить его наиболее эффективно. Таким образом, за пределами государственного сектора ключевыми драйверами станут: фокус на компетенции, продолжение перевода СAPEX в OPEX, потребность в гибкости и масштабируемости, снижение совокупной стоимости владения и временный дефицит мощностей.

IDC прогнозирует, что рынок облачных услуг продолжит свой рост в 2016 году и увеличится за год почти на 9% в долларовом выражении. В пятилетней перспективе объем потребления облачных услуг достигнет 647 млн долл.

 

Техника безопасности

Каждая восьмая компания в России пострадала от киберинцидентов в облаке

13% российских компаний отметили, что за прошедший год они хотя бы однажды столкнулись с инцидентами, связанными с безопасностью облачной инфраструктуры. При этом, по данным «Лаборатории Касперского», к потере данных привели около трети инцидентов – 32%.

Ежедневно облачные корпоративные инфраструктуры и сети, вне зависимости от их размера, подвергаются большому количеству внутренних и внешних атак. Однако бизнес пока не воспринимает эту угрозу всерьез: только 27% российских компаний считают, что от защищенности их виртуальных систем и облачных инфраструктур зависит общая безопасность их корпоративной сети.

Наибольшую обеспокоенность у компаний вызывает защита внешних облачных услуг. Так, респонденты переживают, что инциденты могут произойти у поставщиков, на аутсорсинг которым переданы бизнес-процессы, у сторонних облачных сервисов или в ИТ-инфраструктуре, где компания арендует вычислительные мощности. Однако, несмотря на все это беспокойство, проверки соблюдения требований к обеспечению безопасности третьих сторон проводят лишь 15% компаний.

Как отмечают аналитики, несмотря на то что последние масштабные взломы происходили внутри ЦОД, традиционные системы безопасности по-прежнему фокусируются лишь на защите сетевого периметра и контроле прав доступа. При этом редко учитывается негативное влияние решений для защиты физической инфраструктуры на производительность виртуальных сред. Поэтому в конвергентных средах важно использовать комплексную защиту, обеспечивая безопасность виртуальных систем специально предназначенными решениями.

DDoS – частый гость в бизнесе

Источник: «Лаборатория Касперского», 2016

Вероятность того, что компания, один раз ставшая жертвой DDoS-атаки, подвергнется ей еще раз, весьма высока. Это подтверждают 77% российских организаций, неоднократно испытавших на себе такие атаки в течение года.

Как указывают в «Лаборатории Касперского», DDoS-атаки остаются одними из самых популярных в арсенале киберпреступников, причем целями злоумышленников становятся как крупные, так и небольшие компании из разных отраслей. Эффективность подобных атак весьма высока, поскольку нарушение непрерывности работы сервисов ведет к серьезным финансовым и репутационным потерям. Отметим, что 37% компаний были атакованы четыре или больше раз. Эта статистика подтверждает тот факт, что защитные инструменты от DDoS-атак обязательно должны входить в систему безопасности компании, и важным критерием их эффективности является способность обеспечить непрерывную работу корпоративных онлайн-сервисов непосредственно во время атаки.

Что касается продолжительности DDoS-атак, то в 40% случаев они длятся не более часа, а в 13% – до нескольких недель. Чаще всего жертвами этого вида угроз в России становятся компании, активно использующие различные веб-сервисы для своей основной деятельности, – предприятия электронной коммерции, финансовые учреждения, государственные органы, СМИ. Зачастую с DDoS-атаками сталкиваются высокотехнологичные организации, такие как телекоммуникационные и ИБ-компании.

Негативно влияет на репутацию компаний не только сам факт атаки, но и то, что нередко они узнают о ней от внешних источников: в 21% случаев – от клиентов, а в 29% случаев – от подрядчика, проводящего анализ защищенности ИТ-инфраструктуры организации. Впрочем, это неудивительно, ведь чаще всего киберпреступники атакуют внешние ресурсы: клиентские порталы, коммуникационные сервисы и сайты.

 

Управление ИТ

«Великолепная семерка» отвлекающих факторов

Всемирная паутина и рабочий компьютер содержат в себе множество отвлекающих факторов, а какие из них больше всего воздействуют на офисных сотрудников, выяснил аналитический центр Falcongaze. Самым популярным методом ускорения рабочего дня, как и ожидалось, является попадание в социальные сети. Про затягивающий эффект социальных сетей написано немало статей, а сами сервисы вовсю соревнуются в эффективности методов этого самого затягивания, подстраивая ленту новостей под пользователя, чтобы сделать ее максимально интересной и насыщенной. На такие уловки сложно не поддаться. Возможно, поэтому именно на социальные сети отвлекаются в течение рабочего дня 82% офисных работников.

На втором месте оказались мессенджеры. При этом следует учитывать, что мессенджеры давно и прочно срослись с бизнес-инструментами и вовсю используются для делового общения с коллегами, клиентами, партнерами. Сам факт переписки в мессенджере ничего не говорит о сотруднике – важно, является ли эта переписка деловой.

Источник: Falcongaze, 2016

Еще одним способом «занять себя» в ходе работы является веб-серфинг. В сетевой бездне офисные работники проводят в среднем по два часа в день. Таким способом спасаются от скуки около 61% сотрудников. Стоит отметить, что некоторые пользователи так устали отвлекаться во время работы, что даже идут на различные ухищрения для повышения концентрации – например, устанавливают специальные браузерные расширения или программы, блокирующие на определенное время развлекательные сайты.

На просмотр видео в Интернете отвлекаются в ходе работы 37% сотрудников. Кроме того, 20% работников проводят время за компьютерными играми, а 14% – на сервисах знакомств. Одним из неожиданно популярных занятий среди офисных сотрудников стало чтение книг. При этом следует не упускать из внимания то, что для множества специалистов это похвальное стремление повышать свою квалификацию при помощи профессиональной литературы, чего не скажешь о чтении дамских романов или детективов, чем также увлекаются российские офисные работники.

Важно понимать, что трудовая деятельность требует перерывов и не всякий время от времени отвлекающийся сотрудник является врагом производительности, – главным мерилом работы все равно остаются непосредственные результаты. Однако если рабочий компьютер и Интернет перестали служить на благо компании, то это повод для обстоятельного разговора с сотрудником.

 

Бизнес и технологии

Источник: Altimeter Group, 2016

Цифровую трансформацию чаще всего доверяют директорам по маркетингу

Опрос, проведенный аналитиками Altimeter Group, показал, что руководство процессами цифровой трансформации почти в два раза чаще возлагается на директоров по маркетингу, чем на глав ИТ-служб, – 34% против 19%. Как отмечают аналитики, наиболее важные направления трансформации – ускорение инноваций, модернизация ИТ-инфраструктуры и повышение операционной гибкости – обычно относятся к зоне ответственности ИТ-службы. Однако во главе проектов оказываются совсем другие люди.ИТ-директора часто остаются в стороне из-за загруженности другими делами. У них, как правило, имеется ряд начатых в прошлом и требующих внимания проектов, директора же по маркетингу, напротив, сосредоточены на поиске новых клиентов и увеличении продаж. ИТ-служба занимается обеспечением текущей деятельности, а отдел маркетинга должен всегда спешить и следить за последними изменениями на рынке. Весь образ деятельности директора ИТ-службы построен на управлении и контроле, тогда как ему необходимо научиться прислушиваться к людям.

 

Мобильные банки для бизнеса: рывка не будет

По результатам исследования эффективности мобильных банков для малого бизнеса, проведенного аналитическим агентством Markswebb Rank & Report, самые функциональные и удобные мобильные банки для малого бизнеса сделали «Тинькофф Банк», «Точка» и «Альфа-Банк». В приложениях этих банков наиболее полно реализован платежный функционал, есть шаблоны платежей, сервис проверки контрагента, графическая аналитика и распознавание платежного поручения по фото.

В банках, занявших последние три места (ВТБ24, УБРиР, «МДМ Банк»), нет возможности отправлять платежи, можно только посмотреть выписку и остаток по счетам. Тем не менее в некоторых банках очень хорошо реализованы другие базовые пользовательские задачи (вход, просмотр остатка, получение выписки), и поэтому их оценка значительно выше.

Банки в середине рейтинга (Сбербанк, «Райффайзенбанк», «Промсвязьбанк») имеют платежный функционал, но он ограничен: можно отправлять платежи только доверенным контрагентам или повторять уже совершенные через интернет-банк платежи.

Как полагают аналитики, мобильный банкинг будет расширяться в части платежных возможностей, а интерфейсы сервисов будут дорабатываться, чтобы основные пользовательские задачи выполнялись проще и быстрее. В мобильных банках для малого бизнеса будут появляться решения, которые уже используются в приложениях для частных лиц (вход по отпечатку, распознавание платежек по фото, 3D Touch). Однако существенного ускорения развития мобильного банкинга, скорее всего, не произойдет, в том числе из-за консервативности пользователей, которые пока предпочитают интернет-банки.

Источник: Markswebb Rank & Report, 2016