Высокие технологии

ИТ-рынок в 2015 году падал за счет зарубежных игроков

Эксперты «Руссофт» провели анализ данных, характеризующих российский ИТ-рынок. Их выводы не столь пессимистичны, как выводы западных аналитиков.

В целом подтверждая выводы ведущих зарубежных аналитических агентств о значительном падении объема рынка ИТ в долларовом выражении, в «Руссофт» тем не менее полагают, что основное падение продаж пришлось на иностранных вендоров. Однако в отношении отечественной отрасли разработки ПО и всего софтверного рынка России можно говорить даже о некотором росте.

По мнению экспертов, на падение объема ИТ-рынка следует смотреть с разных точек зрения. В частности, по предварительным данным, совокупная выручка российских софтверных компаний от продаж на внутреннем рынке в рублях увеличилась на 28%. С учетом инфляции рост составил 13%. Если вести речь об отечественных софтверных компаниях, то их сокращение рынка вообще не коснулось. Можно констатировать, что продажи отечественных разработчиков в 2015 году росли, в том числе благодаря естественному импортозамещению, которое было обусловлено в первую очередь повышением цен на импортное ПО, а также минимизацией рисков.

Глобальные корпорации, отечественные софтверные компании и российские пользователи ИТ по-разному видят ИТ-рынок. Глобальные компании доверяют данным исследовательских компаний IDC и Gartner, которые говорят о снижении объема ИТ-рынка России в 2015 году на 39 и 44% соответственно. Отечественные софтверные компании рынок измеряют в национальной валюте с учетом инфляции, поэтому, как правило, они ориентируются на данные Минэкономразвития. Конечных пользователей ИТ вообще не интересует, в долларах или рублях нужно измерять объемы рынка, им важно, какими ресурсами обладает рынок и какую цену предстоит заплатить за услуги и оборудование.

Обвал российского ИТ-рынка с сокращением его объема примерно на 40% основной причиной имеет примерно такую же по величине девальвацию рубля. Столь значимое сжатие рынка в долларовом выражении – серьезная проблема, но главным образом эта проблема ощущается работающими в России подразделениями глобальных компаний.

По информации Минэкономразвития, размер ИТ-рынка в 2015 году составил 740 млрд руб., что на 9% меньше, чем годом ранее, если считать в сопоставимых ценах. Если пересчитать данные IDC в рубли и учесть официальную инфляцию, то получится падение на 14%. Конечно, 9 или 14% – заметное падение, но это не 40%!

Однако измерять объем ИТ-рынка в рублях, в то время когда значительная часть оборудования приобретается по импорту, также неверно. Поскольку адекватной оценки такого смешанного рынка нет, в «Руссофт» разработали свой «бивалютный» индекс. Он рассчитывается следующим образом: рынок разделяется на импортные и отечественные продукты и решения, и для каждого сегмента определяются рост или снижение в соответствующей валюте, а потом при расчете общего объема рынка учитывается вес каждого сегмента. В результате была получена оценка снижения объема рынка на 25%.

Необходимо принимать во внимание, что при таком бивалютном подходе не учитывались три значимых фактора. Во-первых, цены и в долларах, и в рублях для покупателей снизились на несколько процентов. Во-вторых, начавшийся массовый переход корпоративных заказчиков на свободное ПО предполагает приобретение примерно того же функционала без оплаты лицензий. Аналогичный эффект дает и переход на облачные технологии, а он также весьма ощутим для российского ИТ-рынка. Следовательно, полученное падение в 25% можно скорректировать в меньшую сторону.

Онлайн-продажи B2B – новое поле боя?

Источник: Superjob, 2015

Согласно прогнозам Frost & Sullivan, В2В-продажи в электронной коммерции к 2020 году достигнут 1,1 трлн долл. Поведение и мотивация частных покупателей при совершении электронных приобретений уже давно стали предметом исследований, теперь все чаще акцент делается на онлайн-продажах продуктов для бизнеса.

Как выяснилось, 88% компаний покупают продукты для бизнеса в Сети. Более того, у половины случалась ситуация, когда они намеревались купить определенный продукт, но в итоге купили конкурирующий исключительно из-за того, что его было проще купить онлайн.

Каковы ключевые потребности корпоративных покупателей? Они очевидны: 94% хотят знать, где и как можно быстро приобрести продукт, 93% хотят знать мнения экспертов, а 92% – видеть продукт в действии. Главными информационными каналами при этом становятся сайты продавцов, их менеджеры по продажам, а также отраслевые публикации и конференции.

Техника безопасности

BSA: 64% ПО в России – нелицензионное

Согласно исследованию BSA, уровень использования нелицензионного программного обеспечения в России в 2015 году составил 64%, что на 2 процентных пункта выше уровня 2013 года, когда подобное исследование проводилось в последний раз. Такое положение дел во многом обусловлено общим ослаблением российской экономики. Падение рубля создало благодатную почву для использования нелицензионных программных продуктов. Пытаясь сэкономить в нестабильной экономической ситуации, компании готовы идти на риски. Даже в тех отраслях, где традиционно предъявляются особые требования к ИТ-безопасности, доля нелицензионного ПО на удивление высока. Результаты исследования показали: в среднем суммарная доля нелегальных приложений в банковском секторе и страховании составила примерно 25%. Согласно оценкам ИТ-директоров, приблизительно15% сотрудников в их компаниях загружают программное обеспечение из сети без ведома начальства. Но, как выяснилось, руководство заметно недооценивает проблему: в таком поведении признались почти вдвое больше сотрудников. Для компаний критически важно понимать, какое программное обеспечение установлено в их корпоративной сети. Многие ИТ-директора не располагают полной информацией о том, какое ПО установлено на их системах и является ли оно полностью легальным.

ИТ-безопасность не считают приоритетным направлением инвестиций

Преобладающим стимулом, побуждающим компании укреплять ИТ-безопасность, является поддержание доверия клиентов. Опасность потерять деньги и ухудшить репутацию из-за атак и похищения данных имеет меньшее значение. Опрос специалистов по компьютерной безопасности, проведенный агентством TechValidate по заказу компании Red Hat в начале текущего года, показывает, что, несмотря на понимание того, насколько важна безопасность компьютерных систем, лишь немногие компании считают эту область приоритетной для инвестиций.

81% опрошенных сообщили, что в текущем году в их организации бюджет компьютерной безопасности или вырастет незначительно, или останется на уровне прошлого года. У 61% опрошенных размер этого бюджета составляет не более 15% от общего ИТ-бюджета. Организаторы опроса считают такой уровень инвестиций недостаточным. Только 14% опрошенных обеспокоены наличием подключенных к сети устройств с устаревшими программами, а также устройств, программы на которых вообще нельзя обновить. В то же время у 36% вызывают озабоченность навыки сотрудников в области безопасности.

Интернет вещей: любой предмет может нести угрозу

У многих объектов Интернета вещей – физических устройств, оснащенных интернет-функциями, – слабый уровень защиты и недостаточные функции контроля, из-за этого становятся уязвимыми сети, системы и данные организаций. Компания Experian дала рекомендации по информационной безопасности и управлению рисками при использовании таких устройств.

Специализированные интернет-устройства, такие как смартфоны или планшеты, уже перестали быть единственными предметами, подключенными к Сети. В настоящее время связь с Интернетом имеют множество других потребительских товаров – автомобили, кардиомониторы и даже одежда.

Как подчеркивают аналитики, все подключенные к Интернету изделия собирают большое количество персональных данных. Такие данные передаются другим устройствам и хранятся в базах данных организаций. По мере роста Интернета вещей – а эта область расширяется стремительно – объем и значимость данных будут увеличиваться. Эта область будет привлекать киберпреступников: чем больше продуктов и услуг подключено к Сети, тем больше открывается возможностей для мошенничества. Если в решении есть какие-то уязвимые места, преступники найдут их и используют. Experian рекомендует компаниям исходить из постулата, что любой продукт может нести в себе угрозу.

Для минимизации возникающих рисков можно дать несколько рекомендаций:

• Определить, кто имеет доступ к системам и с какими целями. Также важно понять обычное поведение тех, кто заходит в такие системы, чтобы при возникновении необычных ситуаций можно было немедленно принять превентивные меры.

• Четко распределить роли и обязанности, касающиеся мониторинга доступа. Их можно сегментировать по таким факторам, как канал связи или направление деятельности.

• Обеспечить обмен информацией между клиентскими и операционными подразделениями вашего бизнеса. У многих предприятий жесткие требования в отношении аутентификации клиентов, но утечка данных чаще всего происходит в результате хищения учетных данных сотрудников компаний и использования этих данных для получения доступа.

• Кроме того, предприятия должны иметь надежные политики неприкосновенности частной жизни и обеспечивать их на практике. В этом случае есть увереннность, что сбор данных действительно необходим для предоставления предлагаемых услуг и что практики сбора данных понятны клиентам.

• Все собранные данные следует считать конфиденциальными. Необходимо подчеркнуть, что даже данные, которые кажутся малоинтересными, могут использоваться мошенниками для создания точных и надежных подставных личностей, онлайн-маскировки под законного пользователя, психологических манипуляций, фишинга.

Данные в обмен на сервисы

Европейские потребители доверяют достаточно широкому спектру организаций в плане защиты своих данных. Многие из них даже готовы предоставить свою персональную информацию в обмен на какой-либо бесплатный сервис.

Как выяснилось в ходе исследования, проведенного Opinium Research, доверие играет огромную роль. Передача данных частным компаниям заставила 70% опрошенных опасаться, что их персональная информация может попасть в чужие руки, а 64% респондентов обеспокоились нарушением своей конфиденциальности. При этом социальные сети и маркетинговые компании показали худшие результаты: 75% потребителей заявили, что они вообще не доверяют им в отношении защиты персональных данных. Банки считаются самыми надежными компаниями, им доверяют 76%.

Для некоторых из респондентов опасения отходят на второй план, если взамен им предлагают бесплатно воспользоваться каким-либо сервисом. Более половины из них готовы предоставить информацию о дате своего рождения, семейном положении и личных интересах. Многие готовы указать и свой номер мобильного телефона. Однако 31% респондентов не видят никакой пользы от передачи своей персональной информации компаниям.

Ответственность за защиту потребителей от киберпреступников также является предметом споров. 21% респондентов считают, что каждый должен самостоятельно нести ответственность, а 43% полагают, что это – обязанность государства. В целом все больше потребителей начинают осознавать, что они играют важную роль при защите от внешних угроз, но необходимо найти способ, чтобы разделить ответственность.

Бизнес и технологии

Электронная коммерция на пороге глобальных перемен

В условиях экономического кризиса электронная коммерция – это один из немногих секторов розничной торговли, которые в 2015 году продемонстрировали рост. Как считают в PwC, 2016 год станет поворотным в развитии многих тенденций, обозначившихся за последние несколько лет.

Эксперты отмечают, что во многом российский рынок интернет-торговли следует за глобальными тенденциями. Российские потребители, как и большинство покупателей в других странах, при совершении покупки в Интернете первым делом обращают внимание на удобство. Как и во всем мире, растет популярность мобильного шопинга. В то же время между Россией и зарубежьем существует большая разница в моделях поведения.

Изменилось также понимание «ценности» приобретения, ценовая доступность имеет большое значение для покупателей в каждой категории доходов практически в каждой стране и в каждой возрастной группе. 60% респондентов в мире назвали привлекательную цену основным фактором при выборе ретейлера. В России цену считают одним из главных факторов лишь 45% покупателей. Удобство не менее важно для 47% опрошенных. Более того, 72% покупателей в России готовы платить дополнительно за возможность вернуть товар в удобном для них месте.

Доверие к бренду занимает третье место в мире среди причин, побуждающих к выбору любимого ретейлера. В России же доверие к бренду не входит даже в первую пятерку причин и уступает целому ряду других, таких как программа лояльности или информационное наполнение сайта.

Социальные сети стали мощным фактором, влияющим на принятие решений о покупке. В текущем году 78% респондентов отметили, что социальные сети в той или иной степени оказывали на них влияние.

В эпоху цифровых технологий следует изменить взгляд на трудовые ресурсы

Источник: DBT Center, 2016

Компании не смогут реализовать возможности, необходимые для достижения успеха в эпоху цифровой революции, если будут игнорировать необходимость цифровых преобразований в сфере трудовых ресурсов. Согласно опубликованному отчету DBT Center, в результате цифрового прорыва из первой десятки ведущих компаний в каждой отрасли будут вытеснены в среднем четыре. Пытаясь бороться с лидерами цифровой революции, многие компании сосредоточили усилия по преобразованию бизнеса на информационных технологиях и бизнес-процессах. При этом, однако, они часто пренебрегают своим самым мощным активом – людьми.

Исследование показало, что в плане людских ресурсов три ключевые возможности цифровой гибкости бизнеса (исчерпывающая информированность, принятие обоснованных решений с учетом всех имеющихся данных и быстрое выполнение задач) полностью реализовали менее 10% компаний. Между тем речь идет о трех основополагающих функциональных возможностях персонала, которые организации должны реализовать, чтобы успешно конкурировать в «цифровом водовороте».

Вместе с тем исследователи предупреждают: отдельно взятые технологические решения – далеко не единственный инструмент преобразования рабочей силы. Такое преобразование должно вестись одновременно с изменениями бизнес-процессов по мере перестройки операционных моделей. Кроме того, этот процесс требует постоянного внимания со стороны руководства. Цифровая трансформация означает полную переработку правил ведения бизнеса и потребует персонала, должным образом подготовленного к работе.

Компаниям нужны не данные, а люди, способные с ними работать

Бизнес вынашивает планы относительно Больших Данных, но ему не хватает знаний. Все больше компаний инвестируют в технологии Big Data, однако использование результатов их работы остается под вопросом.

Проекты Больших Данных становятся для большинства компаний настоящей авантюрой. Такое впечатление складывается после ознакомления с исследованием Gartner, согласно которому 76% компаний планируют инвестиции в такие проекты, хотя лишь 23% имеют четкую стратегию их реализации. Это было бы не таким уж плохим результатом, если бы наблюдалась положительная динамика. Однако за три года картина практически не изменилась: подавляющее большинство адептов Больших Данных не знают, как извлечь ценность из своих хранилищ. Аналитики полагают, что компании действуют вслепую.

По данным исследования, проведенного GFK Eurisko, 52% компаний видят в Больших Данных весьма привлекательные для себя перспективы. В среде крупного бизнеса эта доля достигает 70%. Позитивные настроения стимулируют дальнейшие инвестиции в технологии Big Data.

Плохая новость заключается в том, что, несмотря на все желание применить Большие Данные на практике, большинству это не удается. Более того, компании, испытывающие проблемы, не знают, как изменить ситуацию. Разумеется, почти 100% компаний, расцениваемых аналитиками как лидеры, используют данные «для повышения своей эффективности и создания дополнительной ценности». Однако 73% всех остальных дрейфуют в океане Больших Данных, они просто не знают, что делать со своими данными. Не похоже, что их число в ближайшем будущем заметно сократится.

81% ИТ-директоров, участвовавших в опросе DNV GL, признали, что компании и их менеджмент ни культурно, ни технически не готовы к использованию Больших Данных. Если еще и принять во внимание отсутствие стратегии, то можно сделать вывод, что любые инициативы в этой области способны привести скорее к внутреннему взрыву, чем к полезным результатам.

Ключ к решению проблемы заключается в поиске людей, понимающих бизнес и способных исследовать имеющиеся данные. Как подчеркивают в Gartner, Hadoop изучить быстрее и проще, чем бизнес компании. Поэтому большие усилия должны быть направлены на обучение сотрудников. Компаниям не нужно больше данных, им нужно больше людей, способных с ними работать.

CRM: эволюция в сторону клиента

Аналитики Gartner опубликовали несколько прогнозов, касающихся взаимодействия компаний с клиентами и определяющих направления развития CRM-систем. В 2016 году 55% сотрудников продаж будут иметь доступ к корпоративным приложениям с мобильных устройств. В 2017 году как минимум одна многомиллиардная компания потеряет 50% своей стоимости из-за проблемы «цифровой этики», которая сильно расстроит регуляторов и охладит рынок в целом. В 2018 году 60% крупных компаний будут разрабатывать внутренние стратегии «цифрового путешествия клиента» при выстраивании отношений с ним. Кроме того, ИТ-департаменты, не использующие стратегию бимодальных ИТ, 50% новых CRM-приложений будут приобретать извне, не имея компетенций в них. В 2019 году 75% аналитических CRM-решений будут объединять десять и более разнородных источников данных, в том числе получаемых от партнеров и специализированных провайдеров данных. К 2020 году из-за отрицательного клиентского опыта разрушится 30% проектов цифрового бизнеса.

Мобильный банкинг: пользователи стали капризнее

UsabilityLab провела исследование 16 мобильных приложений банков для iPhone на предмет удобства и составила рейтинг. Лидером с весьма большим отрывом был признан Сбербанк.

В исследовании использовался метод качественного юзабилити-тестирования, в котором приняли участие 128 человек. Была собрана полная информация о том, как люди пользуются приложениями, и выявлены наиболее типичные и распространенные проблемы, возникающие при взаимодействии с ними. Результаты сравнительного юзабилити-исследования имеют практическую значимость для банков, которые развивают свои каналы ДБО. Чтобы исключить эффект «привыкания», тестирование проводилось не на клиентах банка, поэтому юзабилити-рейтинг прежде всего показывает, насколько первый опыт клиентов будет безболезненным, а значит – насколько быстро пользователь получит необходимый положительный опыт, чтобы воспринимать весь функционал и предложения банка. Результаты показали, как меняется пользователь и насколько аудитория становится требовательнее и даже капризнее. То, что в 2015 году пользователи оценивали как ошибку не критичную или среднюю, в 2016-м их уже не устраивает, они готовы возмущаться и прекращать работу.

Что не поменялось, так это отношение к техническим сбоям: пользователей это сильно расстраивает. У новых пользователей такие моменты снижают удовлетворенность, а у некоторых пользователей уменьшается уверенность в своих действиях.

Пятерку лидеров составили Сбербанк, ТКС, «ХоумКредит», «Русский Стандарт» и «Бинбанк». При этом общий балл приложения Сбербанка составил 91 из 100 возможных. Кроме того, эксперты отмечают «Газпромбанк», который за год радикально изменил свое приложение и поднялся сразу на седьмое место.