ИТ-бюджеты

Российские производственные компании готовы вкладывать в ERP

80% компаний, опрошенных Sage Rus, готовы в течение двух ближайших лет запустить внедрение ERP. Они рассчитывают потратить на это от 2 до 4 млн руб.

В январе-феврале 2016 года компания Sage Rus организовала опрос малых и средних предприятий, работающих в сфере производства, логистики и дистрибуции. Справедливости ради следует отметить, что опрашивали лишь тех, кто обращался в компанию по поводу внедрения ERP, но так и не сделал свой выбор.

Ключевыми факторами, определяющими выбор системы, для 83% респондентов оказались ее функциональность и базовая стоимость, а сроки внедрения и скидки, как выяснилось, практически не принимаются в расчет. Опрос также показал, что наиболее востребованы функции управления производством и ведения управленческого учета – к ним проявили интерес 74% компаний.

Предпочтения респондентов в отношении «коробочных» и индивидуальных решений разделились примерно поровну: 51% компаний предпочитают готовые, преднастроенные решения, 49% нуждаются в индивидуальном подходе. Самая подходящая стоимость решения, включая программное обеспечение и услуги по внедрению, должна составлять от 2 до 4 млн руб. – так считают 78% респондентов.

Деньги на технологии проходят мимо ИТ-бюджетов

Коммерческие отделы предприятий догоняют ИТ-службы по объему самостоятельных закупок технологий. Лидируют по этому показателю сегменты средств управления снабжением и обслуживания клиентов. Самый быстрый рост аналитики прогнозируют в сегментах инструментов маркетинга, безопасности и управления рисками.

Как полагают в IDC, к 2019 году доля закупок ИТ-продуктов и услуг, средства на которые выделяются не из центализованного бюджета ИТ-службы, дойдет в общем корпоративном бюджете в среднем до 47%, это на 3% больше, чем в 2015 году.

В Северной Америке в 2015 году из общего объема закупок ИТ-продукции на долю различных коммерческих отделов предприятий пришлось уже 58%, или 324 млрд долл. В Европе, на Ближнем Востоке и в Африке эта доля составляет 38%, в Азиатско-Тихоокеанском регионе – 29%, а в Латинской Америке – 25%. В ближайшие годы во всех регионах она будет расти, считают аналитики.

Закупаемую ИТ-продукцию в IDC делят на двенадцать сегментов. Самым большим по величине является сегмент средств, необходимых для обеспечения работы бизнеса (производства, обработки заказов и т. д.) – 252,7 млрд долл. в целом по миру. Однако доля закупок, осуществляемых коммерческими отделами, в нем ниже всего – 45%. Лидируют же сегменты средств управления снабжением и обслуживания клиентов. Самый быстрый рост аналитики прогнозируют в сегментах инструментов маркетинга, безопасности и управления рисками и обслуживания клиентов.

Техника безопасности

С киберпреступностью борются несогласованно

У многих топ-менеджеров нет четкого представления о том, кто на самом деле их истинный враг с точки зрения кибербезопасности и как с ним эффективно бороться.

Результаты опроса, проведенного IBM, показали: 68% опрошенных бизнес-руководителей считают кибербезопасность задачей номер один для предприятия, а 75% респондентов признают важность наличия детального плана по обеспечению защиты системы и данных. Вместе с тем в исследовании делается вывод: руководителям ключевых департаментов следует играть более активную роль в этом направлении и сотрудничать с коллегами из отделов информационной безопасности.

Чтобы картина мнений топ-менеджеров о кибербезопасности была неискаженной, исследование не охватывало директоров по информационной безопасности. Главным его результатом стало то, что 70% опрошенных руководителей компаний наибольшей киберугрозой для своих организаций считают хакеров-одиночек. Однако в действительности подавляющее большинство (до 80%) кибератак осуществляется высокоорганизованными преступными группами. 54% респондентов признают, что действия группировки киберпреступников могут навредить их организации. При этом половина участников опроса заявили, что не меньшее беспокойство у них вызывают и действия конкурентов по бизнесу.

Более 50% директоров сходятся во мнении, что для борьбы с киберпреступностью необходимо широкое сотрудничество. Но лишь треть выразили готовность поделиться с «внешним миром» информацией об инцидентах в сфере кибербезопасности, обнаруженных ими в своих организациях. Это свидетельствует о сопротивлении широкому и скоординированному отраслевому сотрудничеству.

Отделы маркетинга, кадров и финансов являются объектами повышенного интереса для киберпреступников, поскольку эти подразделения имеют дело с наиболее конфиденциальными и уязвимыми данными о клиентах и сотрудниках, управляют корпоративными финансами и имеют доступ к банковским реквизитам. При этом примерно 60% опрошенных директоров по маркетингу, персоналу и финансам констатируют, что они не принимают активного участия в разработке и реализации стратегии кибербезопасности. Так, лишь 57% опрошенных директоров по персоналу сообщили о проведении тренингов по кибербезопасности.

Чаще всего похищают учетные записи и личные данные

Источник: Gemalto, 2016

Первое место среди утечек по-прежнему занимают инциденты, связанные с хищением учетных записей и персональных данных, – по статистие Gemalto, на их долю приходится более половины всех утечек данных.

Что касается источника утечек, то в 2015 году наибольшее число инцидентов пришлось на атаки сторонних злоумышленников – всего было зафиксировано 964 таких инцидента, или 58% от общего числа инцидентов. Наиболее распространенными по-прежнему оставались утечки учетных записей – 53% от общего числа инцидентов.

Хотя больше всего утечек данных произошло в результате действий сторонних злоумышленников, на долю случайных утечек приходится целых 36% всех скомпрометированных записей данных. Число атак, осуществленных по заказу правительств различных стран, составило лишь 2% от всех утечек данных, однако их масштабы были колоссальны. На долю атак, совершенных внутренними злоумышленниками, пришлось 14%.

Как отмечают аналитики, в 2014 году потребители могли вполне обоснованно беспокоиться по поводу возможного хищения номеров их банковских карт. Однако существуют специальные механизмы, позволяющие ограничить финансовые риски. В 2015 году злоумышленники начали активно предпринимать атаки на персональные данные и учетные записи. В ситуации, когда компании собирают все большие объемы информации о пользователях, а повсеместная онлайн-активность потребителей становится все более разноплановой, инциденты становятся все чувствительнее. Если атаки, совершаемые с целью хищения персональных данных и учетных записей пользователей, продолжатся снова и снова, то доверие превратится в основной фактор, от которого будет зависеть, захотят ли клиенты и дальше иметь дело с той или иной компанией.

Бизнес и технологии

Аутсорсинга печати боятся

Исследование OSP Data показало, что около трети компаний пользуются аутсорсингом услуг печати. Основная причина отказа от подобных услуг – соображения безопасности.

В кризисные времена все предприятия стараются так или иначе сократить расходы или платить за используемые ресурсы по мере их потребления, а затраты сделать операционными. Один из способов добиться этого – передать на аутсорсинг вспомогательные функции.

Аналитическое агентство OSP Data провело для российского офиса Konica Minolta опрос представителей сотни компаний относительно того, пользуются ли они услугами аутсорсеров в области печати, и если нет – то почему.

Как выяснилось, 31% опрошенных компаний практикуют в той или иной мере аутсорсинг печати, еще 4% – планируют начать такого рода проект в обозримое время. А в 65% организаций прибегать к внешним услугам не собираются ни сейчас, ни в будущем. Наиболее частая причина отказа – соображения безопасности. Так ответили 43% респондентов, то есть две трети тех, кто не готов пользоваться услугами внешних поставщиков. Для сравнения: условия и стоимость услуг не устраивают 11% опрошенных, «не рассматривают в принципе» 5% отвечавших, у еще 5% – «нет потребности». Двум компаниям, которые пробовали перейти на аутсорсинг печати, не понравилось качество предлагавшихся услуг.

Особо стоит упомянуть, что три компании уже прибегали к помощи сторонних организаций для оптимизации инфраструктуры печати, но отказались от таких услуг. Одна из них готова сделать еще одну попытку.

Вендорам следует тщательнее подбирать партнеров, которым они хотят доверить оказание услуг, а заказчикам – обращать внимание не только на конечную стоимость, но и на все составляющие услуг. Возможно, следует начинать с развертывания пилотных зон, чтобы до начала полномасштабного проекта осознать все его преимущества и особенности.

Корпоративная мобильность насаждается сверху

Хотя мобильные возможности повышают личную эффективность сотрудников, исследование VMware указывает на значительные проблемы при переходе всего бизнеса к концепции корпоративной мобильности. Только 22% компаний в странах Европы, Ближнего Востока и Африки подтвердили, что их организация перевела хотя бы один ключевой бизнес-процесс на мобильную модель. Опрос выявил две основные проблемы, которые препятствуют переходу на модель, сфокусированную на мобильности всего бизнеса, а не на индивидуальной производительности. Главными барьерами были названы нехватка бюджета и безопасность.

Компании, выбравшие корпоративную мобильность, готовы подробно описывать операционные преимущества. 45% из них говорят о повышении эффективности работы сотрудников, 34% – об упорядочении бизнес-процессов, а 29% – о сокращении расходов на ИТ-поддержку. Это дает заметный бизнес-эффект: в среднем был получен возврат инвестиций в полуторном объеме. Из других результатов отмечаются эффективность работы персонала, использующего мобильные устройства, и повышение удобства пользователей.

Как подчеркивают аналитики, важно, чтобы призыв к внедрению бизнес-мобильности исходил от разных отделов организации. Пока же одними из главных сторонников корпоративной мобильности остаются руководители высшего звена: 38% компаний говорят о том, что их топ-менеджеры активнее всего выступают за мобильную стратегию.

Бизнесу критически важна производительность приложений

Исследование, проведенное Riverbed, выявило огромный разрыв между потребностями бизнеса и реальной производительностью приложений.

Опрос топ-менеджмента организаций показал, что бизнес сталкивается с низкой производительностью ИТ-инфраструктуры. 96% руководителей сошлись во мнении, что оптимальная производительность корпоративных приложений критически важна для эффективности бизнеса. При этом 94% опрошенных заявили, что низкая производительность негативно сказалась на их работе, а 59% участников исследования говорят, что ощущают такое негативное влияние еженедельно. Нарекания к производительности ИТ-систем создают целый ряд проблем для компаний – от упущенных доходов и клиентов до снижения работоспособности у сотрудников и ущерба имиджу бренда.

71% руководителей не понимают, почему их корпоративные приложения работают медленно. Это говорит о том, что ИТ-специалисты изолированы от бизнес-руководителей. Вызывает беспокойство тот факт, что, пытаясь решить проблему, менеджмент может еще более усугубить ее. 35% респондентов признались, что использовали несанкционированные приложения в случаях, когда корпоративные приложения работали медленно или переставали работать. Такое применение теневых ИТ еще более усложняет инфраструктуру.

Как выяснилось, одна из причин нареканий к производительности – переход к гибридной модели. Миграция приложений в облако дает адаптивность и снижение издержек. Но поскольку часть приложений по-прежнему находится внутри предприятий, миграция означает усложнение системы. Работа по оптимизации и обеспечению высокой производительности приложений для ИТ-департаментов действительно усложнилась. Им стало сложнее получить сквозную видимость в комплексных гибридных ИТ-инфраструктурах, которые возникают из-за одновременного использования облачных и внутрикорпоративных приложений.

CIO пытаются сохранить влияние

В начале года многие ИТ-директора оказались на перепутье. В зависимости от выбранной политики они могут или заявить о себе как об успешном руководителе, или оказаться на вторых ролях и заниматься «сопровождением и поддержкой», являясь исполнителем чужих стратегий.

Аналитики Deloitte выделили три приоритета для ИТ-директоров, которые хотят быть стратегами и инициаторами ключевых решений. Интервью с несколькими сотнями CIO, проведенные за последний год, ясно показали, в каком направлении успешные руководители планируют идти в 2016 году.

Во-первых, они весьма активно обновляют компетенции своих сотрудников. 35% ИТ-директоров назвали развитие сотрудников и взращивание лидеров главным приоритетом. Конкуренция за таланты разгорится с новой силой, однако привлечение и удержание специалистов станут критически важными задачами.

Вторым направлением усилий станет гарантирование реальной бизнес-ценности от инвестиций в ИТ. Кто-то все свое внимание сосредоточит на оптимизации бизнес-процессов и их эффективности, однако этого недостаточно. Чтобы позиционировать себя как бизнес-лидера, ИТ-руководитель должен самым ощутимым образом влиять на цели компании – и с этим требованием они все чаще сталкиваются. 44% руководителей обозначают рост бизнеса как главный приоритет на 2016 год. ИТ-директора должны досконально представлять себе, какую ценность и конкурентное преимущество несет каждая технология для их организации.

Наконец, дальновидные ИТ-директора будут бескомпромиссными в модернизации унаследованных решений. Часто их коллеги обращают внимание лишь на очевидную ценность от инвестиций в ключевые направления – например, в аналитику и цифровизацию бизнеса. На инвестиции в существующую инфраструктуру и поддержку приложений они смотрят свысока. 53% опрошенных CIO полагают, что поддержка унаследованных систем на имеет существенного влияния на развитие бизнеса, и это большое заблуждение. Растущая зависимость операций от фронт- и бэк-офиса и соответствующих данных способна сделать существующие системы основой роста бизнеса и даже инноваций.

Объединенные коммуникации превращаются в сервисы

Источник: West Unified Communications, 2016

Технологии объединенных коммуникаций (UC) могут существенно снизить расходы на мобильную связь и конференции, а также повысить эффективность совместной работы. Но многие организации, как считают в компании West Unified Communications, используют лишь незначительную долю возможностей этих технологий.

68% участников опроса, проведенного компанией, сообщили, что не ограничиваются применением обычной электронной почты и телефона, но основным инструментом остается все-таки голосовая связь. Конференц-связь применяется в 79% организаций, веб-конференции – в 76%, мгновенные сообщения – в 73%, видеоконференции – в 68%, а работа в режиме совместного использования экранов – в 67%.

Проблема заключается в том, чтобы сделать технологии объединенных коммуникаций доступными всем и интегрировать их со всеми устройствами, отмечают эксперты. Выйти из положения помогают технологии объединенных коммуникаций, предоставляемые в виде сервиса (UCaaS). Они не только значительно увеличивают возможности доступа к объединенным коммуникациям с мобильных устройств, но и позволяют интегрировать коммуникации с другими корпоративными приложениями в облаке, подчеркивают в компании.

Управление ИТ

Сотрудники готовы сокращать свои запросы ради стабильности

По данным исследования соискательского поведения, проведенного кадровым агентством «Юнити», в 2015 году 65% соискателей были готовы согласиться на уменьшение зарплаты, если компания гарантирует регулярные выплаты и объемы работ. По сравнению с прошлым годом, респондентов, заинтересованных в стабильности, стало больше на 15%. На 20% возросло число кандидатов, сменивших работу из-за задержки заработной платы или банкротства компании.

Данные Superjob говорят о том, что для 47% россиян работа – в первую очередь залог стабильности. Однако, по словам экспертов «Юнити», число компаний, готовых в нынешней ситуации сохранять постоянство планов и уверенность в результатах, значительно сократилось. По этой причине вырос спрос на «стабильного работодателя».