Российские ИТ-директора испытывают давление из-за финансовой нестабильности, хотя потребность в автоматизации и инновационных решениях, отвечающих приоритетам бизнеса, никуда не делась. Они крайне осторожно инвестируют в ИТ, и главным показателем эффективности для них служат финансовые результаты. Как отмечают в Gartner, в центре внимания отечественных CIO – оптимизация затрат на ИТ при сохранении приемлемого уровня сервиса. Как следствие, ИТ-закупки в первую очередь мотивируются ожиданиями значительной экономии от замены западного импорта на российские и азиатские решения. Импортозамещение будет влиять как на новые, так и на ведущиеся проекты.

Технологические приоритеты в России существенно отличаются от наблюдаемых в остальном мире. В числе приоритетов российских ИТ-директоров – инвестиции в ERP, инфраструктуру (в особенности в ЦОД) и бизнес-аналитику. Облачные вычисления и «цифровизация», актуальные на Западе, находятся в конце списка приоритетов, хотя на третьем месте и появились аналитические решения, а на четвертое место вышли долго недооценивавшиеся мобильные технологии. Тем не менее модернизация устаревших систем по-прежнему имеет более высокий приоритет, чем «цифровизация».

Тема оптимизации затрат получила развитие в рамках дискуссии «Как правильно экономить?» на портале Global CIO.

«Генеральный директор потребовал сформулировать направления снижения затрат в области ИТ. Это заставило меня призадуматься над тем, что конкретные направления – полдела, а вот сам подход – вторая половина», – подчеркивает Дмитрий Кудрявцев, эксперт Global CIO. Затраты бывают видимые, которые изменяются путем управления объемом услуг, и невидимые – для их изменения приходится искать и устранять ошибки и несоответствия в процессах.

Как рекомендует Кудрявцев, экономить проще на уже сложившихся процессах, при этом надо искать экономию комплексно по всей цепочке добавления стоимости. А чтобы быть уверенным, что найденный «лишний воздух» регулярно «выпускается» из процесса, нужно запустить систему менеджмента качества.

Впрочем, иногда руководители настолько непрофессионально смотрят на бизнес, что их «очевидные» и «эффективные» идеи (часто подсмотренные в каком-нибудь журнале или блоге) добавляют грусти и без того задавленным исполнителям.

«Искать экономию комплексно по всей цепочке добавления стоимости – это, конечно, правильно, но очень затратно и ощутимого эффекта не даст. Надо показать явные, видимые затраты», – полагает Виктор Федько, начальник управления ИТ МПО им. И. Румянцева.

Если ставится задача снизить затраты в области ИТ, то подразумеваются сокращение операционных расходов и уменьшение капитальных затрат, то есть свертывание части проектов, связанных с ними. Именно так и надо подходить к ее решению – тогда снижение будет очевидно.

К такому подходу можно отнести сокращение персонала, уменьшение расходов на офисную технику, закупку более дешевого оборудования – в пределах разумного.

«Кроме того, имеет смысл пересмотреть договоры на техническую поддержку. Наверняка от каких-то из них можно отказаться, то есть платить не постоянно, а только при форс-мажоре. Экономия, кстати, существенная», – рекомендует Федько. Наконец, важно «убрать лишний жирок» – пересмотреть портфель проектов, требующих больших затрат, с неявным и долгосрочным эффектом.

Всерьез же экономить на уже сложившихся бизнес-процессах – очень непросто. После длительного периода оптимизации продолжать доить эту «корову» будет проблематично.

«Тяжело выжимать из процессов, которые ты десяток лет оптимизировал, дополнительную экономию. Сейчас не 90-е и не 2000-е годы, когда для оптимизации была бездна возможностей», – согласен Марк Шварцблат, ИТ-директор компании «Акведук». В нормальной компании принятие решений, склад, логистику и производство за последние годы довели до ума. Если объемы и сфера деятельности кардинально не меняются, то там много не сэкономишь. Остается обращать внимание на стыки процессов.

Для обнаружения «валиков на боках» и «нескольких подбородков» всегда полезен аудит – взгляд со стороны. А что делать тем, чьи организации не могут пригласить сторонних консультантов и ревизоров? Приходится искать выходы, чтобы получить свежий взгляд и не заплатить за это слишком дорого. Как считает Шварцблат, в этом случае должны выйти на первый план самоорганизующиеся сообщества ИТ-руководителей, вплоть до проведения взаимных аудитов.

«Если нельзя сократить объемы работ, то разумно перевести часть ИТ-персонала на аутстаффинг или в аутсорсинговую компанию. Эффект может составить 10-15% от фонда оплаты труда переведенного персонала», – советует Денис Еремеев, директор по ИТ компании «Спецэнерготранс». В кризисное время вполне логично оптимизировать и показатели эффективности, а именно – их премиальную составляющую. Здесь можно сэкономить 15-25% от премиального фонда. Еще один рецепт – модернизация вычислительной техники вместо ее закупки, где это разумно. Эффект составит 5-10% от расходов на закупку.